Найти в Дзене
ГК ЭОН

Облик вооруженных сил в будущем военном конфликте

«Генералы всегда готовятся к прошлой войне» — фраза, приписываемая Уинстону Черчиллю, хотя говорил он о военном ведомстве в целом. Мы же попробуем дать прогноз о роли тех или иных вооружений и системе их взаимосвязи в гипотетическом неядерном конфликте, наподобие нынешней войны с Украиной. Наверное, с чего следует начать, так это с роли дронов, главным образом FPV. Дроны FPV действительно серьезно изменили не только ход боевых действий, но и уклад войны, но говорить, что такое изменение будет закреплено и сохранится, не приходится. Здесь, это технически возможно, и это вопрос времени; следует ожидать, что с появлением эффективных средств новых типов ПВО (индивидуальных ПВО для отдельного бойца) и единиц техники роль FPV-дронов будет существенно уменьшена до уровня, который в значительной степени вернет тактику действия вооруженных сил к тому образу, который был до начала массового применения FPV-дронов. В свою очередь, безусловно, сохранится роль тяжелой бронетехники. Танки по-прежнему

«Генералы всегда готовятся к прошлой войне» — фраза, приписываемая Уинстону Черчиллю, хотя говорил он о военном ведомстве в целом. Мы же попробуем дать прогноз о роли тех или иных вооружений и системе их взаимосвязи в гипотетическом неядерном конфликте, наподобие нынешней войны с Украиной.

APNT/Space CFT Zephyr - одна из первых возможных не только разведывательных, но и ударных платформ будущего у нашего вероятного противника.
APNT/Space CFT Zephyr - одна из первых возможных не только разведывательных, но и ударных платформ будущего у нашего вероятного противника.

Наверное, с чего следует начать, так это с роли дронов, главным образом FPV. Дроны FPV действительно серьезно изменили не только ход боевых действий, но и уклад войны, но говорить, что такое изменение будет закреплено и сохранится, не приходится. Здесь, это технически возможно, и это вопрос времени; следует ожидать, что с появлением эффективных средств новых типов ПВО (индивидуальных ПВО для отдельного бойца) и единиц техники роль FPV-дронов будет существенно уменьшена до уровня, который в значительной степени вернет тактику действия вооруженных сил к тому образу, который был до начала массового применения FPV-дронов.

В свою очередь, безусловно, сохранится роль тяжелой бронетехники. Танки по-прежнему будут основной сухопутной силой для наступления и контроля территории, как, собственно, и мотопехота. Что сохранится и усилится, так это появление беспилотных систем, действующих совместно с основными частями вооруженных сил. Однако сами по себе в перспективе такие роботизированные системы никак не отменят основные классы военной техники.

Те же МБЭК, при их безусловной жизнеспособности, с появлением высокоэффективных средств борьбы с ними не будут оказывать столь значительного эффекта, как в настоящее время. Зато они станут еще одним средством в арсенале флота, наряду с ракетами и вполне традиционными торпедами, которые, несмотря на свою эффективность, не отменили корабли как класс, но изменили их сами. Также и беспилотные системы, будь то МБЭК или морские воздушные беспилотники, будут интегрированы в состав флота и, возможно, приведут к созданию специализированных кораблей для их применения. По крайней мере, такие корабли уже заявлены и существуют на уровне аванпроектов у ряда государств (например, Турции, Китая, Японии).

Аналогичная картина ожидается и в сухопутных войсках, где наверняка появится безэкипажная техника, действующая одновременно с техникой, управляемой экипажами. То же самое относится и к авиации; впрочем, здесь мы это уже можем видеть на примере связки пилотируемого Су-57 и беспилотного С-70 «Охотник».

Действительно новым элементом может стать появление нового класса вооружений на базе псевдоспутников, способных осуществлять глобальный контроль целого театра боевых действий, а их роль не будет сводиться только к разведывательным миссиям, но и ударным, что сможет серьезно ограничить применение ударных средств и средств ПВО. Ожидаемая высокая эффективность псевдоспутников и сложности борьбы с ними, очевидно, приведет к появлению средств борьбы с ними, о вариантах которых мы писали ранее.

Тема облика вооруженных сил будущего явно выходит за рамки отдельной статьи, и мы, разбив её на несколько частей, обязательно к ней вернемся. Этой публикацией, наверное, больше всего хочется сказать, что феномен текущего военного противостояния, когда по существу далеко не самые высокотехнологичные и недорогие средства (малые дроны типа продукции DJI MAVIC, FPV-дроны) смогли оказать столь существенное влияние на ход боевых действий, если и повторится, то вероятно не скоро. А значит, как и прежде, значимую роль будут играть технологии высокого уровня, будь то развитие танков, авиации или появление новых боевых единиц на базе псевдоспутников.