Найти в Дзене
Деревенская Стряпуха

Узнает только внучку, сын сбежал заграницу, а прогнозы неутешительны. Что Альцгеймер сделал с Маргаритой Тереховой?

В 70-х Маргарита Терехова была на пике популярности - её знали, цитировали, ей восхищались. Она не просто играла на экране, она буквально завораживала. Каждую её героиню отличала внутренняя напряжённость и тайна: под спокойным выражением лица бурлили страсти, а в каждом жесте чувствовался характер. Она умела быть разной - нежной и опасной, ранимой и властной. Её образы не были гладкими или удобными, наоборот, они заставляли задуматься, влюбляли, тревожили. Именно поэтому зритель не просто смотрел фильмы с ней, он жил в этих историях вместе с ней. Маргарита не играла, она существовала в кадре так, будто роль была продолжением её самой. При этом в жизни она оставалась человеком закрытым, даже хрупким. В ней чувствовалась внутренняя броня, за которой пряталась ранимая душа. Сегодня Маргарита Терехова живёт в своём мире, где границы времени размыты, а лица из прошлого едва уловимы. Болезнь постепенно забирает её воспоминания, но её экранные образы нетленны. Они навсегда остались в памяти т

В 70-х Маргарита Терехова была на пике популярности - её знали, цитировали, ей восхищались. Она не просто играла на экране, она буквально завораживала. Каждую её героиню отличала внутренняя напряжённость и тайна: под спокойным выражением лица бурлили страсти, а в каждом жесте чувствовался характер. Она умела быть разной - нежной и опасной, ранимой и властной. Её образы не были гладкими или удобными, наоборот, они заставляли задуматься, влюбляли, тревожили. Именно поэтому зритель не просто смотрел фильмы с ней, он жил в этих историях вместе с ней.

Маргарита не играла, она существовала в кадре так, будто роль была продолжением её самой. При этом в жизни она оставалась человеком закрытым, даже хрупким. В ней чувствовалась внутренняя броня, за которой пряталась ранимая душа.

Сегодня Маргарита Терехова живёт в своём мире, где границы времени размыты, а лица из прошлого едва уловимы. Болезнь постепенно забирает её воспоминания, но её экранные образы нетленны. Они навсегда остались в памяти тех, кто рос под её фильмы, кто влюблялся в Миледи, сопереживал героиням “Зеркала” или “Собаки на сене”. Она уже не помнит своих ролей, но зрители помнят каждую её интонацию, каждый взгляд, это и есть настоящее бессмертие актрисы.

Эта история попытка вспомнить всё: путь из глубинки до киноолимпа, личные трагедии, великие роли и молчаливую, но сильную старость.

Из спорта в искусство

Маргарита Терехова родилась в Туринске, но судьба вскоре забросила её на юг - в Ташкент, куда семья перебралась в поисках солнца и тепла. Детство будущей актрисы прошло под узбекским небом, среди ветреных улиц и запахов горячего асфальта. Но вместо сценических грёз её юные годы были наполнены спортом: она гоняла мяч по школьной площадке, выкладывалась на тренировках и вела команду за собой, будто уже знала, какого это - быть в центре внимания. Баскетбол стал её первым увлечением, и недаром. Её упорство и командный дух замечали не только учителя, но и тренеры, предсказывавшие ей спортивное будущее.

Родители уже начинали обсуждать с тренерами её будущее в спорте, но в характере Маргариты всегда было что-то непредсказуемое. Её тело требовало движения, но разум стремился к логике и структуре. Отсюда выбор физико-математического факультета, казавшийся логичным. Однако жизнь не уравнение: за два года доучившись, она вдруг поняла - душа просит сцены. И всё изменила.

Мама Маргариты Борисовны Галина Томашевич тоже была актрисой
Мама Маргариты Борисовны Галина Томашевич тоже была актрисой

Недаром после школы Рита поступила на физико-математический факультет. Она была лучшей на курсе, но что-то внутри не давало покоя. Её тянуло к сцене, может, по примеру матери, актрисы Галины Томашевич, а может, это было зовом сердца. Через два года она бросила университет, собрала вещи и уехала в Москву. Без плана, без гарантий, но с отчаянной решимостью стать актрисой.

Испытание в студии Завадского она прошла с характером. Вместо стандартной подачи взрывной монолог, вместо страха вызов. И её приняли. Потому что в ней уже тогда чувствовалась настоящая артистка, такая, которые рождаются редко.

Своё первое появление на экзаменах Терехова запомнила на всю жизнь. Актёрская легенда Вера Марецкая засыпала от десятков прослушиваний, когда Маргарита громогласно начала читать монолог Натальи из “Тихого Дона”, все обернулись. Завадский спокойно спросил:

“А есть что-то потише?” - и получил в ответ шёпотом стихи Кольцова.

После этого он просто сказал: “Ну ладно, иди”. А за кулисами кто-то заметил: “Или сумасшедшая, или гениальная”.

Любовь и одиночество актрисы

Личная жизнь Тереховой сплошная череда драм. Её первый муж, Вячеслав Бутенко, ушёл из жизни рано. А в сердце Маргариты остался Савва Хашимов актёр, которого она, кажется, впервые всерьёз полюбила. Их роман начался на съёмках фильма “Бегущая по волнам” в Болгарии. Он был женат, но решился на развод и переезд в Москву.

Актриса с первым мужем и с Саввой Хашимовым
Актриса с первым мужем и с Саввой Хашимовым

Они жили в театральном общежитии, смеялись, спорили, растили дочь Анну. Но спустя несколько лет отношения разрушились: Хашимов не смог прижиться в столице, а Терехова не собиралась уезжать в Софию.

“Мама была закрытым человеком. Она влюблялась, надеялась, но ей не везло”, - вспоминает Анна.

С годами актриса перестала искать любовь. Её жизнь стала подчинена сцене, роли стали утешением, а одиночество привычкой.

Тарковский и её величайшая роль

Андрей Тарковский не боялся сильных женщин. Он взял Терехову на главную женскую роль в “Зеркале” и не прогадал. Она играла с болью, с интуицией, с какой-то особой женской горечью. Более того, она постоянно вмешивалась в процесс: предлагала менять финалы, перетасовывать сцены. И, к удивлению всех, Тарковский соглашался, потому что доверял.

Филипп Янковский, которому тогда было четыре года, до сих пор помнит съёмки:

“Она была для меня настоящей мамой. Я верил ей”.

Образ Тереховой в “Зеркале” не просто роль, это исповедь. Её лицо стало символом той самой вселенской женской боли, о которой Тарковский снимал свои фильмы.

Загадка имени отца

В 1981 году у Тереховой появился сын Александр, долгие годы имя отца было покрыто туманом. Говорили о режиссёре Георгии Гаврилове, шептались о певце Игоре Талькове, с которым она гастролировала по Сибири. Но правда оказалась иной: отцом был таджикский предприниматель Сайфиддин Тураев.

Георгий Гаврилов и Сайфиддин Тураев
Георгий Гаврилов и Сайфиддин Тураев

Маргарита сама приняла решение не пускать его в жизнь сына. Боялась, что восточная культура и религия могут потребовать от неё отдать мальчика отцу. Анна вспоминала:

“Мама не простила бы себе, если бы Сашу увезли”.

Тишина сцены и забвение памяти

В 2012 году Терехова последний раз вышла на сцену и ей вручили почётную награду. Её речь тогда была сбивчивой, но глаза светились. После этого начался период молчания, болезнь Альцгеймера постепенно забрала у неё память, речь, ориентацию в пространстве.

Но остались фильмы, книги, голос дочери и прикосновения внучки Веры. С Верой у Маргариты особая связь, они родились в один день. Сегодня актриса не узнаёт Анну и Александра, но каждый раз улыбается Вере. Это чудо - единственный огонёк в её сознании.

-5

На уход уходит до 150 тысяч рублей в месяц. Помогают благотворительные организации, Театр Моссовета сохраняет ей зарплату. Сын уехал в Европу, а Анна, её муж и дети заботятся о Маргарите круглосуточно. Две сиделки помогают актрисе вставать, питаться, смотреть любимые фильмы.

Маргарита Терехова не говорит, но она всё ещё чувствует. Она улыбается, когда слышит знакомую музыку. Иногда кивает, если показывают кадры из “Зеркала”. Её не показывают по телевизору по решению семьи.

“Она - великая. Пусть её помнят молодой и красивой”, - говорит Анна.

Эта история не о забвении, это история о любви. О том, как искусство живёт дольше тела, как экранная магия может пережить любую болезнь. Как одна актриса, потеряв всё, остаётся в сердцах миллионов.

Она уходит медленно, но не навсегда, потому что её героини с нами.