Эта история произошла ориентировочно в конце второго десятилетия XXI века. События происходили на одном из месторождений, расположенном часах в трёх езды южнее Нефтеюганска. На кусту проводились работы по телеметрическому сопровождению бурения наклонно-направленных скважин. Коррекция траекторий стволов скважин проводилась двумя технологами ННБ и мною, работал я тогда инженером службы телеметрии. Местом событий стала мобильная станция, расположенная рядом с концом бурового станка. Технологов было двое, а «телек» - один, в службе телеметрии уже начинались кадровые проблемы. Ребята работали по очереди, сменами по 12 часов, а я по свободному графику, большую часть времени находился в станции, отдыхать уходил в буровой поселок. Замечу, что технологический отдел и служба телеметрии, в те времена были раздельными подразделениями, на работу персонал этих служб доставлялся раздельно и длительность вахт у работников была разной – технологи работали по две недели, а телеметристы по четыре, вместе с днями перевахтовок – соответственно по месяцу. Имен ребят уже и не вспомню, были они молодыми специалистами, приблизительно одного возраста, лет 25-ти. В конторе работали недолго, около года. Помнится, что оба были толковыми инженерами и со временем должны были стать хорошими специалистами. Теперь об их различии, вспомнилась песенка про двух гусей, которые жили у бабуси – один серый, другой белый – два веселых гуся. Один из ребят постоянно бегал в баню, он работал по ночам и ходил в нее в полночь, после бригады. Его работу в эти моменты делал я, добросовестно выполняя просьбы любителя чистоты. Второй из ребят в баню не ходил вообще, с чем это было связано, было большим секретом, я думаю в основном с «ленью». Где-то через неделю совместной работы, технологи решили произвести «рокировку» и поменяться сменами, в этот момент после отдыха в станцию пришел я, узнав об предстоящих изменениях и поняв, что всю ночную смену мне придется наслаждаться запахами немытого тела «грязнули», я обратился к обоим. Речь моя была такова, «чистюле» - задержись в станции пока друг сходит в баню, «грязнуле» - имей совесть и уважение к ветерану (то бишь мне), не будь «Фенбонгом», сил переносить запахи твоего тела нет, сейчас бригада помоется и дуй в баню. К моей просьбе ребята отнеслись уважительно, видимо я в их глазах был авторитетом, старше 55 лет и стаж вахтовой работы превышал четверть века. «Грязнуля» сходил и помылся, а «чистюля» добросовестно подменил на время отлучки коллегу.
На следующий день, после отдыха я пришёл в станцию после ужина. Оба технолога были в станции, видимо осуществляли пересменку. Когда я приготовил чай, готовясь к работе, «грязнуля» спросил: «Валерий Гаврилович, вы меня вчера, перед отправкой в баню назвали «Фенбонгом», я не знаю кто это, не расскажите ли?». «Чистюля» так же высказал заинтересованность узнать, что обозначает эта кличка. Я, изумившись спросил ребят: «Вы в школе на литературе не изучали роман Александра Фадеева «Молодая гвардия»?». Ответ обоих был отрицательным, прикинув возраст ребят понял, в первый класс они пошли лет через 10-15 после распада СССР, и пришедшие к власти в те годы господа изъяли из учебного курса подобную литературу.
«Придется ликвидировать пробелы в вашем образовании» - сказал я и начал просвещать ребят. Вот краткий пересказ моей речи. Роман посвящен подвигу молодежной подпольной организации, существовавшей в Донбассе во время войны. Одним из ярких персонажей романа созданный автором стал немецкий каратель Петер Фенбонг. Петер был палачом эсэсовцем, участвовавшим в казнях евреев, военнопленных, партизан и подпольщиков. Однажды подельники Фенбонга отправились за новыми жертвами в один из оккупированных районов, а Петер, оставшийся в расположении части, взял на кухне у повара два ведра горячей воды и запершись в своем кабине устроил помойку своего тела. Фенбонг не мылся неделями и от него шел неприятный запах, причиной всего этого был брезентовый пояс, который он носил на своем теле. Пояс был непростой, он состоял из множества карманчиков, застегнутых на пуговицы. Фадеев описал с какой нежностью и благоговением Фенбонг выкладывал на стол содержимое пояса. В каждом из карманчиков с немецкой аккуратностью были разложены кольца, серьги, золотые коронки, сережки и прочие ценности, добытые фашистом с тел убитых им жертв. «Понятно, почему я вспомнил этого персонажа» - спросил я ребят. «Понятно, просветил» - радостно ответили коллеги. Через несколько дней технологи поменялись, а я остался работать дальше.
После окончания вахты, во время выезда с работы наш джип сделал остановку у одного из кафе на трассе, там я встретил технолога «грязнулю», упомянутого выше. Он уже ехал на работу, после отдыха. «Ну Гаврилыч спасибо, удружил!» - сказал друг и продолжил: «Вчера на вахтовой квартире коллеги меня стали называть «Фенбонгом». Я усмехнулся: «Тут моей вины нет, был на работе, напарнику спасибо скажи. А вообще не переживай, ходи в баню почаще кличка и отклеится». Больше мне с этими ребятками работать вместе не довелось.