Я посмотрела сериал «Этерна». Мне понравилось, и я подумала, что неплохо будет написать длинный-длинный отзыв (раз уж сериал такой короткий-короткий) о том, чем он хорош. Конечно, для сериала есть простой показатель – если хочется посмотреть следующую серию и второй сезон, значит, понравилось, и что там дальше растекаться мыслью по древу? Но Этерна – это очень сложная история, да к тому же ещё и Вторая Попытка. Тут есть о чём порассуждать.
Этерна - это экранизация, а значит, её не рассматривают как независимое произведение, а сравнивают с исходником. Это сразу создает дополнительные трудности, потому что сразу есть некий бенчмарк в голове у зрителя, читавшего (и любившего) книгу. Этим летом я также посмотрела экранизацию «Киллербота», и вот там сериал абсолютно испортил замечательную книгу. Про «Кольца Власти» я вообще молчу, это стыд и позор с чудовищным бюджетом. Хотя мне и поделки Питера Джексона по «Властелину Колец» не заходили, что уж скрывать. А вот с Этерной, на мой вкус, всё очень даже ничего, хотя, бесспорно, есть куда стремиться.
Я знаю, что многие фанаты-камшианцы негодуют, когда смотрят и обсуждают сериал, но я-то не фанат. Первые 2-3 тома книжной серии были очень ничего. Есть герои, которые мне очень нравятся. Есть несколько классных сюжетных ходов и много замечательных сцен. Но на самом-то деле автор с книжкой облажалась. Она не смогла сделать из книги историю, а вместо этого дала волю страсти плодить персонажей, а ранее напложенных оставляла без присмотра, «висеть в воздухе» на уровне «несколько классных сюжетных ходов и замечательных сцен». Этерна могла бы быть прекрасной книжной серией, но стала историей провала.
Как вообще экранизировать это развесистое многотомное чтиво, которое даже как развлекательная литература, к сожалению, под конец стало совсем нехорошо? Причём экранизировать надо так, чтобы сохранить каким-то образом то очарование, которое где-то было вначале и где-то ещё мелькает в последних томах, а ещё так, чтобы это всё-таки пришло к какому-то логическому концу и имело основную мысль или цель, к которой всё должно прийти, т.е. чтобы в конце концов это всё превратилось в законченную историю.
Я, если честно, удивлена, что кто-то вообще решил это снимать, потому что сделать для Этерны компактный, понятный и при этом увлекательный сценарий – это непростая задачка. Сама Камша-то не справилась. Но вот сценаристов я бы похвалила – у них явно есть какая-то идея и план, которому они собираются следовать. Это хорошо, потому что очень много серий, как книжных, так и киношных, умерло именно на том, что непонятно, куда шли. Снимали персонажей, ситуации, юмор, настроение, вселенную и т.п., но без понятия, куда это всё идёт, без истории. Здесь, скорее всего, понятно, куда идёт – к спасению мира.
Тем не менее, мне было очень мало материала.
2,5 года с начала пересъёмки, столько разговоров, столько тизеров, бесконечный пиар, и вот на выходе всего 6 серий по 50 минут, и в каждой из них от силы минут 35-38 реального действия. Это можно было уложить в один полнометражный фильм. Вполне можно было бы снять и 10 серий, и серии сделать подлиннее. Потому что, хотя событий там у нас и завались, но вот мне Этерна во многом нравится именно из-за персонажей, а такого хронометража хватает только на события, но не хватает на то, чтоб показать, какой у нас великолепный сыч герцог Алва и какой ещё щенок Ричард, и какой Зараза Валентин, и так далее. Всем персонажам нужно было больше экранного времени. Образ Матильды вообще не раскрыт, где пистолеты и собака? Было бы больше экранного времени - можно было бы тогда и мистику завернуть чуть посложнее, а то есть у меня сейчас опасение, что развитие будет слишком примитивным.
И всё же, несмотря на недостаток времени, в целом похвалю персонажей и кастинг.
Алва и Ричард хороши. Конечно, Первого Маршала в этом сезоне было очень мало. Практически все первые тома – они про первого маршала, и любим мы их во многом именно за это. Но это вопрос недостаточности материала. По-моему, Юрий Чурсин очень хороший Рокэ Алва. Даже не знаю, что тут ещё можно сказать. Возможно, те, кто его ругает, представляют себе персонажа совсем иначе – как такого типичного испанца, вроде Антонио Бандераса в молодости. Но поскольку это русское кино, то такой человек смотрелся бы в нашем сериале странно. Позвать на все роли соответствующих иностранцев мы не можем, потому что пришлось бы звать француза на роль Эпинэ, немца на роль Валентина, англичанина на роль Ричарда и т.п. Кстати, Ричард смотрится как надо – лопух он и есть лопух. Молодой наивный щенок, приехавший из глубокой провинции. Восторженности только маловато.
Мэллит мне очень понравилась и в пилоте, пусть она и не такая худенькая, как в книге, но она зато очень яркая и смелая, Мэллит должна быть смелая.
Евгений Стычкин в роли Енниоля, на мой взгляд, хорош, когда не забывает, что надо сказать «сын моего отца» вместо «я» и не обращается к Мэллит на ты. Видно, что борода у него не своя, но ему явно в удовольствие его роль главного гогана, который одним жестом может дать другим понять, что сейчас нужно сделать (выйти, войти, сказать и т.п.). В пилоте в этой роли был Михаил Козаков, но Стычкин даже с таким бенчмарком выступает прекрасно. Он сделал совсем другого, но не менее колоритного персонажа.
Магнус Клемент шедеврален. Ему явно очень по душе возможность стращать людей и подчинять их своей воле. Капитан Арамона очень театрален в своих интонациях, прям как распорядитель на балу, но ему это идёт, а ещё это хорошо запоминается как отличительная особенность, создаёт характер персонажа.
Понравился Фердинанд в сцене, где он решает оставить без носа Первого Маршала, и очень интересно, что создатели сериала придумали, как можно раскрыть его характер с помощью его занятий. Пожалуй, в книге Фердинанд как характер вообще отсутствует, а здесь Фердинанд получился самый настоящий живой король, только король-недотепа, наивный, простодушный король.
Да, вот ещё очень хороша сцена у Катарины, где она предлагает Айрис вернуть её обратно в Надор. Катарина не второго плана персонаж, хотя её пока было маловато, думаю, она могла бы там зажечь пожар.
И Эстебан. Мне нравится Эстебан. Я полагаю, что его всё-таки не убьют, так как решили устроить интригу с Айрис. Возможно, ему предстоит что-то получить в наследство. Ан нет, убьют. Но, может, из него потом выходца сделают? Актёр очень обаятельный, и мне будет жаль, если он исчезнет так быстро.
Из тех, кто не понравился – Марианна, Матильда, Мирабелла, Дьегаррон. Валентин как будто будет совсем другим персонажем, он очень симпатичный, но явно не из той оперы, что в книге. Адгемар … ну тоже совсем не такой, он очень откровенный, а должен юлить и вилять. И не король он, а казар со всеми вытекающими. Жаль, что мы не увидим Луизу Арамону – она в книжной серии прямо звезда, но, кажется, кастинга на неё не было, да и что они сделают с самим Арамоной, пока непонятно. Альдо в пилоте нравился мне больше, но ему в сериале тоже явно меняют характер. Будто бы он будет делать свои страшные дела не потому, что он такой равнодушный эгоистичный мерзавец, а потому, что он действительно милый, но донельзя избалованный засранец.
Очень много спорят об Эпинэ. Конечно, мне тоже нравился Павел Крайнов, он внешне идеально соответствовал книжному Эпинэ, и он явно продолжает сниматься, так как на Кинопоиске обозначены новые фильмы с его участием. Почему с ним прекратили работать, непонятно. Тем не менее, Павла Чинарёва назвать плохим выбором я тоже не могу. Есть ощущение, что по сравнению с книгой образ у него несколько упрощённый, и как потом сценаристы решат насчёт Марианны, непонятно, и с Мэллит он явно не соединялся, их и не соединяли. Тем не менее, у его персонажа есть идея, она очень сильная, и Павел Чинарёв её достойно доносит – хотя мне бы и хотелось, чтобы Эпинэ был несколько более утончённым.
Чтобы закончить с актёрами, отмечу, что, по-моему, самым слабым местом сериала является речь. У Ричарда это было ну очень заметно, а он ведь очень важный персонаж.
Произношение актеров по сравнению с первой частью удалось значительно улучшить – по крайней мере, они больше не мямлят и под нос себе не шепчут. Но мне не нравится, что сценаристы плохо поработали с лексикой. Понятно, что Этерна – это фэнтези, но происходит это фэнтези в декорациях Европы 17-18 веков. То есть по уровню развития цивилизации это примерно времена мушкетёров и виконта де Бражелона во Франции, в Англии – времена Гулливера и Робинзона Крузо. Так вот, персонажи Этерны свободно жонглируют словечками типа «проблемы», «минимальный», «непрактично», «надо бежать» и так далее. Но для того времени эти словечки были совсем нехарактерны, они очень современные, и поэтому режут слух – во всяком случае мне. Получается, что по фехтованию хороших консультантов создатели сериала нашли, а по лингвистике – нет. Впечатление несколько портит. Надеюсь, ко второму сезону удастся с этим что-то сделать.
С фехтованием же действительно всё отлично – с удовольствием посмотрела разбор поединка Эгмонта и Алвы, и оценила подход к постановке таких сцен. И в экшн вложились создатели, и в картинку красивую, и в декорации, и в костюмы. Смотреть мне было красиво. Павловск, по крайней мере, больше нигде я не распознала, хотя Бухару посмотрела с удовольствием, и мне кажется, это был крайне удачный выбор места для съёмок южных локаций. Я читала, что кто-то придирался к ИИ-кадрам, но я зритель не столь искушенный, мне в глаза ничего не бросилось.
Словом, хотела бы увидеть следующий сезон. Надеюсь, там серий будет больше, и они будут длиннее, и что мы снова увидим Эстебана.
Отдельный респект Кинопоиску за пиар Этерны. Пиар – это отдельное искусство, он во многом формирует то, как будет восприниматься сам контент. Он не просто привлекает внимание, он ещё и создает расширенное пространство для истории, потому что не все детали сразу бросаются в глаза, не все оттенки можно ощутить. И, конечно, он программу задаёт. Значительная часть успеха известных массовых картин, в том числе западных – это пиар, и много хороших фильмов мы не знаем, потому что пиара не было.
PS. Сериал хоть и 16+, но самую пикантную сцену изменили настолько стыдливо, что даже смешно. Кто читал, тот поймёт, о чём я.