Найти в Дзене
Инженер Васичкин

Принудительное включение вентилятора ВАЗ-2107. Контроль предохранителей №7 и №10

Когда едешь на машине, то хочется знать - до куда ты доедешь. Одна из причин не доехать - это может быть отказ системы включения электровентилятора охлаждения двигателя. Причем, во время движения, мы не знаем исправна эта система или нет, пока не придет время ему включиться. А когда мы увидим, что он не включился - может быть уже поздно. Если водитель непрерывно смотрит на температуру во время езды, - то он заметит сразу. Но даже и в этом случае может быть форс мажор т.к. Вы будете вынуждены немедленно заглушить двигатель. Где остановиться.... А может быть и негде... И будет форс мажор. Если водитель смотрит на температуру иногда - то может быть вообще ситуация нелепая. Поэтому неплохо бы знать в режиме онлайн исправность цепей электровентилятора, и еще лучше - если еще будет аварийная кнопка ручного включения, которая включит его при любых неисправностях штатной проводки вентилятора, имея полностью свою дублированную проводку на вентилятор (идея заимствована с авиации). Вообще, в штат

Когда едешь на машине, то хочется знать - до куда ты доедешь. Одна из причин не доехать - это может быть отказ системы включения электровентилятора охлаждения двигателя. Причем, во время движения, мы не знаем исправна эта система или нет, пока не придет время ему включиться. А когда мы увидим, что он не включился - может быть уже поздно. Если водитель непрерывно смотрит на температуру во время езды, - то он заметит сразу. Но даже и в этом случае может быть форс мажор т.к. Вы будете вынуждены немедленно заглушить двигатель. Где остановиться.... А может быть и негде... И будет форс мажор. Если водитель смотрит на температуру иногда - то может быть вообще ситуация нелепая.

Поэтому неплохо бы знать в режиме онлайн исправность цепей электровентилятора, и еще лучше - если еще будет аварийная кнопка ручного включения, которая включит его при любых неисправностях штатной проводки вентилятора, имея полностью свою дублированную проводку на вентилятор (идея заимствована с авиации).

Вообще, в штатной проводке во включении вентилятора задействованы два предохранителя: Пр. №7 (силовая цепь) и Пр. №10 (обмотка реле).

Для проверки Пр. №7 во время движения, водитель может проверить работает ли звуковой сигнал - он тоже зацеплен на Пр. №7.

А через Пр. №10 так же зацеплены все приборы приборной панели: тахометр, датчик температуры и бензина. Соответственно, если они все еще работают, то Пр. №10 целый.

Из практики, теряет контакт или вылетает Пр. №7 и остается незамеченным.

Сразу привожу простую схему принудительного включения вентилятора (зеленая), копирую из самого конца статьи:

Принудительное включение электровентилятора по-простому. ВАЗ-2107 (ВАЗ-2109)

Только в путь... Схема работает. Только тянуть провод из под капота.

А мы пойдем дальше...

Смотрим на схему включения электровентилятора ВАЗ-2107 (карб.) версия 2:

-2

- это горбатый.

Завод АвтоВАЗ поставил вместо реле перемычку и пустил силовую цепь через датчик. Нет реле и в проводке при этом не хватает одного провода. Такая схема менее надежна, чем штатная и я бы рекомендовал воткнуть реле на место и довести проводку до ума соответственно:

-3

Схема подключения электродвигателя вентилятора на автомобиле ВАЗ 2107(карб.) вер. 1

-4

Датчик включения вентилятора, незначение и применение.

Не электрик, а механик.29 декабря 2020

Вот теперь можно дублировать проводку включения электровентилятора как в самолете....

Ну пока что закрываем капот и переносимся в лабораторию делать саму кнопку включения и электронную схему для контроля предохранителей.

Забегая вперед скажу, что я исполнил это максимально, неоправданно сложно - типа: смотрите как я могу....

Не пытайтесь это повторить! Разумно, - поставить просто тумблер. Ну а контроль предохранителей, его проще, думаю сделать нельзя, если сильно хочется - то можно это делать....

Давайте сначала без синхронного RS- триггера и кнопки без фиксации рассмотрим схему контроля предохранителей. Повторяю картинку:

-5

Схема подключения электродвигателя вентилятора на автомобиле ВАЗ-2107 (карб.) вер.1

Из данной схемы видно, что для контроля предохранителя №10 достаточно подключить светодиод на контакт реле 85 и он будет светиться при включении зажигания и контролироваться. А вот с контролем предохранителя №7 есть проблема. Если мы подключаем светодиод контроля на контакт реле 30, то да - все нормально, контроль есть, но светодиод будет гореть всегда и при выключенном зажигании тоже. Чтобы он горел только при включенном зажигании, нужно ставить либо реле, которое его будет подключать, либо транзистор. Я ставлю транзистор.

Размещаю сразу всю схему. Вверх пока не смотрим:

-6

В нижней части схемы мы видим светодиод контроля питания самого вентилятора непосредственно ("Мотор") и светодиоды контроля предохранителей Пр. №10 и Пр. №7. Светодиод контроля питания самого вентилятора подключен тупо на сам вентилятор через предохранитель 0,5А (можно 3А, 5А) (чтобы машина не занялась потом случайно).

Светодиод контроля Пр. №10 подключен тупо в приборную панель туда где подается зажигание на приборы типа тахометра, термометра и уровня бензина, все это питается по схеме авто через Пр. №10 (кстати вольтметр подключен там отдельно и к нему лучше не лезти).

А вот по светодиоду контроля Пр. №7 еще появились нюансы, кроме тех что уже были озвучены...

Во первых, он стоит внутри монтажного блока и не имеет прямого выхода контакта в салон.

А во вторых, то что я уже говорил, - он всегда под напряжением.

Смотрим схему машины и схему включения сигналов:

drive2.ruСверстал сабж на основе электронной версии иллюстрированного руководства "ВАЗ-2107, ВАЗ-21047 с двигателями 1,5; 1,5i; 1,6; 1,6i. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт" из серии …
drive2.ruСверстал сабж на основе электронной версии иллюстрированного руководства "ВАЗ-2107, ВАЗ-21047 с двигателями 1,5; 1,5i; 1,6; 1,6i. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт" из серии …
-8

Схема включения сигналов ВАЗ-2107 (КАРБ.)

Из схемы включения сигналов мы видим, что подключиться к нижнему концу предохранителя мы можем либо под капотом на красном разъеме (пин Ш6), либо в салоне (с оговоркой: через обмотку реле) на синем разъеме (пин Ш4), либо тупо на рулевой колонке на серо-черный провод. Через обмотку реле светодиод будет спокойно гореть, только будет гаснуть при нажатии на сигнал, и я выбрал подключение на серо-черный провод на колонке, пускай будет гаснуть.

Теперь снова возвращаемся к схеме:

-9

Схема контроля предохранителей и кнопка без фиксации.

Видим, что светодиод контроля Пр. №7 включен на сигнал, дальше идет резистор светодиода 24к, который определяет яркость и дальше на коллектор транзистора. RC цепь с коллектора на массу - это защита транзистора от выброса при выключении обмотки реле сигналов. На эту тему есть отдельное видио:

rutube.ruРазмыкание индуктивной нагрузки. Ч.3
rutube.ruРазмыкание индуктивной нагрузки. Ч.3

База транзистора зашунтирована конденсатором 0,15 мкФ и резистором 5,1к. Конденсатор стоит для подавления помех, а резистор - чтобы не давать паразитному току коллектора создавать падение напряжения на базе. База подключается в конечном итоге на зажигание через резистор 15к, ограничивающий базовый ток до нормы для данного транзистора. Таким образом, транзистор открывается только когда включено зажигание. На зажигание не цепляемся в цепь которая идет через Пр. №10, а иначе перегорание Пр. №10 потушит нам так-же и светодиод контроля Пр. №7.

Я зацепился к зажиганию на замке зажигания на голубой провод, где вообще нету никакого штатного предохранителя. Зацепился я через свой маленький предохранитель 3А. Поставил его в месте подсоединения. Предохранитель обязательно - иначе красный петух случайно может придти потом.

-11

Маленький предохранитель 3А (надо фиолетовый)

Вот часть схема машины:

-12

Итак, подцепляемся к зажиганию после замка на голубой провод (контакт 15 замка). Либо на реле зажигания - тот же голубой провод. Здесь появляется +12В при включении зажигания. Данная цепь штатным предохранителем не защищена. Ставим свой фиолетовый предохранитель на 3А (на крайняк на 5А) в месте подсоединения. Кстати, именно отсюда предполагается запитывать схему аварийного включения вентилятора, будь то тумблер, который будет включать доп. реле вентилятора под капотом, либо кнопка без фиксации (схема синхронного RS-Триггера), которая будет включать ровно тоже самое доп. реле вентилятора под капотом. Но схема будет включать наше реле вентилятора коммутаций массы, а если ставить тумблер, то коммутировать лучше конечно +. Но об этом кстати позже....

ИтакВот так будет по Феншую....

Я БЫ ВООБЩЕ РЕКОМЕНДОВАЛ ВСЕГДА, КОГДА МЫ ПОДСОЕДИНЯЕМСЯ К ШТАТНОЙ ПРОВОДКЕ, СТАВИТЬ СВОЙ БОЛЛЕ СЛАБЫЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ В МЕСТЕ ПОДСОЕДИНЕНИЯ.

Дело в том, что если мы подсоединяем к штатной проводке более слаботочную цепь (более тонкий провод и д.т.) то К.З. в нашей цепи может не выбить штатный большой предохранитель и как бы не было нелепой ситуации или петух.

Ну а я тем временем, делаю кнопку без фиксации на основе синхронного RS-триггера...

За основу беру вот такую схему:

-13

Включение нагрузки одной кнопкой без фиксации. Синхронный RS-триггер на ИС К561ТМ2.

И дорабатываю ее. Но можно ее оставить и в чистом виде - она работает идеально.

В корпусе микросхемы два RS- триггера и второй я тоже тогда уже использую для 100-процентоного подавления дребезга контактов кнопки, с использованием контактов на переключение. Это кардинально.

В приведенной выше его схеме предусмотрено подавление дребезга контактов и работает оно в принципе идеально. На первой диаграмме (с) мы видим этого бича на фронтах и срезах импульсов. Кто не сталкивался, дребезг контактов - это многократное переключение при замыкании/размыкании кнопки. В таких схемах, если не принимать специальные меры, после нажатии кнопки, схема начинает переключаться в любое случайное положение.

Использование контактов на переключение, то что я исполнил - кардинально решает дребезг контактов. При использовании логики с кнопкой на переключение - дребезг не оказывает влияния.

Возвращаемся к моей схеме:

-14

Схема контроля предохранителей и кнопка без фиксации.

Видим кнопку "на переключение" (Вентилятор), дальше RS- триггер и дальше синхронный RS-триггер. Подробно это разобрано в видио:

rutube.ruКнопка без фиксации. Управление нагрузкой одной кнопкой
rutube.ruКнопка без фиксации. Управление нагрузкой одной кнопкой

А дальше идет составной транзистор старика Дарлингтона. Это нужно для включения мощного транзистора BD139 в цепь управления реле. Микросхема не потянула бы его базовый ток. С коллектора на массу RC цепь подавления выброса при размыкании реле (про отдельное видио - про это уже говорил).

Для подавления помех по питанию микросхемы стоит дроссель на ферритовом кольце К7*4*2 М1500НМ 45 витков провода ПЭЛШО диаметром 0,3.

Можно поставить хоть какой нибудь дроссель индуктивностью от 200 до 1000 мкГн. Можно вообще то его и не ставить.

Еще стоит резистор 330 Ом и стабилитрон на 12В (не жалко). Это тоже фильтр по питанию для микросхемы.

Все это работает идеально и нет вопросов.

Дальше, я прикидывал куда поставить саму кнопку без фиксации и светодиоды и решил вкорячить их в заглушку:

-16

Штырек кнопки - это от клипсы крючка крепления штор откушено, там внутри грибок, который будет нажимать на саму кнопку, а рамки это обрамление от кнопок осфиллографа из СССР типа С1-75 . Внизу мы видим тумблер включения АСС магнитолы, и есть отдельное видио как изменяется яркость подсветки тумблера (полная хрень):

rutube.ruПодсветка день_ночь в автомобиле в автомобиле.
rutube.ruПодсветка день_ночь в автомобиле в автомобиле.

А вот что сделано с магнитолой - так это жесть:

rutube.ruПоканальная схема в обычной автомагнитоле.
rutube.ruПоканальная схема в обычной автомагнитоле.

Ну а мы идем дальше...

Саму кнопку и плату где стоят детали схемы контроля предохранителей я установил прямо на заглушке, на этой же плате стоит и китайская маленькая кнопка взятая от включения питания компьютера:

-19
-20
-21
-22
-23

А вот плата триггера кнопки без фиксации:

-24

Разводка печатной платы триггера кнопки без фиксации

Вот я наваял плату триггера кнопки без фиксации в натуре, залито эпоксидной смолой, разведенной в ацетоне и потом герметиком Казанский силикон (есть видио изготовления):

-25

Плата RS-триггера. Управление кнопкой без фиксации.

-26
-27

Вот она стоит на панели уже:

В салоне все сделано, теперь самое главное, - смотрим что я наваял под капотом....

По сути там продублирована проводка включения вентилятора только без датчика температуры. Есть свое (наше) реле, которое своими контактами включает вентилятор. Контакты нашего реле зацеплены одним концом через свой предохранитель 30А (потом скажу почему 30, а не меньше) на розовый провод который идет на монтажный блок от АКБ.

-28

Предохранител 30А. Через него берем силовое питание для контактов нашего реле вентилятора с розового провода.

Как правильно зацепиться на провод штатной проводки:

rutube.ruКак правильно подсоединиться к проводу в авто...
rutube.ruКак правильно подсоединиться к проводу в авто...

Вторым концом контакты нашего реле цепляем на синий провод который идет чисто на вентилятор (второй конец от вентилятора у нас на массе). Вот тут уже не надо предохранитель.

А вот обмотку нашего реле включает схема кнопки без фиксации или тупо тумблер уже из салона (ну я уже говорил). И то и другое берет питание от зажигания через свой предохранитель с голубого провода на замке зажигания (клемма 15) или от того же голубого провода на реле зажигания (ну я уже говорил). Реле зажигания у семерки стоит за щитком приборов.

Под капотом вот оно наше реле:

-30

Реле дублирующей проводки принудительного включения вентилятора и предохранители 30А (силовой) и 3А (индикация на светодиод) виднеются под капотом ВАЗ-2107.

Так же виднеется силовой предохранитель на 30А (красная галка) и маленький 3А чисто на светодиод индикации питания вентилятора (синяя галка).

Схема дополнительной подкапотной проводки (зеленая), если делаем просто включение тумблером, в общем-то выглядит не хитро:

-31

Схема (по-простому) принудительного включения вентилятора с тумблером.

Один тонкий провод (слаботочная цепь) тянем из под капота в салон.

Ах да, почему силовой пред. 30А??? Потому что 20А вылетают при пуске. Провода включения получаются короткие, монтажного блока в цепи нет, в такой проводке потери маленькие и пусковой ток огромен. Кстати, не очень полезно часто так его включать - быстрее гаркнет.... Потом напишу мысли по плавному пуску.

А как Вам такое........:

-32

Принудительное включение вентилятора кнопкой без фиксации и контроль предохранителей №7 и №10 ВАЗ-2107

Мы видим, что из под капота придется тянуть два тонких провода (слаботочные цепи). Это контроль питания вентилятора, подсоединяется в схеме тупо на светодиод и провод на включение собственно обмотки реле (включение вентилятора). Включение обмотки реле происходит коммутацией массы.

На машине все это стоит, работает идеально.

-33

Принудительное включение вентилятора и контроль предохранителей №7 и №10 на ВАЗ-2107 установлено.

Видео имеется.

Всем пока! До новых внедрений!

А дед мой говорил: Все машины любят ласку, чистоту смазку....

Вентилятор — Яндекс Диск

Включать вентилятор будем кнопкой без фиксации.

rutube.ruПринудительное включение вентилятора ВАЗ-2107. Контроль предохранителей №7 и №10 ВАЗ-2107.
rutube.ruПринудительное включение вентилятора ВАЗ-2107. Контроль предохранителей №7 и №10 ВАЗ-2107.
rutube.ruПринудительное включение вентилятора - контроль предохранителей ВАЗ-2107. Начало.
rutube.ruПринудительное включение вентилятора - контроль предохранителей ВАЗ-2107. Начало.