Сыграла так и сяк в «Амальфи» — хочется поделиться первыми впечатлениями от партий. Дисклеймер здесь обязательно нужен: знакомьтесь, я евролюб (иногда меня даже кличут евробоярыней — и это «жжж» неспроста).
ПРАВИЛА
В нюансы правил «Амальфи» я углубляться не буду — игра довольно комплексная, и перечисление всех деталей вас наверняка утомит.
Партия длится 4 раунда, в конце каждого из которых происходит подсчёт очков по условиям раунда. Эти условия готовятся на игру случайно — например, в первом вы можете получать очки за приглашённых деятелей, во втором — за купленные шедевры, а в третьем — за исследованные маршруты и так далее.
В свой ход игроки по очереди выполняют по одному действию до тех пор, пока каждый из них не спасует. Если вы спасовали — вернуться в раунд и выполнять действия дальше уже нельзя. То есть может быть ситуация, когда один игрок ещё дохаживают, а остальные ждут.
В игре довольно много вариантов действий.
Первое из них — отправить корабль исследовать территории: выставить его на поле или жетон маршрута и выполнить соответствующее действие (иногда за это нужно ещё и заплатить хлебом). Например, отдать 2 хлеба, чтобы получить 2 изумруда. Или отдать 3 хлеба, чтобы получить 2 любых ресурса.
Система ресурсов в игре довольно необычная: для получения ресурсов вы не используете какие-то жетоны, а используете всё те же корабли — и, если вам нужно получить два изумруда, вы передвигаете 2 корабля из своей бухты в зону изумрудов.
Второй вариант действия — приглашение деятеля (розыгрыш карты из руки). Деятели в игре важны, потому что они позволяют вам разово получать мощные бонусы, а порой дают полезные пассивки или скоринги на конец партии. Ещё есть деятели, которые «активируются»: их свойство, обычно очень сильное, срабатывает — и вы поворачиваете карту деятеля на 90 градусов, чтобы обозначить, что вы уже использовали свойство деятеля в этом раунде. Это, кстати, целое действие, на которое нужно потратить ход — активация такого персонажа.
Следующий вариант действия — приобретение нового маршрута. Личные маршруты — это по факту собственные места для выставления ваших кораблей: никто не сможет поместить на них корабль, кроме вас, а ещё там обычно уникальные действия. За покупку маршрута вы также получаете победные очки.
Ещё один вариант действия — покупка шедевра. Это архитектурные, живописные и литературные произведения, которые приносят вам победные очки и разовые бонусы а-ля взять карту деятеля с рынка, повернуть активированного персонажа, получать хлеб или ресурсы и так далее.
Ну и последнее, что вы можете сделать в качестве основного действия — построить новые корабли.
Также в игре есть дополнительные действия, которые можно делать в любой момент партии: обмен карты деятеля с руки на хлеб, а ещё отправление своего корабля «в сон» для получения 3 ресурсов или 3 хлеба — но вернуть его в бухту можно будет только в следующем раунде.
Когда все спасовали, в конце раунда не только считаются очки за жетон раунда, но и приходит время кормить матросов на своих кораблях. Каждый корабль требует 1 хлеба — и за каждый хлеб, за который вы не в состоянии заплатить, вы теряете по 3 ПО.
После этого все ваши корабли возвращаются в порт — и приходит новый раунд.
Единственное, о чём ещё стоит сказать, — в игре есть три общих цели, к достижению которых стремятся игроки. В любой момент своего хода, когда вы выполнили цель, вы кладёте на неё кубик своего цвета и получаете сразу же победные очки. Игра стимулирует здесь конкуренцию и гонку: на самых сложных целях первый выполнивший её получает 24 ПО, а остальные — 12 и 8 соответственно, то есть разница есть.
После 4 раундов игроки добавляют к набранному в процессе игры очки за жетон скоринга последнего раунда, кормят своих матросов, а также получают очки за деятелей, которые приносят очки в конце партии — и выявляют победителя.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
«Амальфи» как игра, в которой многое завязано на развитии собственной истории с картами и планшетом, попадает в меня на все сто. Этим мне нравится «Арнак», этим меня цепляет «Путешествие Дарвина» — одни из любимых моих евроигр в принципе.
На данном этапе я сыграла три партии — две вживую, одну на БГА, чтобы посмотреть, нигде ли мы не накосячили в понимании правил. Самое смешное, что в третьей партии у меня был самый низкий счёт — я в первом раунде на БГА тыкнула один раз не туда, куда надо, не заметила — и всё пошло по одному месту:) Отсюда понятно, что игра тяжело прощает ошибки именно в начале партии — потому что именно с первых двух раундов закладывается потенциал последних двух, где ваш движок разворачивается во всю мощь и красоту.
Из-за ошибки в первом раунде за игру у меня получилось сделать 40+ действий, а у Витали 60. Ну то есть в большинстве раундов я пасовала и ждала по несколько ходов, когда он завершит раунд, потому что у него возможности это сделать оставались, а у меня — нет.
Не удивлюсь, если подобные ситуации могут раздражать некоторых игроков: например, в нашей второй партии Виталя завершил свой последний ход в последней партии — и просто пошёл спать, а я доигрывала ещё ходов 10, как будто сидела соло. Это было… странно:) Наверное, именно из-за таких ситуаций двое считается не лучшим составом для игры, хотя, исключая этот момент, вдвоём играется очень даже хорошо.
В «Амальфи» есть разные режимы драфта карт: есть условные пресеты, которые делятся по специализации, есть выбор карт таким образом, что вам точно достаётся карта конечного скоринга, а остальное вы набираете сами (пока это самый интересный для меня вариант). Мы сыграли с каждым, и есть подозрение, что наборы не во всём равнозначны по цветам — есть более ситуативные карты и персонажи, чем остальные. Например, в данный момент мне кажется, что фиолетовая колода довольно тяжёлая — её реально начать раскручивать не с первого раунда.
Ещё в игре есть крайне сильные карты, которые вот прям «надо брать» — зачастую эту карты одинарной активации, которые приносят ощутимый профит. Если вы собираете много таких карт, то это часто залог крайне успешной партии, потому что играть их можно каждый раунд, а ещё в игре много опций разворачивать их обратно, используя повторно.
В целом игра мне понравилась сильно выше среднего, но, как и с «Дарвином», здесь есть ощутимое эхо от совершённых ошибок — и морально играть часто мне в такие настолки тяжеловато: я начинаю расстраиваться из-за невнимательного хода, и это портит мне впечатление от партии.
В остальном «Амальфи» просто прекрасная игра: она позволяет развивать долгоиграющие комбинации, использовать свой ресурсный потенциал так и сяк, задействуя свои корабли то как рабочих, то как ресурсную базу. Ядро у игры очень нетипичное, и это делает для меня «Амальфи» особенным евро: здесь есть и кризис ресурсов, который меня цепляет, и наказание за некормление рабочих, и комбинации, которые греют душу, когда что-то получается.
Скорее всего, для меня лучшие составы — 2 и 3, но, если вас не пугает даунтайм, думаю, вчетвером играется хуже всего только из-за него — ну и, конечно, конкуренция будет гораздо выше (за локации на поле, например), а значит, по вариантам размещения кораблей будет ситуация гораздо больнее, чем малым составом.
Последнее замечание будет о том, что в меня крайне попадает сеттинг этой настолки — бальзам на сердце видеть в картах персонажей Симонетту Веспуччи, Рафаэля и других важных деятелей науки и искусства.