Найти в Дзене
НЕ ФОТОГРАФ

Морская летопись Ялты на распродаже: в порту торгуют легендами флота

Ялтинский порт долгие десятилетия был не просто морскими воротами Крыма. Через его причалы проходили миллионы туристов, здесь швартовались круизные лайнеры со всего мира, а местный флот был визитной карточкой всего черноморского побережья. Основанный во второй половине XIX века, порт пережил расцвет в советскую эпоху, став главной курортной гаванью страны. Сегодня же его набережная стала музеем под открытым небом, но не для туристов, а для истории, которая медленно уходит на металлолом. Ялтинский морской порт, исторически являвшийся важным узлом пассажирских и грузовых перевозок на Черном море, был продан 1 августа 2025 года. Покупателем стало ООО «Черноморское развитие», которое приобрело 100% акций порта за 1,494 млрд рублей (соответствующее стартовой цене лота). Торги прошли в формате аукциона, и данная компания стала единственным участником Как и ожидалось, новые владельцы порта инициировали масштабную «зачистку» причалов от доставшегося им наследия. Началась тотальная распродажа

Ялтинский порт долгие десятилетия был не просто морскими воротами Крыма. Через его причалы проходили миллионы туристов, здесь швартовались круизные лайнеры со всего мира, а местный флот был визитной карточкой всего черноморского побережья.

Основанный во второй половине XIX века, порт пережил расцвет в советскую эпоху, став главной курортной гаванью страны. Сегодня же его набережная стала музеем под открытым небом, но не для туристов, а для истории, которая медленно уходит на металлолом.

Ялтинский морской порт, исторически являвшийся важным узлом пассажирских и грузовых перевозок на Черном море, был продан 1 августа 2025 года. Покупателем стало ООО «Черноморское развитие», которое приобрело 100% акций порта за 1,494 млрд рублей (соответствующее стартовой цене лота). Торги прошли в формате аукциона, и данная компания стала единственным участником

Как и ожидалось, новые владельцы порта инициировали масштабную «зачистку» причалов от доставшегося им наследия. Началась тотальная распродажа нерабочих судов. Серия однотипных объявлений с лаконичным «общество реализует теплоход» заполонила популярные площадки вроде «Авито», предлагая уникальные, но требующие колоссальных вложений лоты.

На данном этапе ООО «Черноморское развитие» готово расстаться со следующими плавсредствами, каждое из которых — страница морской истории.

«Олег Кошевой»: теплоход-призрак

Это классический теплоход проекта 1010 типа «Александр Грин», один из серии, носящей имена героев «Молодой Гвардии». Судно исправно работало на местных линиях вплоть до 2013 года. Однако перед курортным сезоном 2014-го его карьера трагически оборвалась: неизвестные вероломно срезали всю бортовую проводку. Добротное, крепкое судно было отстранено от работы и законсервировано на долгие десять лет. Интересно, что в начале 2024 года «Олег Кошевой» оказался единственным в портопункте «Массандра» теплоходом этого типа, избежавшим утилизации и получившим заключение о принципиальной пригодности к восстановлению. Теперь его судьба снова висит на волоске.

-2

«Петр Лидов»: последний великан

Это настоящий левиафан Ялтинского порта и, пожалуй, самое крупное судно, дожившее там до наших дней. Сухогрузный теплоход класса «река-море» проекта 1557 («Сормовский») был спущен на воду ещё в 1973 году. За свою долгую жизнь он успел побывать не только в портах Черного моря, но и совершать дальние вояжи, о чем свидетельствуют редкие фотографии на фоне набережных Санкт-Петербурга и даже ливанского Бейрута. Конечно, чаще всего его снимали с гордым названием «Ялта» на корме. С 2015 года великан простаивает в «Массандре», и его нынешнее состояние, увы, весьма плачевно.

-3

«МНМС-83»: малый, но удалый

Небольшой, но незаменимый трудяга порта. Это судно-нефтемусоросборщик, созданный для больших дел — очистки акватории от мусора и случайных утечек нефтепродуктов, которые оставляли после себя крупные пассажирские лайнеры. Блокада крымских портов после 2014 года сделала свое дело: крупные суда перестали заходить, и необходимость в услугах «МНМС-83» отпала. Продажа этого специализированного судна может говорить о том, что новые хозяева гавани не рассчитывают на скорое возвращение массовых круизов в Ялту, которые когда-то были основой экономики порта.

-4

«Крымская Стрела»: норвежская мечта советского народа

Это, без преувеличения, легенда мирового уровня. Серия высокоскоростных катамаранов этого типа проектировалась и строилась в Норвегии по специальному техническому заданию СССР для комфортабельных перевозок вдоль черноморского побережья. Ялтинские портовики даже курировали процесс постройки. Но СССР распался, и яркой мечте не суждено было сбыться. Вместо курортных рейсов ялтинским морякам пришлось возить на катамаране спецконтингент по Африке, а позже судно работало плавучим казино в израильском Эйлате. Из двух ялтинских «Стрел» уцелела лишь одна, и, судя по всему, её история также близится к завершению.

-5

В этой грустной истории радует лишь одно: в списке лотов пока нет других знаковых судов, таких как «Маргейт», «Владимир Луговской», «Константин Станюкович», «Константин Паустовский», «Коктебель» или буксир «Ялтинец». Часть из них до сих пор в строю, другие ждут своего часа на ремонт. Эти суда — последние активы работающего флота, и продавать их стоит не на аукционе, а лишь по достойной цене тем, кто действительно заинтересован в их сохранении и дальнейшей службе.

Эта распродажа — не просто избавление от старого металла. Это символичный финал целой эпохи для Ялты, которая из крупного международного порта рискует превратиться в тихую марину для яхт. Судьба этих судов — наглядная метафора выбора будущего для всего крымского побережья.