Найти в Дзене

Как Воскресенский погост стал Центральным парком

Центральный парк Новосибирска отметил грандиозный юбилей. Место, где сегодня расположен Центральный парк, ещё с конца XIX века притягивало к себе самых первых жителей Ново-Николаевского посёлка. Вот только люди стекались туда вовсе не для того, чтобы праздно прогуливаться вдоль ухоженных аллей и фотографироваться на фоне клумб с гортензиями, совершать утренние пробежки, кататься на каруселях или культурно проводить летние вечера. Когда и как, при каких обстоятельствах на территории, предназначение которой изначально было совсем иным, появился городской парк, что называют сегодня зелёным сердцем Новосибирска, которое бодро и весело бьётся в ритмах городских праздников? Давайте разбираться. Евгений Ларин Образование Сибирского края, создание Общества изучения Сибири и её производительных сил, открытие Дома Ленина и начало строительства в Новосибирске здания Промбанка СССР (нынешней мэрии), — первого в городе здания в стиле русского авангардизма: все эти события в этом году объединяет кра

Центральный парк Новосибирска отметил грандиозный юбилей. Место, где сегодня расположен Центральный парк, ещё с конца XIX века притягивало к себе самых первых жителей Ново-Николаевского посёлка. Вот только люди стекались туда вовсе не для того, чтобы праздно прогуливаться вдоль ухоженных аллей и фотографироваться на фоне клумб с гортензиями, совершать утренние пробежки, кататься на каруселях или культурно проводить летние вечера. Когда и как, при каких обстоятельствах на территории, предназначение которой изначально было совсем иным, появился городской парк, что называют сегодня зелёным сердцем Новосибирска, которое бодро и весело бьётся в ритмах городских праздников? Давайте разбираться.

Евгений Ларин

Образование Сибирского края, создание Общества изучения Сибири и её производительных сил, открытие Дома Ленина и начало строительства в Новосибирске здания Промбанка СССР (нынешней мэрии), — первого в городе здания в стиле русского авангардизма: все эти события в этом году объединяет красивая цифра 100. И это, конечно, не удивительно: 1925 год в Новосибирске, тогда ещё в Новониколаевске, ставшем столицей огромного Сибирского края, был годом больших перемен, — многое строилось, многое было впервые и вновь.

Но в череде этих юбилейных событий обнаружилось ещё одно. Ещё один вековой юбиляр, — Центральный парк культуры и отдыха. Но удивительно то, что событие это обходит своим вниманием такое авторитетное издание, как Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области за 2025 год. Но ведь именно такие даты — это и есть «специализация» Календаря. В чем же тут дело?

Фото: Павел Комаров, nsknews.info
Фото: Павел Комаров, nsknews.info
«Государственный архив Новосибирской области не располагает документами о том, что в 1925 году был организован Центральный парк города Новосибирска. Таких документов мы в наших фондах не встречали. Возможно, подобные документы есть в фондах городского архива Новосибирска, и его специалисты смогут пролить свет на этот вопрос», — пояснил ведущий архивист ГАНО Игорь Самарин.


Что ж, сразу нужно оговориться, что документа, который прямо говорил бы о создании или открытии Центрального парка в Новосибирске в 1925 году, специалистам городского архива по нашей просьбе отыскать не удалось. Но кое-какие документы Горсовета, которые касаются обустройства будущего Центрального парка, в архиве, действительно, имеются. Но относятся они к 1923 и 1924 годам.

Но начнём издалека.

История этого места ведёт отсчёт с 1896 года, император Николай II безвозмездно передаёт жителям Ново-Николаевского посёлка (по их просьбе, кстати) большой участок земли для организации там кладбища. Впрочем, как утверждает краевед, сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев, хоронить своих мертвецов в этом месте местные жители начали ещё с августа 1895 года. Надо полагать, самовольно, без высочайшего разрешения.

Фото: Музей Новосибирска
Фото: Музей Новосибирска

Здесь нужно понимать, что земля на которой возник будущий город Новосибирск, была царская. В том смысле, что находилась она в личной собственности государя императора. И пользоваться каким-либо образом этой землёй без разрешения было невозможно. Вернее, это было возможно, но не законно. А чтобы было по закону, необходимо было получить у чиновников Кабинета Его Императорского Величества, в чьём ведении находилась эта земля, право арендовать земельный участок и вносить арендную плату. В нашем случае таким чиновником был управляющий Томским имением Алтайского округа Кабинета.

В собственность землю наш город получал постепенно, частями, то есть сначала небольшими (а также и довольно большими) участками под разные нужны, пока наконец в 1907 году город не получил возможность выкупить эту землю у Кабинета за 600 тысяч рублей в кредит на 20 лет. Но это другая большая история. А пока посёлок получает земельный участок под кладбище безвозмездно, то есть даром.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

А потребность в кладбище у Ново-Николаевска в 1896 году была крайне острой. Дело в том, что своего погоста у посёлка (статус безуездного города этот населённый пункт получит только в 1903 году) ещё просто не было и умерших приходилось хоронить в окрестных деревнях, — на кладбищах деревни Усть-Иня на правом берегу и левобережного села Бугры.

А между тем население посёлка уже перевалило за 8 тысяч человек. Будущий город растёт с головокружительной быстротой. И люди не только приезжают сюда, не только рождаются, но и умирают. И вот, согласно воле императора, в Ново-Николаевске появляется собственное новое кладбище, которое, впрочем, очень быстро становится старым.

В 1907 году при кладбище построили церковь Воскресения Христова (кладбище с того момента стали именовать Воскресенским погостом). 7 октября 1907 года с благословения епископа Бийского Иннокентия таинство освящения церкви совершил протоиерей Николай Завадовский.

Но уже осенью 1908 года было принято решение старое кладбище закрыть.

«К середине первого десятилетия ХХ в. в прессе и на уровне городского самоуправления стал обсуждаться вопрос о закрытии Старого кладбища. К этому времени по причине активной застройки территории, выделенной Новониколаевску, Воскресенское кладбище оказалось практически в центре. На соседних улицах строили кирпичные особняки местные богачи, не желавшие соседства их усадеб с кладбищенской ледянкой, наполненной мухами. Соседство с кладбищем местные жители считали неблагоприятным с санитарной и эстетической точек зрения. Полиция указывала на то, что кладбище является местом сходок преступников. После продолжительных дебатов кладбище частично закрыли, сохранив небольшой погост возле церкви для погребения усопших священнослужителей и состоятельных людей, заранее „выкупивших места на кладбище“», — пишет доктор исторических наук Екатерина Красильникова в своей статье «Исторический некрополь Новосибирска: преемственность традиций и политика памяти советской власти (конец 1919 — начало 1941 г.)».

Не смущало соседство с кладбищем только одну категорию граждан, — местную детвору. По воспоминаниям легендарной новосибирской актрисы Зои Федоровны Булгаковой, опубликованным в книге «Мой Новосибирск» (автор-составитель Т. Иванова, «Советская Сибирь», 1994 г.), жила она в двух шагах от церкви, которая находилась на территории нынешнего Центрального парка и «считалась кладбищенской, потому что на месте этого парка и стадиона „Спартак“ было кладбище».

«Удивительно, но кладбище, расположенное так близко от нашего дома, совсем не казалось нам страшным. Напротив, оно давало возможность новых забав и приключений. Вернее, не оно, а огромный ров, окружавший его. Этот ров служил одновременно и оградой. Зимой в него свозили и сбрасывали снег со всей округи. Когда приходила весна, начиналось самое интересное — в образовавшемся потоке воды плыли корабли и кораблики, плоты и доски — мальчишки устраивали здесь целые флотилии. Когда наступало лето, во рву плавала и плескалась ребятня. Вода здесь была проточная и быстрая настолько, что плыть против течения удавалось не каждому мальцу. Но это было здорово! Живая вода в центре города — то-то радость!», — вспоминает Зоя Булгакова.


Официально старое кладбище закрывают в 1913 году, но хоронить на Воскресенском погосте продолжают вплоть до начала 1920-х годов. Но только платно и только по спецразрешению. А вскоре у городских властей появляется идея создать на этой территории парковую зону.

Фото: Музей Новосибирска
Фото: Музей Новосибирска

Из воспоминаний Зои Фёдоровны Булгаковой:

«...В середине двадцатых годов в газете появилось объявление: „Граждане, на месте кладбищенской территории будет создаваться парк. Желающие могут перезахоронить своих родственников“, и назывались адреса новых кладбищ — у Березовой рощи и у аэропорта. И что тут началось! Боже мой! Весь Новосибирск, кажется, съехался сюда. Могилы раскапывали, из них доставали скелеты, укладывали в новые гробы, тащили батюшку. Он махал кадилом, пел „Со святыми упокой“, и гроб забивали и увозили на новое место. Батюшки сбивались с ног, отпевая потревоженные останки... Это продолжалось довольно долго. Потом приехал бульдозер, всё сравнял, сделали всякие клумбы, посадили цветы, и получился парк, потому что кладбищенские березы-то как были, так и остались. Вот так и появился в Новосибирске парк имени Сталина, или Центральный».


Произошло это, разумеется, не в одночасье.

Красочно и, судя по всему, вполне достоверно описывает новосибирский писатель Илья Лавров в свой повести «Путешествие в страну детства» так называемый комсомольский воскресник, который, по мнению Е. Красильниковой, прошёл поздней весной 1924 года:

«Этой же весной комсомольцы города решили переделать бывшее кладбище в парк.

Ребята ходили на кладбище с песнями, положив на плечи лопаты.

Мы, ребятишки, увязывались за ними.

Смело мы в бой пойдём

За власть Советов, — пели во все горло комсомольцы.

Церковь они уже закрыли и крест свернули. Кладбище когда-то было за городом, в пышной березовой роще. Потом город стал расти, леса и рощи вырубали, а на их месте ставили дома, и наконец кладбище оказалось в самом центре города.

<...>

На кладбище пришло человек двести, рассыпались среди шумящих на ветру берез; залязгало железо, затрещало дерево: выворачивали кресты, памятники, оградки, стаскивали их в кучу.

Вокруг этой кучи собрались старики, старухи. Поднялся вой, причитания.

Мне стало нехорошо. Так я чувствовал себя, когда видел вещий сон перед отцовским дебошем.

На каменных плитах и памятниках, испятнанных дождем, были надписи. Их вызывающе громко читал какой-то мужчина. По-женски пышные, волнистые, длинные волосы валились на его лоб, на щеки, на шею. Он сгребал их сразу пальцами обеих рук и откидывал назад. На морщинистом лице горели светлые глаза и лихорадочно красные губы.

«Спи спокойно, наш дорогой и любимый отец», — громко звучал голос. «Пусть земля тебе будет пухом». «Жди меня, доченька, в мире вечного покоя». «Мир праху твоему!»

С десяток комсомольцев, притащивших узорные оградки, остановились, слушали.

<...>

Мужчина с женской головой пробороздил всеми пальцами по голове, отбросил сырые волосы и громко, с горечью, произнес, обращаясь к плывущим кораблям облаков, к вершинам берез:

— Спокойно спят наши родные! Пухом стала для них земля! Мир обрели они! — и он показал на груду крестов. В лицо его били дождинки.

— Бесстыжие!

— Что вы делаете?!

— Где ваша совесть?!

— И в земле покоя нет!

— Бога побойтесь! — Зашумели старики и старухи.

— А бога нет, бабка! — выкрикнул Князев.

— Врешь! Есть! — потрясая кулаками, страшно закричала старуха в черном монашеском платье и в чёрном платке, заколотом булавкой под подбородком.

Я испугался, спрыгнул за куст алого шиповника. Мне показалось, что сейчас произойдет свалка.

— Покарает он вас! Покарает, безбожники!

Я узнал в кричавшей мать Людмилу, которая прошлую зиму стегала у нас одеяла.

— Разве подобное возможно в культурной Европе?! — возвысил голос длинноволосый, опять простирая руки к небесным кораблям. — Дикари! Ведь здесь лежат ваши деды, которые воздвигали этот город!

— Послушайте, гражданин! — крикнула Сашка Сокол. — Бросьте разводить свою классовую агитацию! Было объявлено: «Кто хочет перенести родных на новое кладбище — переносите». И люди перенесли. А здесь остались безнадзорные могилы!

<...>

Мелькали лопаты, сравнивая холмики, громко звучали топоры и пилы, с треском и шумом валились березы — прорубали аллеи...».

Понятно, что большое кладбище не удалось бы ликвидировать за один год, происходило это, очевидно, в несколько этапов. Но вот только вопрос о дате открытия Центрального парка либо сада или парка, которые впоследствии будет назван Центральным, остаётся пока без ответа.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Вот несколько выдержек из документов из городского архива, которые касаются создания парка на месте старого кладбища, но ясности они не вносят:

  • Протокол №16 Горсовета от 5 июля 1923 года: «Разрабатывается проект устройства парка вместо старых закрытых кладбищ»;
  • Протокол №1 заседания пленума и бюро секции по коммунальному хозяйству от 27 ноября 1923 года: «На будущий год намечена следующая программа работ: <...> устройство парка на бывшем старом кладбище»;
  • Протокол №7 Горсовета от 12 февраля 1924 года: «Признать целесообразность оборудования старого кладбища в летний сад».

А что же произошло в 1925 году?

«Обследование коммунальщиками закрытого погоста весной 1925 года показало наличие на его территории большого количества сокрушенных крестов, разбитых памятников и оградок. Отмечалось, что для преобразования этого места в сад требуются колоссальные усилия. Помимо удаления обломков памятников, требовалось провести озеленительные работы, поскольку местами существовали густые заросли, местами деревья засохли либо зеленые насаждения вовсе отсутствовали», — пишет доктор исторических наук Екатерина Красильникова.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Тем не менее, именно 1925 год считается временем основания Кладбищенского сада. Однако, по утверждению Константина Голодяева, территорию бывшего кладбища от оставшихся могил зачищали ещё в 1929 году, когда «по просьбе трудящих» Воскресенская церковь была закрыта, а здание храма передано Дому народного творчества, в кортом позже, в 1952 году, открыли уже другой храм, — храм науки. Астрофизической. Именно там появился первый в Новосибирске планетарий. Но это уже совсем другая история. Как и дальнейшая жизнь большого парка в центре города.

Фото: Музей Новосибирска
Фото: Музей Новосибирска

В 1931 году Кладбищенский сад переименовали в сад имени Сталина. И вот это уже была полноценная зона отдыха новосибирцев с физкультурным городком, тиром, душем и даже солярием для приема солнечных ванн.

В 1944 году сад становится Центральным парком и отдыха имени Сталина. За вход в него с горожан начинают брать плату. В парке работают аттракционы, читальный зал, шахматно-шашечный павильон, бильярдный павильоны, проходят выставки.

Но особую популярность парк, ставший центром притяжения сотен тысяч горожан, приобретает в послевоенные годы. Есть сведения, что в 1950 году на открытие парка пришли более 11 тысяч человек. Кстати, в те годы был построен вход с колоннадой и воротами, который сохранился до наших дней.

Своё современное название Центральный парк культуры и отдыха приобретает в 1963 году.