В начале августа нам наконец-то удалось выбраться погулять в Серпухов. Во-первых, друзья давно рекомендовали, а во-вторых, там в июне открылась большая выставка художников-маринистов из коллекций различных музеев нашей страны. Такое событие пропускать не хотелось, тем более что до Серпухова от Тулы час на экспрессе и почти два на электричке. Мы выбрали второй вариант, потому что хотели выйти за остановку до города на станции «Ока», искупаться и дойти до музея пешком. Но не судьба — машинист забыл предупредить, что выход на этой станции только из первых двух или трёх вагонов — мы же были в хвосте и выйти не смогли, пришлось ехать до следующей. На вокзальной площади мы быстро нашли нужную нам остановку, но в ожидании автобуса пришлось минут двадцать пожариться на солнышке. Серпуховский музей находится на другом конце города, но автобус домчал нас к нему довольно быстро. И вот мы стоим перед зданием старинной усадьбы Мараевых, гадая как попасть внутрь.
А внутрь нам, как выяснилось, и не надо — охранник отправил нас через двор в соседнее здание усадебной конюшни, в которой и расположился Выставочный центр. Но до моря мы дошли не сразу...
Фотохудожник Николай Андреев
Во дворе музейной усадьбы мы увидели интересные стенды, посвящённые знаменитому мастеру русской живописной фотографии — Николаю Платоновичу Андрееву. Оказывается, он для Серпухова был настоящим Гением места, и Серпуховский историко-художественный музей посвятил ему свой проект «Объектив России». К сожалению, с наследием фотохудожника, как мы поняли, пока познакомиться негде — его дом, во дворе которого проходят мероприятия проекта, нуждается в реставрации, и только после её окончания в планах открытие центра фотоискусства. Вечером мы случайно прошли мимо дома Андреева (1-я Московская, 39) — дом действительно выглядит печально, двери закрыты, но на них есть расписание мероприятий проекта...
Своё первое фотоателье Николай Андреев открыл в начале 1900-х. Сохранились портреты его современников, сделанные им в ателье.
Параллельно с коммерческими съёмками Андреев занимался художественной фотографией, осваивая различные приёмы светописи и совершенствуясь в искусстве композиции.
Ранний опыт работы фотографа был связан с созданием видовых снимков Серпухова и его окрестностей — сейчас они бесценный источник для изучения истории города.
В 1920-е годы пейзажные и жанровые фотографии Н.П.Андреева получают высокую оценку в России и за рубежом. На пленэре ему было важно поймать свет солнца, край облака, тени деревьев, которые потом становились ключом к настроению работ... К сожалению, на выжженных солнцем стендах оценить пейзажи художника невозможно, а в интернете его работ очень мало — подождём настоящую выставку.
Почти с самого начала творческого пути Николая Платоновича рядом с ним была его муза — Варвара Николаевна Воронина, которая стала женой и помощницей. После революции родились дети, Валентин и Николай. Первый продолжил затем дело отца. Семья сохранила работы художника, и в начале 1980-х, благодаря сыновьям Николаю и Сергею (от второго брака), началось возвращение имени Андреева в историю фотоискусства. Мы, правда, видели лишь пару журнальных публикаций с его фотографиями — теперь появилась надежда на целый музей!
Однако мы добрались до Выставочного центра Серпуховского музея, приобрели билеты, и окунулись в волшебный мир морских пейзажей.
«Море великих. От Айвазовского до Кандинского»
На полярных морях и на южных,
По изгибам зелёных зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей. / «Капитаны», Николай Гумилёв
На выставке-путешествии по морям и океанам искусства представлены более семидесяти живописных полотен выдающихся мастеров — Ивана Айвазовского, Льва Лагорио, Алексея Боголюбова, Константина Богаевского, Василия Поленова, Константина Коровина, Исаака Левитана, Ильи Машкова, Василия Кандинского и других. Выставка, посвящённая теме моря и морского промысла — результат совместной работы кураторской группы Серпуховского историко-художественного музея и ведущих российских музеев, таких как Третьяковка, Русский музей, Эрмитаж и многих других.
В отечественной академической школе живописи марина как особый жанр сформировалась к середине XIX века. И уже в это время произведения выпускников Академии художеств С.Ф.Щедрина, И.К.Айвазовского, А.П.Боголюбова приобрели широкую европейскую известность.
Недолгий, но яркий путь Щедрина связан с пленительным образом Неаполитанского побережья. Одним из первых он обратился к морскому пленэру, воплотив в своих ландшафтах, где море сливается с небом, возвышенную гармонию прекрасного полуденного края.
Могучим и ни с чем не сравнимым обаянием наделены полотна И.К.Айвазовского. Начав свою деятельность в 1830-е годы, Айвазовский, отличаясь завидным творческим долголетием, стал самым прославленным маринистом в истории русского искусства. Созданные им многочисленные, во многом универсальные, образы водной стихии чаруют разнообразием красочных эффектов и силой эмоционального воздействия.
Иной путь избрал соперник Айвазовского А.П.Боголюбов. Бывший морской офицер, он сохранял в живописи неизменную преданность морю и кораблям, стремясь правдиво передавать реальные приметы и атмосферу Средиземноморья и Адриатики, а затем северного французского побережья, воплотив в разнообразных по мотивам этюдах пасмурный колорит и суровую красоту Бретани и Нормандии.
Здесь же работали на пленэре В.Д.Поленов и Н.Н.Дубовский, ученик Боголюбова — А.К.Беггров.
Во второй половине XIX века отечественные морские ландшафты почти вытесняют зарубежные. Л.Ф.Лагорио, также работавший на Неаполитанском побережье и в Нормандии, вскоре предпочёл европейским российские морские маршруты, создав масштабные и топографически верные виды берегов Крыма.
Чёрному морю посвятили свою кисть Ю.Ю.Клевер и Р.Г.Судковский, чьи работы погружают в безмерную ширь водной стихии, грозной и умиротворённой, полной движения воздуха и света.
Выставка посвящена не только морю, она раскрывает естественную и символическую связь жизни человека с морем. Приморские города и гавани, романтика странствий, бурь и кораблекрушений, облик кораблей и судов, сцены рыбного промысла и торговли, морской отдых и праздники, и, как награда — дары моря. В пространстве выставки море становится главным лейтмотивом, связывающим пейзажи, жанровые произведения и натюрморты.
Нас, конечно, очень порадовала неожиданная встреча с нашими любимцами, коих маринистами никогда не считали.
Две скромные акварели Максимилиана Волошина: «Дерево в горах» (1931) и «Ветка над Заливом» (1930).
Пять картин Константина Коровина, двумя из которых мы уже любовались зимой в Русском музее.
И, конечно, две громадные картины Констанина Фёдоровича Богаевского: «После дождя. Берег моря» (1903) и «Киммерийская область» (1910). Первая проста пленила и зачаровала — не оторваться!
Выставка «Море великих» будет работать в Серпуховском музее до 11 января — времени выбраться посмотреть ещё много.
Говорят, из моря вышло всё, на земле живущее, и море всем мать. Люблю море с берега, но плавать по морю мне скучно: вечно тот же круг горизонта, обнимающий голубое. <...> Люблю на камне сидеть на берегу и думать, глядя в море, о жизни на земле. / «Незабудки», Михаил Пришвин
Коллекция скульптуры
Определённый интерес представляет зал, которым заканчивается выставка маринистов — это открытое фондохранилище коллекции скульптуры музея. Было бы, конечно, интереснее их видеть в выстроенной экспозиции с подписями и информацией, но, понятно, что для этого нужны куда большие площади! Но мы всё равно с любопытством поднялись по лестницам вдоль высоких стеллажей, разглядывая такие разные лица за стёклами.
Есть в этой комнате какая-то мистика, некая тайная жизнь... Ночью тут, наверное, страшно, а днём — очень интересно.
Прогулки с В.Э. Борисовым-Мусатовым
Ещё одна выставка, которую мы посетили в Серпуховском музее — это проект группы московских художников «Прогулки с В.Э. Борисовым-Мусатовым». Нам выставка показалась интересной, а некоторые художники просто очень понравились. Поэтому хочется сохранить в наших дневниках хотя бы её фрагменты, ведь 31 августа 2025 года она закончилась.
Участницами данного проекта прошлое идеализируется. Художники ностальгируют об ушедшем, о неведомом им дворянском быте. В своё время Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов там же, в смутном прошлом, искал идеалы красоты. Увеличенные фото-фрагменты работ художника включены в ткань выставки, и, в помощь зрителю, призваны заполнить до краев общий тон задуманного проекта. В репродукциях — эстетический поиск «абсолютной красоты», грёзы о прошлом, художественные фантазии. Что, оглядываясь назад, чувствовал художник? Как его мечты переосмысливают современные московские художники?
Авторы являются приверженцами разных стилистических течений, работают в различных техниках: от цветного офорта, акварели, гуаши, масла — до смешанной техники. Эпизоды судеб, мгновения жизни — проносятся мимолетно, люди почти достоверно приходят к нам, живут рядом с нами. Или соскальзывают с пространства холста и уходят «за кадр», оставляя нам на память свой мир. Оглядываясь назад, художники видят живое прошлое, очаровываются старинными парками и усадьбами, их тишиной и вечностью. Обобщенно и усиленно-декоративно передают красоту «бэль эпок» или крепко и смело утверждают прошлое в настоящем.
В зале — короткие четверостишия поэтов Серебряного века. Авторы данной выставки находят в поэзии Серебряного века отзвуки своему творчеству, обобщенное выражение замысла или, как говорил Константин Коровин, «звук, отвечающий сердечным чувствам». Зрителю предоставляется возможность отследить такое созвучие изобразительного искусства с поэзией и увидеть те рефлексы, которые Серебряный век оставил нам как прекрасное духовное наследство...
В целом Серпуховский музей оставил сильное впечатление и уверенность, что туда необходимо вернуться. Ведь помимо того, что мы в силу ограниченного времени не посетили постоянную экспозицию, мы не попали в старообрядческую Покровскую церковь (1912) — на входе суровые охранники потребовали билеты, а нам возвращаться в кассы уже не хотелось.
Так что историко-художественный музей — это место, где можно интересно провести целый день. Но мы хотели ещё хоть одним глазком посмотреть на Серпухов. И попрощавшись с музейным павлинчиком, направились к находящемуся неподалёку Высоцкому монастырю...