Найти в Дзене
МЕХВОД

"Верховный Суд поставил точку": нужно ли обслуживать автомобиль у официального дилера, чтобы не слететь с гарантии

Владелец новенькой LADA Vesta купленной в салоне с огромной скидкой и оформленной по государственной программе удивленно смотрит на сотрудника официального дилерского центра который только что сообщил ему шокирующую новость — автомобиль снят с гарантии! Причина? Всего лишь одно плановое техническое обслуживание пройденное в небольшом частном гараже где мастер с тридцатилетним стажем аккуратно поменял масло и фильтры используя оригинальные запчасти и соблюдая все предписания завода-изготовителя. Дилер непреклонен — гарантия аннулирована и теперь за любой ремонт владелец будет платить из своего кармана. Знакомая ситуация? Таких историй тысячи по всей стране.

-2

Автомобилисты годами задаются одним и тем же вопросом — действительно ли чтобы сохранить гарантию на машину обязательно нужно обслуживаться у официального дилера? Или можно доверить свой автомобиль независимым специалистам и при этом не бояться потерять право на бесплатный ремонт? Ответ на этот вопрос казалось бы закреплен в законе о защите прав потребителей который разрешает проводить техобслуживание в любой сервисной организации при условии соблюдения всех требований производителя. Но на практике дилеры создают настоящие препоны для владельцев которые решили сэкономить или просто доверяют другому сервису.

-3

Ситуация дошла до Верховного Суда РФ который недавно вынес сенсационное решение по иску владельца LADA против крупного дилерского центра. Это решение уже называют поворотным моментом в автомобильной отрасли которое может изменить правила игры для миллионов автовладельцев. Давайте разберемся что же на самом деле сказал Верховный Суд и как теперь действовать простому автомобилисту чтобы не лишиться гарантии и при этом не переплачивать официальным дилерам за часто некачественное обслуживание.

-4

История началась с того что владелец LADA Vesta купленной в 2021 году решил пройти третье плановое техническое обслуживание не у официального дилера а в независимом сервисе который предложил более выгодные цены и удобное время записи. При этом все работы были выполнены в строгом соответствии с регламентом производителя использовались оригинальные запчасти и качественные расходные материалы.

-5

Владелец сохранил все чеки и акты выполненных работ получил полный пакет документов подтверждающих что ТО проведено правильно. Казалось бы все в порядке — закон соблюден гарантия должна сохраняться. Но когда через несколько месяцев у автомобиля возникли проблемы с двигателем — появился стук и потеря мощности — дилер наотрез отказался выполнять гарантийный ремонт. Мотивировали это просто — раз ТО проводилось не у нас значит гарантия аннулирована. Никакие документы из независимого сервиса не помогли — дилер стоял на своем.

-6

Пришлось обращаться в суд. Суд первой инстанции встал на сторону дилера — мол условия гарантийного обслуживания нарушены значит и претензии предъявлять нечего. Апелляция подтвердила это решение. Казалось бы все потеряно — придется платить за дорогой ремонт самому. Но владелец не сдался и дошел до Верховного Суда РФ. И вот здесь произошло то что многие называют автомобильной революцией.

-7

Верховный Суд внимательно изучил все материалы дела и вынес решение, которое заставило по-новому взглянуть на гарантийные обязательства. Судьи указали, что сам по себе факт проведения технического обслуживания вне официальной дилерской сети не может являться основанием для прекращения гарантийных обязательств.

-8

Ключевой момент — соблюдение правил и регламентов предписанных заводом-изготовителем. Если владелец автомобиля может доказать что все работы выполнены в соответствии с требованиями производителя использованы надлежащие запчасти и материалы то гарантия остается в силе. Дилер не может автоматически снимать машину с гарантии только потому что ТО проводилось не у него. Он должен доказать что именно неправильное обслуживание стало причиной неисправности. Это принципиально меняет расстановку сил. Раньше дилеры действовали с позиции силы — просто отказывали в гарантии если видели что машина обслуживалась не у них. Теперь же бремя доказывания ложится на них — нужно доказать связь между независимым ТО и возникшей поломкой. Если такой связи нет — гарантийный ремонт обязаны выполнить. Это решение Верховного Суда уже стало прецедентом и на него можно ссылаться в аналогичных спорах.

Но как же на практике воспользоваться этим правом? Что нужно делать чтобы при независимом обслуживании сохранить гарантию?

-9

Первое и самое главное — строгое соблюдение регламента технического обслуживания. У вас должно быть руководство по эксплуатации автомобиля где расписаны все работы которые нужно выполнять на каждом ТО. Нельзя пропускать регламентные работы или выполнять их не в полном объеме. Если например на двадцати тысячах пробега нужно поменять масло в двигателе и коробке передач а вы поменяли только в двигателе — это нарушение которое действительно может стать основанием для снятия с гарантии.

Второй ключевой момент — использование правильных запчастей и материалов. Здесь есть нюанс — дилеры часто требуют использовать только оригинальные запчасти которые продаются у них по завышенным ценам. Но закон этого не требует — можно использовать аналогичные по качеству и характеристикам запчасти и расходники. Главное чтобы они соответствовали спецификациям производителя. Например если в двигатель нужно заливать моторное масло с определенными параметрами вязкости и допусками — вы можете использовать любое масло которое этим параметрам соответствует. Не обязательно покупать его у дилера. Но важно сохранять чеки и preferably упаковки от использованных материалов чтобы при необходимости можно было доказать их соответствие.

Третий важный момент — документальное подтверждение. После каждого ТО в независимом сервисе вы должны получить полный пакет документов — акт выполненных работ с перечнем всех операций чеки на запчасти и материалы preferably с указанием артикулов и характеристик. Хорошо если сервис дает гарантию на выполненные работы — это дополнительный плюс. Все эти документы нужно хранить — они могут понадобиться в случае спора с дилером.

-10

Особенно остро вопрос гарантии стоит для владельцев LADA — самого массового автомобиля в России. С одной стороны — эти машины традиционно считаются не самыми надежными и часто требуют гарантийного ремонта. С другой — официальные дилеры LADA известны своим строгим подходом к гарантийным случаям. Многие владельцы жалуются что дилеры под любым предлогом стараются отказать в гарантии особенно по таким распространенным проблемам как шумы в подвеске проблемы с электроникой или преждевременная коррозия. При этом цены на обслуживание у официальных дилеров LADA постоянно растут и часто превышают стоимость аналогичных работ в независимых сервисах в полтора-два раза. Неудивительно что многие владельцы хотят сэкономить особенно на простых операциях вроде замены масла или фильтров. Но до недавнего времени это было сопряжено с большим риском — дилер мог отказать в гарантии даже если поломка не была связана с независимым ТО. Теперь же после решения Верховного Суда у владельцев появился реальный инструмент защиты своих прав. Если дилер отказывает в гарантийном ремонте потому что вы обслуживались не у него — требуйте письменный отказ с обоснованием. Затем обращайтесь в суд ссылаясь на решение Верховного Суда. В большинстве случаев это заставляет дилеров изменить свою позицию и выполнить гарантийные обязательства.

-11

Конечно идеальный вариант — это когда независимый сервис имеет официальную аккредитацию у производителя. Такие сервисы появляются в России но пока их очень мало. Они работают по стандартам производителя используют оригинальные запчасти и их отметки в сервисной книжке признаются дилерами. Но пока это скорее исключение чем правило. Большинство же независимых сервисов не имеют такой аккредиции и поэтому дилеры не признают их работы. Но как показало решение Верховного Суда — это не основание для отказа в гарантии. Главное — качество выполненных работ и их соответствие регламенту.

-12

Что же делать если вы только планируете купить новый автомобиль и хотите сохранить возможность обслуживаться в независимом сервисе не теряя гарантию? Внимательно изучите гарантийные условия которые предлагает производитель. Они не должны противоречить закону о защите прав потребителей. Если в договоре есть пункты которые автоматически снимают автомобиль с гарантии при обслуживании вне дилерской сети — такие условия могут быть признаны недействительными. Но лучше сразу обсудить этот вопрос с дилером и по возможности зафиксировать что вы имеете право на независимое обслуживание при соблюдении всех требований. Некоторые прогрессивные дилеры уже идут навстречу клиентам и предлагают более гибкие условия. Например разрешают привозить свои расходники для ТО или проводят акции которые делают цены сопоставимыми с независимыми сервисами.

-13

Отдельно стоит сказать о так называемых "предгарантийных проверках" которые некоторые дилеры требуют проводить только у себя. Часто это просто способ заработать на клиенте — ведь за такую проверку берут немалые деньги. По закону вы не обязаны проходить предгарантийный осмотр только у официального дилера если можете доказать что автомобиль исправен и соответствует всем требованиям. Но на практике отказаться от этой услуги сложно — дилеры могут создать массу препонов. Здесь решение Верховного Суда тоже может помочь — оно подтверждает право выбора сервиса для любых работ связанных с автомобилем.

-14

Ситуация с гарантийным обслуживанием в России постепенно меняется в пользу потребителей. Решение Верховного Суда — важный шаг в этом направлении. Оно разрушает монополию официальных дилеров на гарантийное обслуживание и дает автомобилистам реальную возможность выбора. Конечно дилеры будут сопротивляться и искать лазейки чтобы сохранить свой доход — но закон теперь на стороне потребителей. Главное — знать свои права и уметь их отстаивать.

-15

Так что же отвечать дилеру который говорит что из-за независимого ТО ваша машина слетела с гарантии? Смело ссылайтесь на решение Верховного Суда РФ и требуйте выполнения гарантийных обязательств. Если отказывают — пишите претензию и готовьтесь к суду. В большинстве случаев на этом этапе дилеры уступают — им не нужны судебные разбирательства которые создают плохую репутацию и могут привести к крупным штрафам. Ваша уверенность и знание законов — лучшая защита от произвола.

-16

Теперь вы знаете что можно не переплачивать официальным дилерам за техобслуживание и при этом не терять гарантию на автомобиль. Главное — соблюдать регламент использовать качественные материалы и хранить все документы. И помните — закон на вашей стороне.