Долго ли, коротко ли, а тропа по Ерагкам привела нас к кульминации маршрута - перевалу Птица. Он здесь высочайший (2097м), но при этом считается самым простым, и именно через него мы решили проникать в Долину Горных Духов.
Облепленное разноцветными палатками озеро Светлое, на котором и мы встали с вечера под крики какого-то праздника на том берегу, удивительно оправдывает своё название: дно его покрыто белым песком, в котором здорово смотрятся тёмные камни. И вечер провожал нас звёздами, а вот утром мы проснулись от стука дождя. Скалы Ергаков над озером заволакивал туман, а когда вышли мы на тропу, дождь и вовсе казался обложным. Я всё больше сомневался - а надо ли нам вообще идти в горы?
Но когда мы брели уже выше зоны лесов, как-то абсолютно внезапно слева небо посветлело, а затем и прояснилось. Скалистые горы разом проступили из тумана, поразив суровой красотой. А так как Аделинка на привала читала с телефона "Властелина Колец" и делилась с нами впечатлениями, при виде каменного лезвия узкого и в основном гладкого хребта с зубцами естественных башен, я уже не мог отделаться от ассоциаций с Вратами Мордора.
У последних деревьев мы поравнялись с небольшой группой из Кемерова, и они попросили у нас зажигалку. Я было хотел отдать её сразу, но заколебался, а дальше и вовсе сошлись на том, что пособим на озере Художников, где основной лагерь по ту сторону гор. Но реальность оказалась сложнее...
Перевал встречает треугольным камнем, вопреки песне Высоцкого - идеально похожим на монумент. К нему прикручена доска в память о туринструкторе Екатерине Репиной, в 2023 году убитой молнией на перевале.
Дальше ушедшая вперёд Аделина долго возилась на одном месте, а как только мы поравнялись с ней, предостерегла: "идите понизу, тут ОЧЕНЬ скользко" - так нас встретила первая преграда, которую я прозвал Карнизик. Правда - маленький, неприметный карниз из раскисшей от дождя земли, тропка, где едва хватает места для двух ног... над почти отвесной пропастью. Прошли мы его вроде и без особых усилий, но нервно, и мысль о том, что нам тут идти обратно, не понравилась никому.
От Карнизика мы вышли на окружённый обрывами уступ, а от него круто полезли в гору. Кемеровчане, бросив рюкзаки, побежали в радиалку на пик Птица - он не сильно выше перевала. Мы решили не связываться и долго петляли среди валунов в несколько раз больше человеческого роста, а стоило было встать на привал - как откуда-то снизу нас нагоняла очередная группа. Народу на горе становилось всё больше, и вот, приметив в одной из расщелин людей, я спросил прямо - "как пройти на перевал".
В итоге мы, сняв рюкзаки, пролезли сквозь узкую пещерку между валунов, а за ней - почти такую же узкую щель с камнем-ступенью. Она вывела нас на крошечную площадку, с которой вниз открывался вид на Мраморное озеро, к которому вчера мы подходили радиалкой по долине Тушканчика, да и гора Тушканчик узнавалась поодаль.
Перевал оказался не седловиной, а карнизом над этой долиной, и особенно впечатляет место чуть дальше: скала, похожая на нос корабля, выступает над отвесным обрывом несколько сотен метров высотой. По её краю идёт тропа - довольно широкая, ровная, надёжная... абсолютно в общем безопасная, но непроходимая для людей со страхом высоты, которым проще облезать её через ещё одну пещерку.
А миновав карниз над Мраморным, попадаешь на ещё одну площадку, где в середине погожего дня собираются толпы людей. Собираются буквально на час-два: поход на Птицу, хоть туда-обратно, хоть сквозь перевал - дело на целый день, а потому стартуют и доходят сюда все почти одновременно. И надо заметить, никто кроме нас и кемеровчан не собирался спускаться дальше.
Когда мы только вышли на площадку, за хребтом лежал туман, но вот он расступился, открыв нашу цель - скалу Парабола над парой озер: мелкое безымянное просматривалось до дна, а в озере Горных Духов отражались тучи.
С другой стороны долины же как на ладони перевал Художников и его спуск через гигантский курумник. Там тоже стояли люди: большинство туристов ходят на эти перевалы радиалками и лишь любуются Долиной Горных Духов внизу.
Мы радовались, что самое трудное позади... но самое трудное ждало нас сразу после перевала. Кажется, эту скалу называли Поцелуйчик туристки, ещё на прошлой стоянке отговаривавшие нас идти через Птицу: тропка сначала ныряет под козырёк огромного камня (где я со своими 185 сантиметрами роста и торчащим ещё выше рюкзаком не мог распрямиться), а из под камня спускается под ощутимым наклоном узкий каменный карниз над отвесным обрывом. И честно сказать, у меня руки мокнут от одного воспоминания о нём...
Но мы и это преодолели, а дальше оставался лишь муторный, но в целом безопасный полукилометровый спуск по крутым сыпучим тропам. Долина Горных Духов встречала радугой - самой яркой радугой, что я видел в жизни: даже фиолетовая полоса в ней просматривалась отчётливо.
Самый эпичный момент спуска приключился с нами по собственной глупости: у меня отвалилась привязанная к рюкзаку палатка, и чтобы не тащить её до удобного места, чтобы привязть обратно, я решил кинуть её Наташе, стоявшей чуть ниже в соседнем витке серпантина. Кинул - промахнулся: палатка весело покатилась вниз, буквально прыгая с камня на камень, и наконец ухнула за уступ. К счастью, там она остановилась, метрах в десяти от тропы с безопасным подходом... но пролети она ещё сантиметров пять - улетела бы от нас с концами.
Между тем (что именно нас задержало на час - здесь вежливо промолчу), дело шло к сумеркам, а впереди лежали тяжёлые курумы вдоль озера Горных Духов и 200-метровый спуск из его висячей долины к озеру Художников. Эти же 200 метров отчаянно не хотелось лезть на обратном пути...
В общем, мысль нарушить законы природного парка и немного ТБ (медведи не дремлют!) и встать у озера Горных Духов крутилась в голове, а когда её же озвучила Аделина - сопротивляться этой мысли я уже не мог. Вздохнув, что так и не помогли кемеровчанам зажигалкой (а их, медленно уходивших к краю долины по курумам, мы видели сверху), мы встали напротив Параболы. На окрестных скалах, в таком свете похожих на языка пламени, догорал закат...