Найти в Дзене
Владимир Андреев

Александр Глухов: «Никогда не льстил и не пресмыкался»

Актер драмтеатра отмечает полвека служения калужской сцене. С Александром Александровичем мы встретились в пятницу, 29 августа, после окончания дневной репетиции. Несмотря на почтенный возраст, а артисту исполнилось в этом году 84 года, он бодр, весел и готов к новым спектаклям. Листая старые фотографии сыгранных им ролей, отчетливо понимаешь, что этот актер был не до конца востребован. Причина, по его же словам, в стремлении всегда говорить правду, какой бы горькой она не была. Актер очень зависимая профессия. И дело зачастую касается не таланта. Очень много в театре происходит порой вопреки творческой составляющей. Бывает так, что актер или актриса не пришлись по душе режиссеру. В этом случае выходов обычно несколько. Либо всеми силами ублажать эго театральных начальников, льстить и хвалить, либо уволиться и искать на просторах российских театров своего режиссера. Александр Глухов выбрал свой путь. Он не стал пресмыкаться и не ушел. Все 50 лет службы в калужском драматическом он гово
Оглавление

Актер драмтеатра отмечает полвека служения калужской сцене.

С Александром Александровичем мы встретились в пятницу, 29 августа, после окончания дневной репетиции.

Несмотря на почтенный возраст, а артисту исполнилось в этом году 84 года, он бодр, весел и готов к новым спектаклям.

-2

Листая старые фотографии сыгранных им ролей, отчетливо понимаешь, что этот актер был не до конца востребован. Причина, по его же словам, в стремлении всегда говорить правду, какой бы горькой она не была.

«Нельзя потом стать порядочным»

Актер очень зависимая профессия. И дело зачастую касается не таланта.

Очень много в театре происходит порой вопреки творческой составляющей. Бывает так, что актер или актриса не пришлись по душе режиссеру.

В этом случае выходов обычно несколько. Либо всеми силами ублажать эго театральных начальников, льстить и хвалить, либо уволиться и искать на просторах российских театров своего режиссера.

-3

Александр Глухов выбрал свой путь. Он не стал пресмыкаться и не ушел. Все 50 лет службы в калужском драматическом он говорил то, что думал. А характер у Александра достаточно жесткий, несмотря на всю его приветливость, веселый юмор и легкость в общении.

Быть может, именно поэтому за полстолетия работы в калужском театре он нечасто получал главные роли.

-4

Эпизоды, в которых, кстати, он всегда был заметен, да бесконечные цари в сказках. Лишь в последние годы судьба повернулась к актеру лицом. Мощные работы в спектаклях Александра Баранникова «Вечер» и «Убивец» наконец открыли для калужского зрителя этого глубокого и тонкого актера.

- Александр Александрович, сегодня вы не жалеете, что были таким принципиальным все эти годы?

- Нисколько. Знаете, сейчас молодежь иной раз также как вы спрашивает меня. А я всегда отвечаю, что ну, вот раз ты сказал поперек своей совести, второй… и все.

Душа закроется. Ты не сможешь сыграть из ее глубины. И вернуться потом, уговорить свою совесть открыть душу очень сложно.

Понимаете, нельзя стать порядочным человеком «потом». Только здесь и сейчас.

Знаете, обидно и жаль бывает некоторых наших молодых артистов, которые по неопытности, из желания получить все роли сразу встают на эту льстивую дорожку.

- Но ведь можно же просто помолчать, оставить в себе все увиденные непотребства закулисья?

- Мне еще в далекие 80-90-е годы, когда главным режиссером был Роман Соколов, подходили коллеги с таким же предложением, мол, что ты лезешь? Помолчи просто, и все будет хорошо. Ну, не могу я молчать, не так воспитан.

Между Богом и дьяволом

Тридцать лет назад у Александра произошел коренной перелом миропонимания.

Он пришел в Православие.

Помогал ремонтировать храм Калуги недалеко от театра. Затем вдруг начал рисовать. Создал десятки картин, а потом вдруг сжег их.

-5

О своих тогдашних метаниях Александр вспоминает с осторожностью, видимо, борьба внутренняя еще идет у него в душе.

- Александр Александрович, так что же все-таки тогда произошло, 30 лет назад?

- Это случилось в 95-м году 25 мая. Театр играл на сцене ТЮЗа, в нашем здании ремонт шел. И вот пришел я как-то посмотреть наш спектакль и мне стало физически плохо от увиденного.

Вернулся домой и буквально взвыл к небу: «Ну, есть ты там или нет?!»

И, вы знаете что-то произошло со мной. Даже физически. Меня до этого часто мучала мигрень, а после голова перестала болеть.

Наваждение? Нет, что-то другое. Я никогда не умел рисовать, хотя мечтал научиться. И вот вдруг рука сама потянулась к карандашу, потом к краскам.

Однако, уже после я вдруг понял, что это не то, не от Бога это, собрал все свои картины, отнес их во двор храма и сжег.

Начал читать духовную литературу, ездил в Оптину Пустынь, был на Афоне, в Иерусалиме.

Мир действительно изменился для меня, но опасность того, кто за левым плечом пытается свернуть меня остается, так что я настороже.

У театра в плену

После той истории Александр не ушел из театра, остался.

-6

Продолжал играть небольшие эпизоды, но появилась у него внутренняя основа, крепость, за стенами которой легче оставаться человеком.

- Помните свой первый спектакль в калужском театре?

- Такое не забывается. 11 августа 1975 года хоронили нашу легендарную актрису Валентину Никитину, а я впервые вышел на калужскую сцену.

Точнее не на калужскую, а на Хвастовичскую. Спектакль был гастрольный. Помню у меня был ввод в роль и меня из Калуги в Хвастовичи доставили на кукурузнике, на самолете.

- В последние годы вы сыграли, наверное, лучшие свои роли в калужском драматическом. Микиту в «Вечере» и Порфирия Петровича в «Убивце». Тяжело дались эти роли?

- «Вечер» мы репетировали год и два месяца. С перерывами, помните, тогда ковид бушевал. Переболели мы все.

Я вообще четыре дня практически без сознания лежал. Ничего выкарабкались все. Последствия, конечно, есть. Память стала подводить, старческие болячки что-то активизировались. Но, ничего, все хорошо будет.

- Но в итоге спектакль-то получился…

- Да, я как-то иду по улице, ко мне подходят две женщины. Одна молоденькая, вторая постарше. Здравствуйте, Александр Александрович. Я говорю, здравствуйте. А я что-то не могу припомнить, кто вы такие. А мы ваши зрители.

Поблагодарили за «Вечер» сказали, что три раза ходили смотреть.

Значит не зря все это было, спектакль идет уже три года, жаль, что очень редко.

-7

«Убивец» тоже дался нелегко.

Мы же сделали так, что Раскольников перерождается после встречи с Порфирием Петровичем. Кстати, после этого разговора, после моего монолога и сам Порфирий Петрович перерождается, ему становится жаль Раскольникова.

Очень сложная сцена. Никак не шла. И вдруг на репетиции Александр Георгиевич Баранников включает Всенощную Рахманинова. Знаете, так негромко. И у меня внутри как взорвалось что-то.

После этого Баранников сказал: «Все, спектакль состоялся».

Кстати, я не помню, это была сдача или премьера. Кончился спектакль, я выхожу, а у меня никаких эмоций. Ни радости, что я сыграл, ни от успеха, вот ничего. Пусто. Что это такое? А это бывает, когда ты полностью всё выдал, и у тебя больше ничего не осталось.

Поговорили мы и о нынешних репетициях «Ревизора». Александр Глухов играет в нем Христиана Ивановича Гибнера — врач-немца.

Он шутит – в школе и институте немецкий учил, вот, видите, пригодилось.

-8

Глядя на Александра Глухова, на то, с каким азартом он говорит, как вскакивает во время разговора, не в силах сдержать свой темперамент, поражаешься жизненной силе этого человека.

-9

84 года за его плечами, а кажется, что перед тобой молодой актер, которому все по плечу. Но главное, это актер, сумевший через все театральное закулисье десятилетий пронести чистую радость жизни.

Браво, Александр!