Найти в Дзене
окно в икону

Преподобный Иов Почаевский, "житием свят, по смерти блаженный"

С праздником, уважаемые читатели! Так о преподобном написали на его портрете, созданном в конце семнадцатого века. Автор портрета святого не знал, ведь преподобный Иов почил в Бозе в 1651 году. Прожил он, согласно житию, почти сто лет. Прославили его необычайно быстро - уже в 1659 году были обретены нетленные мощи. Точно не известно, где он родился, но житие говорит, что ушёл он в монастырь в десять лет, и вскоре был пострижен в монахи. После тридцати лет, когда он стал священником, его переводили из монастыря в монастырь, чтобы он своим примером добродетельной жизни укреплял других в те тяжёлые, сложные времена. Сохранилась его фамилия - Железо - и авторы житий часто рассуждали на тему, как он её оправдал своей стойкостью и мужеством. Везде его выбирали игуменом - хотели, чтобы их к спасению вёл человек, который опытно знает этот путь. Для своих собратий и прихожан был он кроткий и милостивый, смиренный и терпеливый. Под схимнической одеждой преподобный носил власяницу и вериги, так

С праздником, уважаемые читатели! Так о преподобном написали на его портрете, созданном в конце семнадцатого века. Автор портрета святого не знал, ведь преподобный Иов почил в Бозе в 1651 году. Прожил он, согласно житию, почти сто лет. Прославили его необычайно быстро - уже в 1659 году были обретены нетленные мощи.

Точно не известно, где он родился, но житие говорит, что ушёл он в монастырь в десять лет, и вскоре был пострижен в монахи. После тридцати лет, когда он стал священником, его переводили из монастыря в монастырь, чтобы он своим примером добродетельной жизни укреплял других в те тяжёлые, сложные времена. Сохранилась его фамилия - Железо - и авторы житий часто рассуждали на тему, как он её оправдал своей стойкостью и мужеством. Везде его выбирали игуменом - хотели, чтобы их к спасению вёл человек, который опытно знает этот путь.

Для своих собратий и прихожан был он кроткий и милостивый, смиренный и терпеливый. Под схимнической одеждой преподобный носил власяницу и вериги, так что ученик святого свидетельствовал о его измождении. Поскольку все окружающие восхваляли его, то ему нужно было уединение для того, чтобы молиться о своих грехах, и он выбрал пещеру в Почаевской горе. Мог там находиться и целую неделю, совершая молитву, чтобы вновь выйти к людям и помогать им.

Однако как жизнь святого была многомятежной, и постоянно он был втянут в какие-то имущественные и политические споры, не считая религиозных споров, в которых он участвовал в борьбе за Православие, так и почитание его не было постоянным. Первоначальное почитание сменилось забвением, из-за перехода Почаевских монахов в унию (гибридная религиозная организация, пытающаяся совместить отдельные православные моменты в вере с доминирующим католичеством). Как ни хотели униаты сохранить почитание святого Иова, ведь этот местный святой был нужен им для процветания монастыря, но католики не давали согласие на это. Преподобный Иов при своей жизни недвусмысленно боролся за сохранение Православной веры: участвовал в местном соборе, печатал материалы по осуждению унии, выбрал себе преемника на роль игумена, в котором был уверен, что он будет держаться Православия. Но в начале восемнадцатого века Почаевский монастырь всё-таки стал униатским, и от почитания преподобного игумена Иова, строго православного по своей вере, постарались людей отвлечь, что со временем удалось.

После возвращения Почаевского монастыря более чем через сто лет в 1831 году в Православие о святом Иове Почаевском забыли. И только через два года, и то стараниями приезжих паломников, возобновилось его почитание. Так что иконы святого сохранились только с девятнадцатого века.

Характерной чертой образа святого является небольшая седая борода, схимническая одежда. В руках у преподобного игуменский посох, он почти до самой смерти исполнял это послушание. Вид посоха пишется разный. Так как он был очень грамотным и знающим человеком, ему часто пишут свиток. Иногда на свитке видно слова из 15 псалма: "ниже даси преподобному твоему видети истления". Напрямую слова псалма относятся к Господу, но те святые, которые устремились к Нему, тоже получают по благодати Божией дары. В данном случае всех изумлял и вдохновлял узнать о нём факт нетления мощей, поэтому и выбран такой текст.

В общем и целом современные образы этого святого похожи на дореволюционные, такая же борода, такое же одеяние, посох и свиток.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я
буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть
вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной
связи!