Найти в Дзене
ИНОСМИ

«Вниз полетит не только автопром». Немцы ужаснулись грядущему кризису

   © РИА Новости Евгений Одиноков
© РИА Новости Евгений Одиноков

Der Tagesspiegel | Германия

Немецкая промышленность стремительно теряет рабочие места, особенно автопром, пишет Tagesspiegel. Эксперты предупреждают о росте безработицы среди выпускников, а в комментариях читатели спорят: одни считают кризис неизбежным, другие винят бюрократию и провальную политику.

Слабая конъюнктура особенно сильно ударила по автомобилестроению, но давление испытывает вся промышленность. Эксперты прогнозируют рост безработицы среди выпускников профильных вузов.

По данным консалтинговой компании EY, только в автопроме в течение одного года было сокращено чистыми около 51 500 рабочих мест, что соответствует почти 7% занятости в отрасли. Ни одна другая сфера промышленности не оказалась столь сильно затронута.

В целом количество занятых рабочих мест в немецкой промышленности к 30 июня составило 5,42 млн человек, что на 2,1% меньше, чем годом ранее. Всего за год исчезло примерно 114 000 рабочих мест, а по сравнению с до ковидным 2019 годом — около 245 000, то есть минус 4,3%.

Проблемы отрасли отражаются и в финансах: во втором квартале промышленный оборот снизился на 2,1% — восьмое падение подряд. Исключением стала лишь индустрия электромобилей, остальные сектора показали убытки. В автопроме падение составило 1,6%.

Внешние факторы давления

Немецкая индустрия страдает не только от высоких цен на энергию, бюрократии и слабого внутреннего спроса, но и от торговых споров с США. По словам Яна Бро́рхилькера, управляющего партнёра EY, "массовое падение экспорта в США серьёзно ударило по немецкой промышленности". Одновременно сокращаются и поставки в Китай, где немецкие автоконцерны сталкиваются с жёсткой конкуренцией.

Сокращения и реструктуризация

Под ударом оказались крупнейшие компании: Mercedes-Benz, Volkswagen, а поставщики Bosch, Continental и ZF объявили о жёстких программах экономии. Porsche планирует почти полностью закрыть свою дочернюю компанию Cellforce, занимающуюся батареями.

Не только автопром сокращает рабочие места: машиностроение потеряло около 17 000 сотрудников, металлургия — 12 000. Относительно стабильными остаются химическая и фармацевтическая отрасли.

Риски для молодых специалистов

Кризис вызывает дискуссию о будущем промышленного сектора Германии и опасения в связи с "деиндустриализацией". Хотя в долгосрочной перспективе занятость в индустрии ещё выше, чем десять лет назад (+185 000 рабочих мест с 2014 года), тренд сейчас явно негативный.

Бро́рхилькер прогнозирует, что дальнейшие сокращения проявятся с задержкой, и это особенно ударит по выпускникам вузов. Автопром и машиностроение нанимают гораздо меньше молодых специалистов, чем раньше.

"Мы увидим рост безработицы среди выпускников вузов — явление, которого в Германии долгое время практически не существовало", — отметил эксперт.

Комментарии читателей TAGESSPIEGEL:

21we (21 год)

Немецкая автомобильная отрасль за год сократила более 51 000 рабочих мест
Думаю, это ещё не конец. Но, в общем-то, неудивительно.

Автомобиль как символ статуса всё больше теряет значение. Всё меньше молодых людей вообще получают водительские права. К тому же к 2035 году произойдёт полный переход на электромобили. Если посмотреть на мой электромобиль: это, по сути, кузов, 4 колеса, два простых электромотора и большая батарея. С учётом автоматизации для производства такой машины, вероятно, потребуется не более 50% персонала от прежнего уровня.

Всё это произошло бы и без торговой политики Трампа.

Это значит, что автопроизводители в Германии будут "оздоравливаться" через сокращение, чтобы дальше получать хорошие прибыли.

Думаю, в будущем в ФРГ будут производить только большие дорогие автомобили представительского класса, потому что с качественным знаком "Made in Germany" они хорошо продаются. Производство же малых и средних автомобилей перенесут в страны с более дешёвым производством. В итоге для компаний важна только рентабельность — тут уж не надо строить иллюзий. Это печально, и, конечно, для хорошо зарабатывавших до сих пор работников и служащих в автопроме это неприятно, но ведь всё это не стало неожиданностью и не свалилось с неба.

quantitenegligeable

Меня ужасает тон многих комментариев. В стиле "сама автопромышленность виновата". Некоторые звучат почти торжествующе, многие — явно с неприязнью.

Это напоминает мне людей, которые наслаждаются танцем на вулкане и комментируют упадок как нечто желанное.

Оглянитесь: если так пойдёт дальше, вниз полетит не только автопром, но и машиностроение, химия.

Как можно столь равнодушно относиться к признакам того, что наша экономическая модель вместе с финансированием соцгосударства идёт ко дну?

HoerniBerlin

Тем более речь идёт об увольнениях в Германии. Зарубежные заводы работают полным ходом.

quantitenegligeable

Доброе утро вам! Модель ФРГ была успешной, пока её не задавили бюрократия и растущие налоги. А теперь эти левые фракции "ликуют", будто бы наконец доказано, что рыночная система плоха. Но дело не в рынке — дело в обременяющих правилах и провальной политике, которые и ведут к упадку. Мы, кто вырос в опыте успешной системы, можем только скорбеть об ориентации, утраченной нынешним правительством.

margard

Динозавры-автомобили? А вы видели все эти соглашения по обслуживанию ПО, лицензии, десятки согласий, которые вы как покупатель электромобиля должны подписывать? Тут лучше уж остаться при старой машине, приварить пару жестяных листов — и поедет дальше.

Rico

Устаревшие, дорогие и слишком большие модели, которые плохо продаются на ключевых рынках (Китай и Калифорния). К тому же постоянные проблемы с софтом и качество, не соответствующее бренду "Made in Germany". Все эти проблемы автопром создал себе сам. И прежде, чем кто-то начнёт про личные истории: немецкий рынок слишком мал, чтобы сам по себе иметь значение для сохранения рабочих мест.

Оригинал статьи