Жандарм из Сен-Тропе / Le Gendarme de St. Tropez. Франция-Италия, 1964. Режиссер Жан Жиро. Сценаристы: Ришар Бальдуччи, Жан Жиро, Жак Вильфрид. Актеры: Луи де Фюнес, Женевьева Град, Мишель Галабрю, Патрик Лаффон, Мадлен Делавевр, Жан Лефевр, Кристиан Марен, Ги Гроссо, Мишель Модо, Джузеппе Порелли, Габриэле Тинти, Жан-Пьер Бертран, Клод Пьеплю, Мари Паком и др. Комедия. Премьера: 9.09.1964. В кинопрокате РФ – с 1 июля 1992. Прокат во Франции: 7,8 млн. зрителей.
Жандарм в Нью-Йорке / Господин Крюшо в Нью-Йорке / Le Gendarme à New York. Франция-Италия, 1965. Режиссер Жан Жиро. Сценарист Ришар Бальдуччи. Актеры: Луи де Фюнес, Женевьева Град, Мишель Галабрю, Кристиан Марен и др. Комедия. Премьера: 29.10.1965. Прокат в СССР – с 29 ноября 1971: 17,3 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 5,5 млн. зрителей.
Жандарм женится / Le gendarme se marie. Франция-Италия, 1968. Режиссер Жан Жиро. Сценарист Жак Вильфрид. Актеры: Луи де Фюнес, Клод Жансак, Женевьева Град, Мишель Галабрю, Жан Лефевр, Кристиан Марен, Николь Гарсия и др. Комедия. Премьера: 30.10.1968. Прокат в СССР - с 3 июля 1978: 41,8 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 6,8 млн. зрителей.
Жандарм на отдыхе / Жандарм на прогулке / Le Gendarme en balade. Франция-Италия, 1970. Режиссер Жан Жиро. Актеры: Луи де Фюнес, Мишель Галабрю, Клод Жансак, Жан Лефевр, Кристиан Марен, Ги Гроссо, Мишель Модо, Ив Венсан, Николь Вервиль и др. Комедия. Премьера: 28.10.1970. Прокат во Франции: 4,9 млн. зрителей.
Жандарм и инопланетяне / Le gendarme et les extra-terrestres. Франция, 1978. Режиссер Жан Жиро. Сценаристы: Луи де Фюнес, Жерар Бейту, Жан Жиро. Актеры: Луи де Фюнес, Мишель Галабрю, Морис Риш, Жан-Пьер Рамбаль, Ги Гроссо, Мишель Модо, Мария Мобан, Мишлин Бурде, Жак Франсуа и др. Фантастическая комедия. Премьера: 31.01.1979. Прокат в СССР – с января 1981: 35,3 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 6,3 млн. зрителей.
Жандарм и жандарметки / Le Gendarme et les gendarmettes. Франция, 1982. Режиссер Жан Жиро. Актеры: Луи де Фюнес, Мишель Галабрю, Морис Риш, Ги Гроссо, Мишель Модо, Патрик Прежан, Жак Франсуа, Клод Жансак, Мишлин Бурде и др. Комедия. Премьера: 6.10.1982. В РФ – с июля 1992. Прокат во Франции: 4,2 млн. зрителей.
… Итак, в первой части этой франшизы (состоящей из шести лент, весьма успешно прошедших по экранам Европы) под названием «Жандарм из Сен-Тропе» персонаж Луи де Фюнеса получает служебное назначение в одно из самых модных мест для отдыха на Лазурном берегу, а там его авантюрная дочь выдает себя за дочь миллионера…
Во Франции эту комедию ждал ошеломляющий успех в прокате: без малого восемь миллионов зрителей в кинозалах. Таким образом, этот фильм стал самым популярным из всех лент Жана Жиро.
Но, увы, в советский прокат «Жандарм из Сен-Тропе» не попал. Возможно, по причине того, что там герой Луи де Фюнеса довольно долго занимался борьбой с нудизмом на пляже…
А вот три другие части франшизы («Жандарм в Нью-Йорке», «Жандарм женится» и «Жандарм и инопланетяне») на экранах СССР шли с большим успехом, собирая от 17,3 до 41,8 млн. зрителей только за первый год демонстрации в кинотеатрах.
В год выхода «Жандарма в Нью-Йорке» (под названием «Господин Крюшо в Нью-Йорке») в советский прокат кинокритик Виктор Орлов (1929-1972) писал: «Вам не надоел Луи де Фюнес? Нет. И никогда не надоест. Потому что этот всемирно известный актер изобрел свой особый странный мир. Мир вроде бы нормальный, реальный, мир сегодняшних улиц, домов, реклам, автомобилей, напряженно-деловой и столь же напряженно праздной жизни — но в котором скачет, веселится, злится ненормальный, нереальный, очаровательный пожилой толстячок, типичный средний буржуа с вовсе нетипичным характером. Он хотел бы перевернуть весь этот мир. Он обладает непостижимой глупостью — то есть полным пренебрежением к правилам поведения в мире и в обществе, полным отсутствием ориентировки, полным отрицанием реальной обстановки вокруг. Он обладает вулканическим, неудержимым темпераментом — что-то решив, чем-то вдохновившись, на что-то разозлившись, он движется к выдуманной цели с целеустремленностью и стремительностью торпеды, оставляя позади разбитые витрины, сорванные заседания, рассыпанные по всей улице ящики, ошеломленных друзей и родственников, поломанные лестницы и разбитые стулья... Он вечно в движении, он прыгает, срывается, бежит, жестикулирует, гримасничает. Но Луи де Фюнес — француз. Луи де Фюнес — актер мирового таланта, и потому, танцуя на острие ножа, он нигде не срывается в безвкусицу.
Его искусство, конечно, сродни искусству клоуна. Но он — «солнечный клоун». На его «номере» — не прозревают. Но очень смеются. Он хочет перевернуть мир. Но это — не протест. Это скоpee — поза. Мир остается непоколебленным, только чуть-чуть покореженным, ибо в картинах с де Фюнесом ломается и списывается в утиль в две раза больше вещей, чем в нормальном фильме. Мир остается. И уходит из него — в новый фильм — толстенькая фигурка актера, который памятует: смех человеческий продлевает людям жизнь. О, это мудрая глупость! И, реабилитировав артистическое понятие «глупости», мы можем с легким сердцем сказать: смотрите потрясающе глупый фильм с Луи де Фюнесом в потрясающе глупой роли! Обстановка — не важна. Сюжет — не важен. Окружение — тоже. Важно одно — в фильме снова будет скакать, веселиться, злиться, ломать стулья и судьбы, срывать заседания и двери Луи де Фюнес. Неумирающий де Фюнес. Жутко смешной де Фюнес» (Орлов, 1972).
А культуролог и киновед Нея Зоркая (1924-2006) отметила, что в комедии «Жандарм женится» «как всегда у французов — предельная серьезность исполнителей в эксцентрических ситуациях, легкость действия, игристого, подобно вину Прованса, неистощимость трюков, положений, вариаций, поворотов, нанизанных на стержень комедийного сюжета. И пусть наметанный глаз зрителя сумеет разглядеть под этой внешней пестротой и непринужденностью надежные рецепты смешного, пусть Фюнес все тот же, что всегда, сменил только имя персонажа, но никак не свою маску, оставшуюся неизменной, пусть в новых сочетаниях предстают здесь старые трюки, — смотреть эту комедию приятно и весело. Неистощимы эти трюки, эти перипетии комедии, а порой и обновлены в духе современных «веяний» (Зоркая, 1978).
Уже в XXI веке кинокритик Денис Горелов иронично утверждал, что «Капрал Крюшо родился в один год с инспектором Клузо, был таким же болваном и прожил столь же долгую и счастливую шестисерийную жизнь. Как и вся французская провинция, он был правее Папы, обожал штиль, колокола и быть большой лягушкой в маленьком болоте. Пресмыкался перед начальством и поедом ел рядовых. Испытывал неприязнь к потерпевшему. Свистел в свисток. Подглядывал в бинокль (вуайеризм – ахиллесова пята лицемеров). Возводил очи горе, барабаня шаловливыми пальцами. Смертным грехом считал нарушение скоростного режима. … Действительно, каждая серия жандармских козней путем символического маникюрного вмешательства легко преобразуется в кино про шесть шведок на Лазурном берегу, их неприятности и приятности с полицией» (Горелов, 2019).
В перерывах между шести частями своей самой кассовой франшизы о приключениях жандарма Жан Жиро снимал и другие комедии, которые за исключением «Больших каникул» и «Шарло в Испании», оказались не столь популярными у публики.