Найти в Дзене

Лихие 90-е в постсоветском Таджикистане. О книге Владимира Медведева «Заххок»

Прочла запоем книгу. Для современников и очевидцев распада Советского Союза такие книги — живые свидетельства событий, происходящих в союзных республиках. Мы помним 90-е в России, но о том, какой слом происходил в бывших республиках-сестрах, осталось за кадром. Подробности событий начала 1990-х в Таджикистане как раз и раскрывает книга Владимира Медведева «Заххок». После смерти врача-таджика, работавшего в райцентре, его семью — русскую жену-библиотекаря Веру и двоих детей-старшеклассников, Андрея и Зарину — забирает брат мужа в далекий горный кишлак. В райцентре им не выжить — в стране идет гражданская война, библиотекарям денег не платят, заботиться о семье некому. К тому же Андрей считает, что его отец умер не своей смертью, и хочет вести свое расследование вопреки официальным органам власти и правосудия. Юноша тут же налетает на угрозы и преследования. В кишлаке семья попадает в настоящее средневековье со всеми его обычаями и ритуалами. Первый ритуал, в который входят Вера и ее де

Прочла запоем книгу. Для современников и очевидцев распада Советского Союза такие книги — живые свидетельства событий, происходящих в союзных республиках. Мы помним 90-е в России, но о том, какой слом происходил в бывших республиках-сестрах, осталось за кадром.

Подробности событий начала 1990-х в Таджикистане как раз и раскрывает книга Владимира Медведева «Заххок».

После смерти врача-таджика, работавшего в райцентре, его семью — русскую жену-библиотекаря Веру и двоих детей-старшеклассников, Андрея и Зарину — забирает брат мужа в далекий горный кишлак. В райцентре им не выжить — в стране идет гражданская война, библиотекарям денег не платят, заботиться о семье некому.

К тому же Андрей считает, что его отец умер не своей смертью, и хочет вести свое расследование вопреки официальным органам власти и правосудия. Юноша тут же налетает на угрозы и преследования.

-2

В кишлаке семья попадает в настоящее средневековье со всеми его обычаями и ритуалами. Первый ритуал, в который входят Вера и ее дети — похороны мужа и отца. У которого, как выяснилось на месте, в кишлаке проживает старшая жена с выводком своих детей.

Если говорить о восточной экзотике, то здесь ее с лихвой, и когда читаешь книгу — ощущение, что видишь какой-то новый для себя мир. Много этнографической лексики, которая не поясняется в сносках, но в принципе понятна. Мужчины сразу ведут гостей в мехмонхану, а на полу, чтобы спать, расстилают курпачу.

Среди персонажей книги — и древняя знахарка-старушка Хотти-момо, которая может и лечить, и вообще специалист по разным обрядам, в том числе мистическим, и шейх-эшон Ваххоб, наставник мусульманской общины сейчас и кандидат философских наук в прошлом, говорящий демагогическими притчами.

Писатель нам обязательно покажет и подготовку к свадьбе, и саму свадьбу во всем ее колорите. Хоть и без жениха - такое обычай допускает.

-3

Самый колоритный персонаж — это полевой командир Зухуршо, который контролирует аул, где оказались Вера с детьми.

Зухуршо в прошлом — партийный работник среднего звена, жадный до власти, самолюбивый и мстительный. Подобно древнему мифическому царю Заххоку из эпоса «Шахнаме», у которого из плеч росли змеи, Зухуршо носит на плечах огромного удава. Объяснение, почему змей не опасен и выглядит совершенно ручным, тоже берет начало в советском прошлом — рухнул строй, и зоопарк остался без финансирования.

По сути, книга о том, как после 70 лет советской власти новый слом эпох поменял людей, как он трагически по ним прошелся, сколько судеб поломал.

"Советская власть изнежила людей, начали осторожно надеяться на её поддержку. Теперь, когда той власти не стало, мы вцепились в ветки ожесточенней прежнего. Вновь остались наедине со скудной землёй и суровым климатом, и государство уже не придет на выручку. Никто не поможет."

Несмотря на то, что в течение 70 лет людям прививались со школьной скамьи идеи гуманизма, как только началась борьба за передел власти, тут же вернулись средневековые показательные казни во всей их первозданной жестокости.

Боевые действия более всего походили на этнические чистки, несмотря на то, что и чистильщики, и жертвы принадлежат к одному этносу.

Трагической кажется судьба Даврона, бывшего советского офицера, который сейчас пытается просто служить своей стране, выбирая хозяев в силу своих понятий.

И по-настоящему трагичной становится судьба журналиста Олега, русского юноши, выросшего в Таджикистане и теперь вернувшегося сюда благодаря профессии и заданию редакции.

Владимир Медведев.
Владимир Медведев.

В какой-то степени Олег — это прообраз автора. Владимир Медведев родился в Забайкалье, но вместе с родителями в раннем детстве переехал в Душанбе. Там он вырос, выучился, работал учителем в кишлаках, потом — журналистом и фотокорреспондентом в республиканских газетах. Сейчас живет в Москве. «Заххок» вышел в 2017 году и сразу вошел в списки всех отечественных литературных премий. В прошлом году книга была переиздана.

Словом, чувствуется, что автор хорошо погружен в материал и пишет с большим знанием дела. А это дорогого стоит.

«Заххок» читается легко, главы написаны от имени различных персонажей, мы видим одни и те же события глазами разных героев. Сначала роман как бы разгоняется и очаровывает экзотикой, потом он превращается в захватывающий боевик и детектив,

И вообще было жаль, что книга в 600 страниц слишком быстро закончилась.

Читали, будете?

*

Книга Владимира Медведева «Заххок» прочитана в рамках марафона «Что в имени тебе моем» на канале «Книжная Юла».

Обзор книги о лихих 90-х в Армении - по ссылке: