Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Автолюбителей ждет большая перемена: Новые законы, указы и правила для водителей с 1 сентября

Оглавление
   Минздрав корректировал список болезней и недугов, с которыми запрещено садиться за руль. Фото: Rido/Shutterstock/Fotodom.
Минздрав корректировал список болезней и недугов, с которыми запрещено садиться за руль. Фото: Rido/Shutterstock/Fotodom.

1. ПОШЛИНЫ – ВЫШЕ

Таможенные сборы – подняли еще год назад. Утильсбор – подняли дважды за последние 12 месяцев. Пришла пора задуматься о пошлинах. Машину ведь мало купить. На нее надо оформлять документы. Получать свидетельство о регистрации (СТС), вносить изменения в паспорт транспортного средства (ПТС). Номера делать, опять же. Все это тоже стоит денег. Но цены на эти услуги не менялись 11 лет – с 2014 года. И в июле правительство одобрило, а президент подписал закон о повышении соответствующих госпошлин.

Повышение довольно существенное. Все сборы подорожают в 1,5-3 раза. Так, «цены» на выдачу прав вырастут вдвое: если раньше водительское удостоверение (в/у) старого образца обходилось в 2 тысячи рублей, а нового – в 3 тысячи, то теперь придется заплатить 4 тысячи и 6 тысяч рублей соответственно. Меньше «пострадали» услуги за оформление ПТС и получение госномеров – их стоимость подскочила «всего» в полтора раза. А вот выдача СТС или СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства – необходимо для постановки на учет автомобиля, ввезенного из-за рубежа) станут дороже втрое (подробнее – см. «Было-станет»).

Добавятся и две новых пошлины. Так, за внесение сведений в Единую автоматическую информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО) при прохождении техосмотра придется заплатить 500 рублей. А автошколам предстоит «разориться» аж на 15 тысяч за получение заключения о том, что их техническая база соответствуют установленным требованиям. Раньше обе услуги были бесплатны.

Пояснения правительства предсказуемы и, в целом, логичны. Пошлины не менялись долго, инфляция за 11 лет набежала уже ого-го. Даже бумага, на которой печатают документы, в цене выросла. Не говоря о зарплатах сотрудников, занимающихся оформлением.

   Повышение довольно существенное. Все сборы подорожают в 1,5-3 раза. Добавятся и две новых пошлины. Иван МАКЕЕВ
Повышение довольно существенное. Все сборы подорожают в 1,5-3 раза. Добавятся и две новых пошлины. Иван МАКЕЕВ

Минфин не скрывает – новые тарифы позволят пополнить бюджет. Только на выдаче СТС и госномеров, с учетом текущих объемов авторынка в России – 1,3-1,5 млн новых машин в год и 6-6,5 млн подержанных – дополнительная «выручка» составит 7-9 млрд рублей.

- Тут работает принцип «с миру по нитке – голому рубашка», - рассуждает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. – С одной стороны, для большинства автовладельцев повышение пошлин не будет критичным. Машину мы, в среднем, меняем раз в 7 лет, права – раз в 10 лет. Зато в масштабах страны на круг выходит порядочно. Плохо, что не предусмотрены льготы – для малоимущих, многодетных семей, семей участников СВО…

   Было - станет Дмитрий ПОЛУХИН
Было - станет Дмитрий ПОЛУХИН

2. БОЛЕЗНЕЙ – БОЛЬШЕ

Пока Минфин занимался законом о повышении автомобильных пошлин, Минздрав корректировал другой список – болезней и недугов, с которыми запрещено садиться за руль. Тут, впрочем, изменения не настолько существенные. По сути, сводятся к двум пунктам.

1) В категорию «Психические расстройства и расстройства поведения», помимо ранее перечисленных заболеваний (шизофрения, умственная отсталость, деменция и т.д.) добавили строчку «общие расстройства психологического развития».

2) В категории «Болезни глаза и его придаточного аппарата» строчку «ахроматопсия» («цветовая слепота» - редкое генетические заболевание, при котором человек видит мир исключительно в черно-белом спектре) поменяли на «аномалии цветового зрения».

   Не каждая «аномалия цветового зрения» или «расстройство психологического развития» станет шлагбаумом на пути получения прав. Алексей БУЛАТОВ
Не каждая «аномалия цветового зрения» или «расстройство психологического развития» станет шлагбаумом на пути получения прав. Алексей БУЛАТОВ

Впрочем, Минздрав поспешил успокоить. Не каждая «аномалия цветового зрения» или «расстройство психологического развития» станет шлагбаумом на пути получения прав. Решение выносит врач медкомиссии, изучая каждый случай в отдельности. Так было и раньше. За руль, как правило, не пускали людей с аутизмом, синдромом Ретта или синдромом Аспергера – хотя данные заболевания и не были указаны в прежнем списке. Так что сейчас этот список, по сути, просто привели в соответствие с уже устоявшейся практикой. И, по большому счету, в ней ничего не изменится.

Также летом Госдума приняла изменения в правилах прохождения медосмотра. Согласно им, если врач при оказании медицинских услуг обнаружит заболевание, препятствующее управлению автомобилем, он будет обязан направить водителя на внеплановую медкомиссию (сейчас ее проходят только при получении или замене водительских прав – раз в 10 лет). Однако эти правила вступят в силу позднее – 1 марта 2027 года.

3. ПЕРЕРЫВ МЕЖДУ «ПОДУТЬ В ТРУБОЧКУ» - ДОЛЬШЕ

А вот другие изменения в медицинских процедурах заработают уже с 1 сентября. Речь о порядке освидетельствования на состояние опьянения. Поправки от того же Минздрава были одобрены Госдумой еще в марте. Ключевые нововведения сводятся к следующему.

1) В список химических веществ, на которые проверяют водителей, добавили мефедрон.

2) Максимальный интервал между первой и второй «продувкой» (анализом на содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе) увеличили с 20 до 25 минут.

3) Время, отведенное водителю на сдачу анализа мочи, ограничили 1 часом (раньше ограничения не было).

4) Перед процедурой освидетельствования водителю предложат подписать «добровольное информирование согласие на медицинское вмешательство».

   Максимальный интервал между первой и второй «продувкой» (анализом на содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе) увеличили с 20 до 25 минут. Иван ВИСЛОВ
Максимальный интервал между первой и второй «продувкой» (анализом на содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе) увеличили с 20 до 25 минут. Иван ВИСЛОВ

С первыми тремя пунктами – плюс-минус все понятно. Мефедрон включили в список на обязательную проверку в связи с резко возросшей популярностью этого опасного наркотика. Интервал между «продувками» увеличили не ради водителей (действительно пьяный за лишние 5 минут не «продышется» и не протрезвеет), а чтобы упростить жизнь врачам, которые часто не успевают провести процедуры в положенный срок (особенно во время антиалкогольных рейдов ГАИ, когда «клиентов» в лаборатории свозят «пачками»). А ограничение по времени сбора мочи добавили как раз для того, чтобы водители его не тянули, в надежде протрезветь под предлогом «не хочется писать». Как только час выйдет – будут брать кровь.

С четвертым пунктом интереснее. Его добавили во избежание правовых проблем. Ранее водитель, сдавший биоматериал для анализа, мог обратиться в суд с жалобой на неправомерное оказание медицинских услуг. И с высокой долей вероятности его выиграть – позволяет закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации». Непросто так нас регулярно просят подписывать «согласие на медицинское вмешательство». Теперь эту лазейку прикроют. «Добровольность» подписания такого согласия в ситуации с медосвидетельствованием на алкоголь и наркотики – вещь, разумеется, условная. Можно, конечно, не подписывать – но тогда это будет приравнено к отказу от освидетельствования. А наказание за него такое же, как за «пьянку» - 45 тысяч рублей штрафа и 1,5-2 года лишения прав.

Остальные базовые вещи останутся прежними. Процедура проверки на состояние опьянение проводится либо при двух понятых, либо под видеофиксацию сотрудниками ГАИ. В случае, если анализ выдыхаемого воздуха показал отрицательный результат на алкоголь, но есть основания считать водителя нетрезвым или находящимся в состоянии наркотического опьянения (при наличии не менее 3-х клинических признаков, вроде характерного запаха изо рта, покраснения кожи, несвязной речи, неадекватного поведения и т.д.), его могут обязать сдать биоматериал (кровь или мочу). Так же кровь обязательно берут у пострадавшего водителя-участника ДТП, если он не в состоянии пройти анализ иным способом.

4. НЕ ПРОПУСТИТЬ «МИГАЛКУ» - ДОРОЖЕ

Июньские поправки в КоАП, резко поднявшие штрафы за создание помех движению машин со спецсигналами, наделали столько же шума, сколько машины с этими самыми спецсигналами. Выяснилось, что пропускать теперь нужно не только скорые, полицейские, пожарные и прочие автомобили экстренных служб, но и даже машины без спецраскраски, зато с включенным проблесковым маячком. Причем, не просто пропускать – а «мгновенно убираться с их дороги». Хоть в кювет, хоть на встречку, если выбора нет – а то выпишут квитанцию на 5,5-7,5 тысяч рублей.

По крайней мере, так нам изначально заявили. В итоге МВД пришлось выступать с разъяснениями. Все оказалось не так страшно. Новые штрафы действительно введут, а старые – вырастут. Причем – даже больше, чем указывалось изначально. Но сама логика изменений стала понятнее.

   Пропускать теперь нужно не только скорые, полицейские, пожарные и прочие автомобили экстренных служб, но и даже машины без спецраскраски, зато с включенным проблесковым маячком. Светлана МАКОВЕЕВА
Пропускать теперь нужно не только скорые, полицейские, пожарные и прочие автомобили экстренных служб, но и даже машины без спецраскраски, зато с включенным проблесковым маячком. Светлана МАКОВЕЕВА

Итак, по пунктам.

1) Непропуск спецтранспорта (любые машины со специальной цветографической схемой, оснащенные синим и красным проблесковым маячком, со включенными световыми и звуковыми сигналами) либо колонны в сопровождении таких автомобилей ранее карался штрафом 4,5-7,5 тысяч рублей или лишением прав на 3-12 месяцев. Теперь – штраф 7,5-10 тысяч рублей или лишение прав на 6-12 месяцев.

2) Штраф за непропуск машин без специальной цветографической схемы, но с включенными синим и красным проблесковыми маячками и звуковым сигналом (а также непропуск колонны в сопровождении таких машин) – ранее… отсутствовал. Теперь – такой же, как и в п.1: 7,5-10 тысяч рублей или лишение на 6-12 месяцев.

3) Непропуск машины без спецраскраски, но с включенным синим – и только синим! – маячком остался прежним: 500 рублей или предупреждение.

Если вкратце:

– видите красный маячок – уступать придется в любом случае, неважно – раскрашена машина в цвета экстренных служб или нет, тут наказание теперь суровое;

- если видите только синий – тоже, конечно, лучше пропустить, но если замешкаетесь – последствия ожидаются не столь страшные;

- что важно – МВД подтвердило, что водитель обязан пропускать автомобили с включенными световыми и звуковым спецсигналами, соблюдая остальные требования ПДД.

- То есть, никто не требует водителя уступать дорогу ценой проезда на красный, перестроения через сплошную разметку или отступления от требования дорожных знаков, - отмечает автоэксперт, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Так что «кидаться» на встречку и в кювет – необязательно.

А что касается формулировки «водителю запрещается находиться в непосредственной близости от машин со спецсигналами и двигаться с их скоростью», также вошедшей в обновленный КоАП, - это, скорее, борьба с любителями «пристроиться» в хвост скорой или пожарной, экономя время в пробках. Увы, такое до сих пор встречается повсеместно.

5. РЕМОНТ - ПРОЩЕ

Наконец, последнее нововведение – с началом осени вступают в силу обновленные правила оказания услуг техобслуживания и ремонта. Но тут ничего радикального.

1) Отныне подписать договор на услуги можно через сайт или мобильное приложение.

2) Необязательно указывать «оценочную стоимость» автомобиля, который оставляют на ремонт.

3) Автосервис больше не обязан по требованию клиента предоставить «Книгу жалоб и предложений».

4) Меняется порядок возмещения возможного ущерба.

   С началом осени вступают в силу обновленные правила оказания услуг техобслуживания и ремонта. Но тут ничего радикального. Алексей БУЛАТОВ
С началом осени вступают в силу обновленные правила оказания услуг техобслуживания и ремонта. Но тут ничего радикального. Алексей БУЛАТОВ

Первые три пункта – сплошной формализм. Последний – то же самое, вид сбоку. Но требует пояснений. Раньше автосервис в случае утраты или повреждения автомобиля/отдельных деталей был обязан в течение 3 дней предоставить клиенту машину или запчасти аналогичного качества, либо возместить их стоимость в двукратном размере. Теперь в такой ситуации – согласно новым правилам – «вред, причиненный потребителю вследствие недостатков оказанных услуг, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством РФ».

В общем, правила привели в соответствие с устоявшейся практикой – в случае спорных ситуаций стороны либо «договариваются на месте», либо решают вопрос через суд.

Читайте также:

Отказ регистрации в ГАИ: эксперт раскрыл роковые ошибки при замене двигателя

Лайфхак неубиваемости: чтобы преобразить машину, нужен всего только магнит

Автор: Николай МЫСИН