Найти в Дзене

ЕГЭ Обществознание 1.1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Админа зовут Виктор. Это его краткий авторский конспект по теме 1.1 кодификатора ЕГЭ по обществознанию 2026 1.1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Потребности и интересы. Человек - биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства [2, с. 39] Человек как биологическое существо: Человек как социальное (общественное) существо: Отличия человека от животного: Индивид - человек как биологически неделимое существо [1, с. 14] Индивид - единичный представитель человечества [4, с. 9] Индивид - человек как единичное природное существо, представитель вида человека разумного, продукт единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт [10, с. 14] Индивидуальность - обладание неповторимыми, уникальными чертами (как пер
Оглавление

Админа зовут Виктор. Это его краткий авторский конспект по теме 1.1 кодификатора ЕГЭ по обществознанию 2026

1.1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Потребности и интересы.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Человек - биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства [2, с. 39]

Человек как биологическое существо:

  • - наследование инстинктов [1, с. 8], рефлексов [4, с. 8]
  • - физические качества: цвет глаз, строение тела/строение различных систем и органов [4, с. 8], особенности волос и т.д. [1, с. 8]
  • - набор эмоций [1, с. 8]
  • - как часть живой природы [2, с. 37]
  • - анатомия и физиология/анатомо-физиологические черты [3, с. 69; 4, с. 8], биологические потребности [2, с. 37]
  • - подчинен всем физическим и биологическим законам [3, с. 69]
  • - биологическая обусловленность этапов возрастных изменений тела человека [3, с. 67]
  • - прямохождение, развитая кисть руки, наличие речевого аппарата, отсутствие волосяного покрова, большой объём головного мозга [9, с. 13]

Человек как социальное (общественное) существо:

  • - подавление и регулировка инстинктов [2, с. 37]
  • - формирующиеся в обществе речь, мышление, навыки [2, с. 37]
  • - не мыслит себя вне общество [2, с. 37], неразрывно связан с обществом [4, с. 9]
  • - может раскрыть свою социальную природу, только осуществляя определенную деятельность, взаимодействуя с другими людьми [4, с. 9]
  • - социальная сущность проявляется через мировоззрение человека, его способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, понимание свободы и ответственности [6, с. 10]

Отличия человека от животного:

  • - особенности строения коры головного мозга [1, с. 9]
  • - способность к прямохождению [1, с. 9]
  • - способность к речевой и творческой деятельности [1, с. 9]; способность к сознательной целенаправленной творческой деятельности [10, с. 10]
  • - наличие сознания (сознание свойственно только человеку) [1, с. 16; 7, с. 318], способность размышлять, рассуждать [3, с. 69]
  • - обладает интеллектуальными способностями и духовными потребностями [3, с. 69]
  • - способность изготавливать орудия труда [10, с. 10]
  • - способность к преобразованию действительности в соответствии со своими потребностями и к созданию своей собственной окружающей среды [10, с. 10]

Личность в современном обществе

Индивид - человек как биологически неделимое существо [1, с. 14]

Индивид - единичный представитель человечества [4, с. 9]

Индивид - человек как единичное природное существо, представитель вида человека разумного, продукт единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт [10, с. 14]

Индивидуальность - обладание неповторимыми, уникальными чертами (как передающимися по наследству, так и приобретаемыми) [1, с. 17, 18]

Индивидуальность - уникальное сочетание биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других [4, с. 9]

Индивидуальность - своеобразие человека [6, с. 10]

Индивидуальность - совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого [10, с. 14]

Характеристика индивидуальности:

  • - проявляется как во внешних признаках, так и в чертах характера человека [1, с. 19]
  • - особый рост, цвет глаз, форма ушей и т.д. - отличительные черты [9, с. 14]
  • - проявляется в чертах характера, специфике интересов, интеллекте, потребностях, вкусах и предпочтениях [10, с. 14]

Личность - устойчивая система приобретаемых и появляющихся в процессе деятельности и общения с другими людьми качеств, которые характеризуют человека как члена общества [1, с. 15]

Личность - человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности [2, с. 38]

Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества [2, с. 38]

Личность - человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами [2, с. 39]

Личность - совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни [4, с. 9]

Личность - человек как носитель сознания, наделенный рядом важнейших социальных качеств: самосознанием и совестью, жизненными принципами и идеалами, способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать с жизни общества [6, с. 10]

Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека [7, с. 317]

Личность - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное качеств человека, определяемое его включенностью в социальные связи и формирующееся в совместной деятельности и общении [10, с. 15]

Характеристика личности:

  • - любой человек - личность [1, с. 17]
  • - личность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека, в процессе усвоения социальных норм и образцов, культуры данного общества [4, с. 9]

Коммуникативные качества личности

Классификация социальной коммуникации: [10, с. 16]

1) По способу передачи

1.1) Вербальная/словесная - текст, разговор

1.2) Невербальная - жесты, мимика

2) По источнику сообщения

2.1) Официальная/формальная - сайт президента

2.2) Неофициальная - слухи

3) По характеру аудитории

3.1) Межличностная - беседа друзей

3.2) Групповая - лекция

3.3) Массовая - через СМИ

Положительные коммуникативные качества личности:

  • - скромность [5, с. 23]
  • - установка на сотрудничество [5, с. 23]
  • - готовность к оказанию помощи [5, с. 23]
  • - сочувствие [5, с. 23]
  • - обязательность [5, с. 23]
  • - искренность [5, с. 23]

Негативные коммуникативные качества личности:

  • - переоценка своих возможностей [5, с. 23]
  • - агрессивность [5, с. 23]
  • - стремление к доминированию [5, с. 23]
  • - самодовольство [5, с. 23]
  • - обидчивость [5, с. 23]
  • - снисходительность [5, с. 23]

Потребности и интересы

Потребность - нужда человека в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития [1, с. 35]

Потребность (здесь как осознанная потребность) - переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития личности [4, с. 8]

Потребность - ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровождаемое дискомфортом [7, с. 324]

Потребность человека - осознаваемая и переживаемая человеком нужда в необходимых для существования условиях [8, с. 26]

Потребность - стремление живого организма к тому, что необходимо ему для поддержания жизнедеятельности [9, с. 18]

Особенности потребностей:

  • - определяются во многом условиями, в которых человек живет [1, с. 36]
  • - ни одну потребность невозможно удовлетворить раз и навсегда [1, с. 36]
  • - духовные потребности ненасыщаемы - стремление удовлетворить их не имеет четко обозначенного предела [3, с. 69]
  • - лежат в основе возникновения интересов [4, с. 8]

Виды потребностей по характеру:

  • - биологические/естественные/физиологические/материальные (в воде, воздухе, еде, тепле, сне, отдыхе, продолжении рода, санитарно-гигиеническом благополучии) [1, с. 36; 4, с. 8; 8, с. 26]
  • - социальные (в общении, труде, жизненном успехе, занятии определенной позиции в обществе, общественно-полезной деятельности, уважении, общественном признании) [1, с. 36; 4, с. 8; 8, с. 26]
  • - духовные/идеальные (в познании окружающего мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты, религиозной вере, художественном творчестве, личностном самоопределении, поиске смысла жизни) [1, с. 36; 4, с. 8; 8, с. 26]

Виды потребностей по источнику их появления:

  • - подлинные [4, с. 8] - те, к которым человек приходит самостоятельно [1, с. 36; 8, с. 28]; те, которые помогают развитию подлинно человеческих качеств (в просмотре творений великих живописцев, чтении глубоких литературных произведений, прослушивании музыкальных произведений выдающихся композиторов) [9, с. 33]
  • - мнимые [4, с. 8] - те, которые навеяны рекламой, самолюбием, стремлением продемонстрировать свой достаток (в алкоголе, наркотиках) [1, с. 36; 8, с. 28]; те, которые негативно влияют на человека и его здоровье (в курении, алкоголе, наркотиках) [9, с. 33]

Виды потребностей по числу субъектов:

  • - индивидуальные [4, с. 8] - потребности отдельного человека, связанные с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности [6, с. 10]
  • - общественные [4, с. 8] - потребности определенными социальных групп, общества в целом [6, с. 10]

Интерес - целенаправленное отношение человека, группы, организации к какому-либо объекту их потребности [4, с. 8]

Интерес - положительная эмоциональная направленность (установка, ориентация) к чему-либо или к кому-либо [7, с. 328]

Способности - свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности [1, с. 38]

Уровни развития способностей:

1) Задатки - потенциальные возможности человека; составляют природную основу развития способностей [1, с. 38]

2) Одарённость - сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения значительного успеха в выполнении той или иной деятельности [1, с. 39]

3) Талант - высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных [1, с. 39]

4) Гениальность - присущий лишь немногим людям наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных [1, с. 39]

Не забывайте читать учебники, решать задания из открытого банка заданий ФИПИ и делиться полезными материалами в комментариях!

.

.

.

Источники:

1. Обществознание : 6-й класс : учебник / Л. Н. Боголюбов, Е. Л. Рутковская, Л. Ф. Иванова [и др.] - Москва : Просвещение, 2023. - 176 с. : ил. - С. 6-21, 35-41

2. Обществознание : 10-й класс : базовый уровень : учебник / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - 5-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2023. - 287, [1] с. - С. 36-39

3. Обществознание : 10-й класс : углубленный уровень : учебник в двух частях Часть 1 / под ред. А. Ю. Лазебниковой, В. С. Басюка. - Москва : Просвещение, 2023. - 287 с. - С. 67-75

4. Котова О.А. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. Организаций : базовый уровень / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М. : Просвещение, 2019. - 96 с. - С. 8-9

5. Котова О.В. Обществознание : учебное пособие для образоват. организаций, реализующих образоват. программы среднего профессионального образования : базовый уровень / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М. : Просвещение, 2024. - 303 с. - С. 23

6. Я сдам ЕГЭ! Курс самоподготовки : учебное пособие для общеобразовательных организаций в двух частях : Часть 1. Человек и общество. Экономика. Социальные отношения / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М. : Просвещение, 2018. - 148 с. - С. 10

7. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. - 3-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 376 с. - С. 315-329

8. Кудина М.В. Обществознание: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1 / М.В. Кудина, М.В. Рыбакова, Г.В. Пушкарева и др.; под ред. В.А. Никонова. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2020. - 384 с. - С. 10-17, 25-28

9. Сорвин, К.В. Обществознание : 6 класс : учебник / К. В. Сорвин, Н. В. Ростовцева, О. Д. Фёдоров. - М. : Дрофа, 2020. - 192 с. - С. 9-35

10. Обществознание : 10 класс : учебник / Р.С. Гринберг, Г.Э. Королёва, О.Б. Соболева и др.; под ред. В.А. Тишкова. - М.: Вентана-Граф, 2020. - с. 415. - С. 8-19

#егэ #егэ2026 #обществознание #делаемЕГЭобществознание