Всем привет, друзья, вы на канале ЛЕНИВЫЙ ТУРИСТ.
История искусства знает множество примеров одержимости, но немногие могут сравниться с подвигом Саймона Родии. Этот итальянский иммигрант и рядовой рабочий совершил, казалось бы, невозможное: в одиночку, без какой-либо профессиональной поддержки, он потратил 33 года жизни на строительство грандиозного архитектурного комплекса — знаменитых Башен Уоттса. Используя лишь подручные материалы и примитивные инструменты, Родия создал не просто скульптуру, а инженерное чудо, которое едва не снесли по решению властей, но которое в итоге было спасено и признано одним из величайших произведений искусства аутсайдеров в мире.
В одном из самых непримечательных районов Лос-Анджелеса, Уоттсе, вздымается к небу фантастический силуэт, больше похожий на декорацию к сюрреалистическому фильму, чем на творение рук человеческих. Это Башни Уоттса, или, как называл их создатель, «Нуэстро Пуэбло» — «Наш город». Семнадцать причудливых башен, скульптур, арок и стен, сплетенных из стали и украшенных мозаикой из тысяч осколков стекла, ракушек и керамики, стали вечным памятником одержимости, упорству и безграничной фантазии одного-единственного человека — итальянского иммигранта Саймона Родиа.
Человек из Серино: Долгий Путь к Мечте
Саймон Родиа родился в маленьком итальянском городке Серино. В семнадцать лет, полный надежд на новую жизнь, он эмигрировал в Америку. Его путь был непростым: он работал шахтером, строителем, пережил личную трагедию — гибель брата и распад семьи. К 1920 году он осел в Уоттсе, тогда рабочем пригороде Лос-Анджелеса. Родия был опытным строителем и плиточником; его руками, среди прочего, создавались элементы кампуса Калифорнийского университета в Беркли и роскошного универмага Bullocks Wilshire. Но его главный проект ждал его впереди, на крошечном участке с треугольным бунгало, который он купил в 1921 году. Именно здесь он решил построить свой «город».
33 Года Одиночества: Рождение из Хлама
Каркас этого фантастического сооружения был выкован из того, что другие считали металлоломом. Родиа, используя лишь молоток и тиски собственного изготовления — им служили рельсы близлежащей железной дороги, — вручную сгибал обрезки стальной арматуры, создавая извилистые опоры и ажурные арки. Этот прочный скелет он затем оплетал проволочной сеткой, покрывая его своим собственным изобретением — особой смесью цемента. Именно на этот влажный бетон, словно драгоценные камни в оправу, он вдавливал свое главное богатство — тысячи найденных предметов.
Его мозаика стала портретом своего времени и места. Взгляд, скользящий по поверхностям башен, и сегодня может прочесть эту историю: вот зеленые стеклышки от бутылок из-под газировки Squirt и 7 Up, вот синие — из-под микстуры от кашля, а вот осколки изящной керамики от Malibu Potteries и фабрики CALCO, которые ему приносили соседские дети или которые он находил сам. Он собирал все — ракушки, донышки бутылок, зеркала, фигурки, куски фарфора, превращая городские отходы в сияющую витрину памяти. Для него это был не мусор, а палитра. Именно так, без единого чертежа, ведомый лишь внутренним видением, он и создавал свой «Nuestro Pueblo» — «Наш город».
Этот титанический труд требовал невероятной физической выносливости. Материалы для своих башен Родиа добывал буквально под ногами, совершая многокилометровые пешие походы вдоль полосы отчуждения Тихоокеанской электрической железной дороги от Уоттса до Уилмингтона. Этот путь в оба конца составлял почти 20 миль, и он проделывал его снова и снова, неся на себе тяжесть своего призвания.
Однако к 1954 году силы начали изменять мастеру. Летом того года он перенес микроинсульт, а вскоре после этого, работая на высоте, сорвался с одной из башен. Падение стало зловещим предзнаменованием. Одинокий, уставший от постоянной борьбы с городскими властями, требовавшими разрешений, которые у него никогда не было, и отчаявшийся от актов вандализма, которым подвергалось его творение, Родия принял тяжелое решение. В 1955 году, после 33 лет самоотверженного труда, он просто передал документы на собственность своему соседу и навсегда уехал из Уоттса, чтобы быть ближе к сестре в маленьком городке Мартинес. Он больше не вернулся к своим башням, проведя последние одиннадцать лет жизни вдали от дела всей своей жизни, которое в итоге обессмертило его имя.
Испытание на Прочность: Битва за Бессмертие
Городские власти сразу же наметили снос «опасной конструкции». Казалось, башням пришел конец. Но нашлись те, кто увидел в них не уродливую самодеятельность, а гениальное произведение искусства. Группа энтузиастов во главе с актером Николасом Кингом и художником Уильямом Картрайтом выкупила участок и вступила в схватку с чиновниками. Решающим моментом стало знаменитое испытание на прочность: к самой высокой башне, которая выше 30 метров, прикрепили тросы и стали нагружать ее с помощью крана. Давление достигло колоссальной величины в 4 535 кг, но башня устояла. Этот эксперимент спас шедевр Родии от сноса и доказал, что за внешней хрупкостью скрывается блестящее инженерное решение.
Наследие «Нашего Города»: От Местной Достопримечательности до Национального Памятника
Сегодня Башни Уоттса — это не просто странная достопримечательность. Это национальный исторический памятник США, охраняемый государством. Они считаются одним из величайших образцов искусства аутсайдеров (ар брют) в мире — искусства, созданного вне академических традиций, движимого исключительно внутренним порывом автора. Комплекс пережил несколько землетрясений, и за его сохранностью тщательно следит Художественный музей округа Лос-Анджелес, проводя масштабные реставрационные работы.
Башни вдохновляют поэтов, писателей, музыкантов и художников, становясь символом веры в мечту и торжества человеческого духа. История Саймона Родии и его башен — это вечное напоминание о том, что подлинное искусство может родиться из самого неожиданного места и самого скромного материала, если за ним стоит одержимое сердце и неутомимые руки. Его «Нуэстро Пуэбло» навсегда остался не только его личным городом, но и достоянием всего человечества.
Уважаемый читатель, спасибо Вам, что дочитали эту статью до конца. Буду рад, если вы подпишитесь на мой канал. И ознакомитесь с другими подборками канала.
Ознакомьтесь также с другими материалами:
Подписывайтесь на другие соцсети:
TELEGRAM
ВК
RUTUBE
Финансовая Поддержка Канала:
ВАЖЕН КАЖДЫЙ РУБЛЬ
РЕПОСТ ВАШИХ СТАТЕЙ