Ну вот и мы и подобрались постепенно к такому информационному кластеру в данном вопросе как ашкенази, кто они такие в целом мы будем разбираться позже (опять позже, но что поделать, вопрос очень объёмный), сейчас же могу смело сказать, что те общности иудейского вероисповедания, проживающие в Центральной и Восточной Европе и упакованные в конфессиональную семью под именем ашкенази, имели достаточно разное этническое происхождение.
И одной из основных составляющих, а в некоторых аспектах главной были евреи тевтонского типа (или североевропейского типа или прагерманского). Слышали о таких? А вот исследователи начала 20-го века выделяли их отдельной строкой, сегодня же ИИ нагло заявляет
Но вот если открыть книгу Мориса Фишберга то можем найти и прочитать следующее
мало того, что они имели место быть, так ещё многие исследователи говорили о некой конкуренции "тевтонцев" с другими еврейскими группами в рамках дружной семьи еврейских народов под именем ашкенази.
Для начала давайте определимся с именем, тевтонский, это не знак равенства, но практически идентично "немецкий" в нашем современном понимании и я буду употреблять иногда имя немецкие евреи как более понятный синоним.
Ну так давайте разбираться кто они такие откуда взялись и куда делись.
В этих наших интернетах есть три основные версии происхождения ашкенази:
1. Средиземноморская (предки ашкеназов прибыли в Германию и Австрию вместе с римлянами по римским дорогам — торговым путям из еврейских центров Средиземноморья).
2. Хазарская (Ашкеназы — это хазары, которые после крушения Хазарского каганата переселились в Польшу).
3. Прозелитская (Ашкеназы — потомки европейского или кавказского народа, принявшего иудаизм).
но я вот предлагаю рассмотреть эти версии применительно к происхождения именно немецких евреев, итак:
Средиземноморская- вполне правдоподобна, только стоит учесть, что Рим- это Священная Римская Империя, то есть по большому счёту и есть Германия и Австрия, при торговых контактах представители Рима привезли с собой евреев из Средиземноморья, то есть сефардов и вероятнее всего из Северной Италии, ниже я приведу пример как это происходило.
Что касается хазарской версии, здесь надо уяснить кто такие хазары. Если хазары были соседями Киева, и понять, что летописный Киев где-то в центре Европы и находился, то и хазары обитали где-то неподалёку в той же Германии (которую сторонники британского израилизма отождествляли с ассирией) или Польше (которую собственные историки привязывают к Сарматии).
Прозелитская- вычёркиваем "кавказского" и всё на месте.
Так вот, истина- микс первой и третьей версии, (ну может частично и второй, но это с моей стороны целиком попытка натягивания совы на глобус, фактов здесь нет, да и по сути не влияет она ни на что). И чтобы понять это я подсвечу ещё два момента.
Первый- по результатам разных замудренных анализов днк и всяких там галогрупп ашкенази, исследователи пришли к выводу, что этническая основа данной общности спустилась с Альпийских гор.
Второй момент- цитата из циклопедической статьи:
Шпейерский епископ Рюдигер Гуцман, который, расширив Шпейер присоединением к нему одноименной деревни, поселил здесь евреев в особую часть города, окруженную стенами для защиты евреев, и даровал им широкие привилегии (грамота 1084 года): им было разрешено заниматься разменом золота и ceребра, продажей и покупкой товаров в еврейск. квартале, в корабельном порту и во всем городе; кроме того, точно было определено правовое положение новой колонии.
теперь вспоминаем одну картинку "бананов"
обращаем внимание на "золотой банан"- ореол распространения сефардов, а "голубой банан"- наивысшая концентрация промышленного торгового и всякого прочего потенциала в 19-20 веках- ореол распространения ашкенази, а точнее евреев тевтонского типа, ну и пересечение этих бананов лежит на севере Альп.
Голубой банан- это торговый путь из Средиземного моря к Северному, вокруг которого и выросла куча производств. Этот путь был конкурентнее Гибралтара (уж не знаю по каким причинам, вероятно пролив был труден для судоходства или за проход через него через чур много платили). И вот с его освоением и строительством и связано появление здесь евреев и становление этноса ашкенази.
Желая обустроить будущие германские и далее английские земли местные господа (а зачастую не местные) переселяли на эти места сефардов с побережья Средиземного моря (см средиземноморская версия), но они являлись лишь этнической "закваской", а основу составляли как спустившиеся с Альп, так местные и прочие пригнанные племена (прозелитская версия), далее из этой смеси и зарождались на немецкой земле ашкеназские гетто, цеха, гильдии.
Таким образом при Каролингах (= при королях) возникли еврейские общины в Меце, Трире, Кельне, Майнце, Вормсе, Шпейере, при этом прирейнский "треугольник" (очень условно, по сути три города расположенных на прямой) Вормс, Шпайер и Майнц считается родиной ашкенази (но в узком смысле евреев тевтонского типа).
Далее пошло продвижение в сторону другого промышленно развитого региона Богемии и колонии ашкенази появились в баварском Регенсбурге, саксонских Магдебурге и Мерзебурге (где к ним и пристало имя ашкенази- искажённое "саксонский") и собственно в Праге (откуда пошла другая ветвь ашкенази).
С ростом роли промышленности и торговли на местах росла роль и общин немецких евреев в обществе, они обзавелись покровителями в лице как местных правителей, так и в лице императоров. Появилось такое явление как "придворные" евреи- привилегированный класс финансистов, обслуживающий высший свет. Историки отмечают, что евреи являлись одной из опор в борьбе императоров против пап, так вот читайте шире- евреи являлись активной стороной в большинстве религиозных войн в "средневековой" Европе. На самом деле граница между иудейскими верованиями и ранним христианством до середины 19-го века была очень тонка и в революционных движениях гуситов или лютеран жидовствующих было достаточно.
Мец, Вормс, Майнц, Шпайер становятся крупными центрами еврейских культуры и богословия. При этом разработанные каноны отличаются от канонов сефардов, также несколько разнятся с нормами более восточных ашкенази: литваков, галицких и польских, но об этом немного позже. Апогеем развития богословия в Германии стала реформа иудаизма (а точнее становление из иудейства) Авраамом Гейгером, Самуилом Гольдгеймом и прочими, принятая в штыки традиционалистами.
Стараниями Э. Ганса, М. Мозера, Л Лунца основано "Общество культуры и науки евреев" в Берлине. Среди немецких евреев берёт своё начало движение Гаскала- "Еврейское просвещение"- движение по принятию евреями европейской культуры и интеграции в современное общество. В результате большое количество евреев было ассимилировано.
Естественно, что это также вызвало и реакцию. Видные деятели выступали за эмансипацию и противодействовали принятию среди евреев христианства, появилась историко-позитивная школа Захариаса Франкеля и неоорртодоксальные течения иудаизма Азриэля Хильдесхаймера и Шишмона Рафаэля Гирша, вовлёкшие всё немецкое еврейство в религиозную борьбу.
Евреи тевтонского типа (как принявшие христианство и так и не ассимилированные) сыграли очень важную роль в этногенезе германского народа и становлении Германской Империи. Евреи имели огромное влияние в промышленности и финансах страны, стали значительными деятелями науки и культуры, имели представителей в военной элите.
С экспансией немецкой культуры на восток (напомню немецкие колонии были в России, Польше, Румынии и практически по всей Восточной Европе) двигались и тевтонские евреи, где они встречая похожих по верованиям евреев, ну относились к ним не всегда как к равным, но чаще всего смешивались, приобщая их к своим более передовым языку, культуре и канонам, и в большинстве случаев происходила ассимиляция и практически все евреи Центральной и Восточной Европы влились в дружную семью ашкенази.
Одной из таких групп переселенцев были курляндские евреи, проживавшие на территории современной Латвии, они сильно отличались от местных литваков (но об этих обеих группах будет отдельные статьи).
Теперь давайте я представлю свою хронологию событий. Переселение евреев в прирейнье- условный 18-й- начало 19-го веков, условный 18-й- это весьма неопределённый век, то есть история в которую мы можем поверить как в факт, но не можем привязать как-то по датам, это век мог длиться и 50 лет и тысячу. К эпохе наполеоновских войн немецкие евреи уже предстают как сформированная и самостоятельная этноконфессиональная и производственная прослойка общества. И рывком в формировании становится период между июльской революцией 1830 года (крушением Священного Союза- Первого Рейха с его сдерживающими механизмами) и революцией 1848 (становлением германской нации). Далее следует череда изменений, то дающих свободу еврейским общинам, то увеличивающих преследование, но надо понимать, что Германия не была прямо монолитным государством (да и сейчас не является) как вертикально, так и горизонтально, но общий курс был на ассимиляцию и ущемление в правах неассимилированных.
Теперь давайте подумаем, а почему же были такие колебания: то позовут, то изгонят. Когда немецким землям была нужна индустриализация, то на неё призывали цеховых, также к примеру поступали позже и в России и в Англии и в США, но в какой-то момент евреи со своим замкнутым цеховым менталитетом не позволяли двигаться далее от семейной мануфактуры или семейной лавки к крупной индустриализации и финансовому сектору страны. Ну а поскольку страна была неоднородна, то и процессы иногда слегка друг другу противоречили, перед Первой МВ в Баварии евреи занимались торговлей крупным рогатым скотом, и к индустриализации отношения не имели, а средства торгового оборота держали внутри общины, чем тормозили капитализацию. Ну и где-то после ПМВ, произошла череда событий, переросших в грандиозную трагедию (и здесь вина не только Германии, там старались многие и Великобритания не меньше, создавая информационный фон), заставивших немецких евреев покинуть свои родные землю и отправиться (частичным составом) на освоение Ближнего Востока как своего нового дома.
В 1871 году еврейское население Германской империи составляло немного более полмиллиона человек или около 1.2%, в 1910 году 615 тысяч человек или 0.95%, уменьшение в процентном соотношении связано с миграцией в первую очередь в США и ассимиляцией. Но ранее процентное соотношение было куда выше, особенно в промышленно и торгово развитых районах.
Что из себя представляли евреи тевтонского типа на рубеже в начале 20-го века? Читайте выше у Фишнберга: чисто внешне они мало чем отличались от нееврейских соседей, но исповедовали иудаизм и говорили на идише (точнее западных его наречиях) - "народном" языке, который мало чем отличался от немецкого, а по мнению ряда исследователей именно идиш и стал основой современного немецкого языка (или как минимум одного из его наречий).
Немецкие (да и не только) евреи не забыли о Германии как, своей исторической Родине и периодически выдвигали проекты о создании там еврейского государства или Северного Израиля, особенно после Второй Мировой Войны.
Кстати, немецкие евреи не растворились без остатка. В Израиле проживают группы евреев известных как Екке или Йекке, что является производным от Jacke- пиджак, одежда немецких евреев в Германии, которую они перенесли с собой и в ближневосточный регион. Термин является как бы уничижительным и может означать как потомков немецких евреев, так и педантичных людей- помните немцам приписывают любовь к порядку, ну и просто любителей немецкой культуры. В пятую алию (1929-1939) выходцы из Германии составили до четверти всех переселенцев- около 55 тысяч человек. Сегодня в Тель-Авиве в районе улице Бен-Иегуда есть район их компактного проживания "Бен-Иегуда штрассе", смешивание их идиша и иврита привело к появлению собственного диалекта- йекиша.
Йекке проживают и сохраняют свою немецкую культуру в США. Большая часть еврейской общины Франкфурта, покинула город после событий Хрустальной ночи и переселилась в район Нью-Йорка Вашингтон Хайтс, где и сегодня есть их синагога Хал Адат Йешурун, которая строго придерживается западноашкеназского литургического текста, ритуалов и мелодий (остальные синагоги США в большинстве своём придерживаются восточного - польского).