Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Ергаки, день третий. Перевал Птица, с которого запросто можно улететь

Долго ли, коротко ли, а тропа по Ерагкам привела нас к кульминации маршрута - перевалу Птица. Он здесь высочайший (2097м), но при этом считается самым простым, и именно через него мы решили проникать в Долину Горных Духов.

Облепленное разноцветными палатками озеро Светлое, на котором и мы встали с вечера под крики какого-то праздника на том берегу, удивительно оправдывает своё название: дно его покрыто белым песком, в котором здорово смотрятся тёмные камни. И вечер провожал нас звёздами, а вот утром мы проснулись от стука дождя. Скалы Ергаков над озером заволакивал туман, а когда вышли мы на тропу, дождь и вовсе казался обложным. Я всё больше сомневался - а надо ли нам вообще идти в горы?

Но когда мы брели уже выше зоны лесов, как-то абсолютно внезапно слева небо посветлело, а затем и прояснилось. Скалистые горы разом проступили из тумана, поразив суровой красотой. А так как Аделинка на привала читала с телефона "Властелина Колец" и делилась с нами впечатлениями, при виде каменного лезвия узкого и в основном гладкого хребта с зубцами естественных башен, я уже не мог отделаться от ассоциаций с Вратами Мордора.

-2

У последних деревьев мы поравнялись с небольшой группой из Кемерова, и они попросили у нас зажигалку. Я было хотел отдать её сразу, но заколебался, а дальше и вовсе сошлись на том, что пособим на озере Художников, где основной лагерь по ту сторону гор. Но реальность оказалась сложнее...

Перевал встречает треугольным камнем, вопреки песне Высоцкого - идеально похожим на монумент. К нему прикручена доска в память о туринструкторе Екатерине Репиной, в 2023 году убитой молнией на перевале.

-3

Дальше ушедшая вперёд Аделина долго возилась на одном месте, а как только мы поравнялись с ней, предостерегла: "идите понизу, тут ОЧЕНЬ скользко" - так нас встретила первая преграда, которую я прозвал Карнизик. Правда - маленький, неприметный карниз из раскисшей от дождя земли, тропка, где едва хватает места для двух ног... над почти отвесной пропастью. Прошли мы его вроде и без особых усилий, но нервно, и мысль о том, что нам тут идти обратно, не понравилась никому.

-4

От Карнизика мы вышли на окружённый обрывами уступ, а от него круто полезли в гору. Кемеровчане, бросив рюкзаки, побежали в радиалку на пик Птица - он не сильно выше перевала. Мы решили не связываться и долго петляли среди валунов в несколько раз больше человеческого роста, а стоило было встать на привал - как откуда-то снизу нас нагоняла очередная группа. Народу на горе становилось всё больше, и вот, приметив в одной из расщелин людей, я спросил прямо - "как пройти на перевал".

В итоге мы, сняв рюкзаки, пролезли сквозь узкую пещерку между валунов, а за ней - почти такую же узкую щель с камнем-ступенью. Она вывела нас на крошечную площадку, с которой вниз открывался вид на Мраморное озеро, к которому вчера мы подходили радиалкой по долине Тушканчика, да и гора Тушканчик узнавалась поодаль.

-5

Перевал оказался не седловиной, а карнизом над этой долиной, и особенно впечатляет место чуть дальше: скала, похожая на нос корабля, выступает над отвесным обрывом несколько сотен метров высотой. По её краю идёт тропа - довольно широкая, ровная, надёжная... абсолютно в общем безопасная, но непроходимая для людей со страхом высоты, которым проще облезать её через ещё одну пещерку.

-6

А миновав карниз над Мраморным, попадаешь на ещё одну площадку, где в середине погожего дня собираются толпы людей. Собираются буквально на час-два: поход на Птицу, хоть туда-обратно, хоть сквозь перевал - дело на целый день, а потому стартуют и доходят сюда все почти одновременно. И надо заметить, никто кроме нас и кемеровчан не собирался спускаться дальше.

-7

Когда мы только вышли на площадку, за хребтом лежал туман, но вот он расступился, открыв нашу цель - скалу Парабола над парой озер: мелкое безымянное просматривалось до дна, а в озере Горных Духов отражались тучи.

-8

С другой стороны долины же как на ладони перевал Художников и его спуск через гигантский курумник. Там тоже стояли люди: большинство туристов ходят на эти перевалы радиалками и лишь любуются Долиной Горных Духов внизу.

-9

Мы радовались, что самое трудное позади... но самое трудное ждало нас сразу после перевала. Кажется, эту скалу называли Поцелуйчик туристки, ещё на прошлой стоянке отговаривавшие нас идти через Птицу: тропка сначала ныряет под козырёк огромного камня (где я со своими 185 сантиметрами роста и торчащим ещё выше рюкзаком не мог распрямиться), а из под камня спускается под ощутимым наклоном узкий каменный карниз над отвесным обрывом. И честно сказать, у меня руки мокнут от одного воспоминания о нём...

-10

Но мы и это преодолели, а дальше оставался лишь муторный, но в целом безопасный полукилометровый спуск по крутым сыпучим тропам. Долина Горных Духов встречала радугой - самой яркой радугой, что я видел в жизни: даже фиолетовая полоса в ней просматривалась отчётливо.

-11

Самый эпичный момент спуска приключился с нами по собственной глупости: у меня отвалилась привязанная к рюкзаку палатка, и чтобы не тащить её до удобного места, чтобы привязть обратно, я решил кинуть её Наташе, стоявшей чуть ниже в соседнем витке серпантина. Кинул - промахнулся: палатка весело покатилась вниз, буквально прыгая с камня на камень, и наконец ухнула за уступ. К счастью, там она остановилась, метрах в десяти от тропы с безопасным подходом... но пролети она ещё сантиметров пять - улетела бы от нас с концами.

-12

Между тем (что именно нас задержало на час - здесь вежливо промолчу), дело шло к сумеркам, а впереди лежали тяжёлые курумы вдоль озера Горных Духов и 200-метровый спуск из его висячей долины к озеру Художников. Эти же 200 метров отчаянно не хотелось лезть на обратном пути...

-13

В общем, мысль нарушить законы природного парка и немного ТБ (медведи не дремлют!) и встать у озера Горных Духов крутилась в голове, а когда её же озвучила Аделина - сопротивляться этой мысли я уже не мог. Вздохнув, что так и не помогли кемеровчанам зажигалкой (а их, медленно уходивших к краю долины по курумам, мы видели сверху), мы встали напротив Параболы. На окрестных скалах, в таком свете похожих на языка пламени, догорал закат...