Первоначально в состав Лосинской волости входило 15 селений: деревня Лосиная, села Анисово Городище и Бережки, деревни Бакеевка (Пацынь), Буда, Бережки, Высельцы (Зимницы), Кирилловка (Прудки), Леонов Починок, Ракитная, Рождественское, Соломоновка, Старое Городище, Тихвинское, Якимово, сельцо Выползово.
С 1944 года территория Лосинской волости относится к Кировскому району Калужской области.
До сер. XVIII в. принадлежало Брянскому Новопечерскому Свенскому монастырю.
"По государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии наказу брянские писцы князь Петр Никитич Звенигородской да подьячей Иван Ковелин дали выпись с книг писма своего и меры пречистенскому попу Дмитрею с старай выписи, какову он выпись клал с книг писма и меры князь Юрья Мещерского да Ушака Курцова за руками подьячих Юрья Ортемьева да Федора Копушкина лета 7087-го (1579 г.) во Брянском уезде в Хвощенскай волости написано :
Погост на речке на Неруче, што на Берешку, на государеве земле, што смежно с Серпейским рубежом, а на погосте церковь Успение Пречистые Богородицы древена клетцки чюдотворная на бели шти Пядниц стариннай образ и деисусы и свечи, и книги, и колокола, и клепало, и все церковное строенья прежних и нынешних попов и приходных людей, а на погосте церковных дворов: поп Дмитрей, церковной диячок Прошка Иванов да церковной же диячок Дмитрейко Совостьянов, пономарь Мишка Дмитреев, проскурницино, келейное, что жили нищие, три пустых крестьянских старые пустоты, пашни паханые церковные и перелогу, и лесом поросль середние земли пятдесят две чети с осминою в поле, а в дву по тому ж, сена по дуброве и по речке по Неруче трицать копен, лесу дубровы и бору з бортным ухожьем в длину на две версты и поперег на полторы версты, да лесу же церковной Пречистые Богродицы бортной ухожей уколной, знамя в том ухожью Наш з живцом HI, да на речке на Неруче два перевеса, да к погосту же Берешку Вербежи на речке на Язвице, а в ней крестьян: Мишка Филипов, Ивашко Филипов, пустое, пашни паханые худые земли петнацать чети в поле, а в дву по тому ж, сена двацать пять копен, лесу дубровы и черного, и бору з бортными ухожьи в длину на шесть верст, а поперег на четыре версты, да в том же лесу Пречистенскай бортной ухожей, а знамя в нем Наш з живцом HI, да церковной берег бобровой по реке по Оболви от Савинского рубежа по речку по Ожешки, да на той же реке Оболви церковные два яза да два перевеса, да два озерка, а ходят те бортные ухожьи поп да церковные диячки сами на себя или кому прикажут. и всего погост да починок, а в них двор попов, два двора церковных диячков, двор пономорев, два двора крестьянских, а людей в них тож, шесть мест пустых, пашни паханые и перелогу, и лесом поросль середние и худые земли шездесят семь чети с осминою в поле, а в дву по тому ж, сена пятдесят пять копен. Межа починку Вербижичам от реки от Оболви и от Круглова озерка старым рубежом суходолом к Вяземскай дороге, попрову земля и лес деревни Савинай, а полеву земля и лес починка Вербижич, што к селу Берешку, да через Вяземскую дорогу к логу, а логом вверх да старых рубежей, а старыми рубежами к верховью речки Бортника, а от верховья речки Бортника старыми же рубежами к речке к Нелюби, а речкою Нелюбью вверх старым рубежом х Криновскому рубежу, попрову земля и лес потамест деревни Савина, а полеву земля и лес починка Вербежич, а от Криновского рубежа поле мох Погорелец старыми рубежами к Вяземскай дороге, напрове земля и лес деревни Кринок, а налеве земля и лес починка Вербежич, да через Вяземскую дорогу старыми же рубежами к верховью речки Ожешка, а речкою Ожешком вниз до старых рубежей, а старыми рубежи к реке к Оболви, напрове земля и лес потамест деревни Кринок, а полеву земля и лес починка Вербежич. И попу Дмитрею и церковным диячком, или хто па них Пречистые Богородицы иные попы и дьяконы будут пашню пахати и сена касити, и лес и всякими угодьи, самим на себя, или кому прикажут, и в реках рыба лавити, и бобры, и выдры, и норки ганити, и езы, и перевесья ставити в церковнай вотчине и ведать по тому што к Успенью Пречистай Богородицы истари потягло.
К сей выписи князь Петр Никитич Звенигородцкой печать свою приложил.
Лета 7138-го августа в 29 день.
Скрепа по сставам на обороте: 7138 (1630) году приписал падьячей Иван Ковелин.
Черновосковая печать.
РГАДА. Ф. 281. ГКЭ по Брянску. Ед. хр. 454/11. Л. 1 – 4
"7197 (1688) декабря 16 дня. Грамота от Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Стольнику и Воеводе Афонасью Яковлевичу Колычеву о приписке к Новопечерскому монастырю села Бережка в Хвощинской волости, на речке Неруче, и деревни Вербижицы, на речке Язвище, со всеми угодьями."
РГАДА. Фонд - 281 (Грамоты Коллегии Экономии), оп.2 (данные форума село Бережки)
"По данным атласа, Калужского наместничества, (изданного в 1782 году) обмежеванного в благополучное царствование государыни императрицы Екатерины Алексеевны II, генералом-прокурором, действительным тайным советником Князем Вяземским:"село Бережки, священно и церковнослужителей, и экономического ведомства, что прежде было во владении Новопечерского Свинского монастыря крестьян, в безспорном владении. Земли всего 519 десятин, 336 сажений. Располагалось на левых сторонах реки Неручи и речки Церьковной; церковь деревянная Успения Богородицы; на реке мучная мельница об одном поставе; земля иловатая; хлеб и покосы средственные; лес дровяной; крестьяне на оброке.
Деревня Бережки, Экономического ведомства, бывшего владения Новопечерского Свинского монастыря, в безспорном владении. Земли всего 1926 десятин.Расположена на левой стороне реки Неручи, и по обе стороны речки Бережанки; земля песчаная;хлеб и покосы средственны; лес строевой и крестьяне на оброке."
1 марта 1723 г. монах Новопечерского Свенского монастыря Карион написал прошение в Синодальный казённый приказ: «В Брянском уезде в Ботаговском стану Новопечерского Свенского монастыря в вотчине в селе Бережки из древних лет построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и оная церковь вся ныне ветха стала, и служить в ней невозможно.
Ныне оного монастыря наместник иеромонах Варсонофий желает, дабы в оном селе на старобытном церковном месте новую деревянную церковь построить во имя оное, а без указа и благословения Святейшего Синода оную церковь строить не смеет, и прошу благословить нас на оном месте вновь построить церковь и о том дать указ».
Прошение было удовлетворено, и 15 мая 1723 г. был дан приказ о строительстве новой церкви. Через семь лет церковь была построена.
8 апреля 1730 г. монах Карион писал: «Новопостроенная церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Берешки построена и к освящению изготовлена. Чтобы означенную Успенскую церковь освятить Новопечерского Свенского монастыря наместнику иеромонаху Иннокентию, послать к нему указ для освящения и освящённый антиминс выдать».
Кирпичная однопрестольная церковь Успения Пресвятой Богородицы,с колокольней строилась в византийском стиле вместо деревянной с 1896 г. до начала 1920-х, на средства Степана Киреевича Андриянова.Строительство продолжалось 24 года. Закрыта и разграблена местными жителями в сер. ХХ века, настоящая часть окончательно разрушена в 1954 г." (википедия)
В 1890 г. при церкви была выстроена сторожка, школа грамотности и церковно-приходская школа, которая существовала с 1884 г. В 1900 г. на церковные средства и частично на пожертвования прихожан была выстроена новая церковно-приходская школа, т. к. старая сильно обветшала.
Ныне же от здания храма сохранилась разрушенная трехъярусная колокольня. На месте алтаря два безымянных креста. Сквозь траву просматривается фундамент церкви. 28 августа 2006 г. в престольный праздник состоялось освящение построенной часовни на месте разрушенного храма. Часовню выстроил на свои средства священик Николай Андрианов.
Священник Дмитрий Андреевич Залетаев, избирался по духовно-училищным делам (1871-1893). в должности законоучителя Бережковской земской школы (1878-1884). После закрытия этой школы в 1884 г.состоял законоучителем Бережковской церковно-приходской школы. Состоял следователем 2-го благочиннического участка (1883-1892) и наблюдателем церковно-приходских школ. Его дочь Надежда работала учительницей в двухклассной церковно-приходской школе села Песоченский Завод. (данные из Синодика Жиздринского уезда)
В Калужском архиве хранятся дела: в Ф-33 Оп. 3 Д. 905 о переписке с канцелярией Калужского Губернатора и записи в журнале Калужской Духовной Консистории о преступлении по службе священника села Бережки Жиздринского уезда, Обновленского Леонтия Нотариевича, не пожелавшего совершить церковные обряды над умирающими крестьянами.
Ф. Ф-33 Оп. 3 Д. 1832 Записки в журнале Калужской Духовной Консистории по прошению вдовы дьякона села Бережки Жиздринского уезда, Ольги Преображенской, о возвращении ей усадебной и полевой земли, отобранной причтом после смерти ее мужа.
Ф. Ф-33 Оп. 3 Д. 1737 Дело по отношению Московской Духовной Консистории об отметках в метрических книгах села Бережки Жиздринского уезда о расторжении брака супругов Гурьевых.
Ф. Ф-33 Оп. 1 Д. 3848 3аписи в журнале Калужской Духовной Консистории по отношению Калужского оберформейстера о взыскании со священников Жиздринского уезда сел: Бережки, Соколова, и Милотич, Николаева, и дьякона Гаврилова, денег за самовольную порубку ими леса в казенных дачах, принадлежащих селу Бережки.
**********************************************
Данные "Калужских Епархиальных ведомостей"
01.07. 1863 г. в село Бережки на вакансию диакона определен, со взятием в замужество дочери умершего священника этого же села Соколова, окончивший курс в семинарии ученик Василий Преображенский.
Объявлено одобрение Епархиального Начальства за попечение о благоустройстве приходского храма с.Бережки, священнику Леонтию Обновленскому об исправлении ветхостей по церкви.
В 1866 г. прихожан в с. Бережки было-1070 чел. Притч состоял из настоятеля и двух псаломщиков.
Сумма, ассигнованная к отпуску из казны на содержание штата
в 1867 г. в с.Бережки была уменьшена по мере собственных способов содержания и составляла 109 руб 76 коп.
В 1886 г. в с. Бережки была устроена церковно-приходская школа, в которой обучалось 46 мальчиков и 2 девочки. Школа располагалась в наемном доме. За наём церковь платила 13 руб в зиму. Обучение проводил священник Дмитрий Андреевич Залетаев и учитель, диакон Соколов. Смотритель школы был священник с. Космачева-Федор Любимов. Обучение проводилось бесплатно.
В 1870 году 11 февраля священник с. Бережки Леонтий Обновленский переведен в село Казариново Малоярославецкого уезда, на его место переведен священник с. Маклаков, Павел Покровский, согласно прошению.
Свечной взнос от церкви с.Бережки на содержание Семинарии и Духовного училища по 25-благочинническому округу составлял 78 руб. 50 коп.
На содержание сельского духовенства в 1872 году в Успенской церкви с. Бережки выплачивалось жалование священнику: 35 руб. 28 коп., дьячку-
11 руб. 76 коп., пономарю- 4 руб. 51 коп.
В феврале 1873 г. в с.Бережках отрешен от должности диакон Василий Преображенский и переведен на низшую должность причетника в том же селе.
В 1873 году в с.Бережках Успенской церкви приход состоял из селений: с.Бережки, д.Бережки, Зимнички, Прудки, Пацыно, Кириловка и Соломоновка. Душ в приходе-1143. Причт состоял из настоятеля и двух псаломщиков.