Найти в Дзене

От Импилахти до Хелюля: русалки, обочины, кладбище, бобер и кузница

Эх, люблю я различные легенды и сказки.

Есть легенда, что когда-то на месте поселка Импилахти было другое селение и жила там прекрасная дева Импи, которая любила простого местного пастуха. Несмотря на то что чувства были взаимны, родители Импи были против такого союза, мечтая выдать дочь за более состоятельного жениха. В скором времени они добились того, чтобы этот пастух уехал из селения навсегда. Безутешна была Импи и нигде не могла найти себе места.

Горе ее было настолько велико, что одной лунной ночью бросилась она со скалы в воды Ладоги, но не погибла а превратилась в русалку.

С тех пор, каждое полнолуние, выходит Импи на скалы и поет песни, заманивая рыбаков.

На месте того селения появилось другое, которому дали название Импилахти - «залив девы Импи/залив русалки».

Даже в наше время говорят, что молодым парням не следует ночью надолго задерживаться на берегу залива Импилахти, так как они рискуют оказаться во власти чар прекрасной русалки, которая утащит их в глубины озера.

Как ярый любитель мрачняка всякого рода, я не мог не запомнить местность, вокруг которой ходила вышеуказанная легенда.

Основная проблем заключалась в том, что на общественном транспорте добраться до Импилахти сложнее, чем до тех же Сортавалы или Петрозаводска.

Но всё-таки кто ищет, тот всегда найдет, поэтому через какое-то время я обнаружил автобус с номером маршрута 2342 «Станция метро Девяткино - автовокзал Петрозаводск», одним из остановочных пунктов которого значился «поворот на Импилахти». Старт в 09:20, прибытие в 15:49, погнали.

Вот не люблю я наши окраинные спальники. Что Мурино, что Кудрово, что прочие: отшиб с человейниками; заехать и выехать можно только по одной/двум дорогам, что гарантирует пробки в часы пик; парковочные места в дефиците.

Но тем не менее, с тех пор, как меня дважды не пустили в метро с туристическим рюкзаком (на досмотре то смутил нож, то газовый баллон) до вокзалов и прочих пунктов отправления стал ездить на каршеринге. Так что в день Х, а точнее 1-го мая, в районе 9 утра уже нарезал круги недалеко от станции метро «Девяткино» в поисках точки завершения аренды. По итогу нашел оную где-то в километре от автокозала «Северный».

За годы разъездов по стране и зарубежью уже успел привыкнуть, что билет на транспорт включает провоз некоторого багажа, однако при цене билета чуть больше 1,5к ₽ за провоз рюкзака по маршруту 2342 пришлось доплатить …. вроде, 100₽. Почему нельзя было данную сумму сразу включить в цену билета, для меня так и осталось загадкой.

Загрузились - в путь!

Здесь покружили, там повертелись, и вот автобус уже размеренно катит по Новоприозерскому шоссе (оно же автодорога А-121 «Сортавала»).

На небе ни облачка, солнце светит ярко, но пока еще даже не подает и намека на грядущее во второй половине июля испепеление. За окном молодая трава уже во всю набирает сок, лиственные деревья «распаковывают свои чемоданы с летними нарядами», и лишь сосны постоянны в своем всесезонном камуфляже.

Когда подъезжали к ж/д станции в Приозерске, увидел знакомые улочки: чуть меньше года назад мокрые до нитки шли здесь с товарищем после двухдневного заплыва по Вуоксе на сапах (крышесносный ливень настиг нас именно в тот момент, когда мы упаковывали доселе сухие вещи в чехлы с сапами).

Едем дальше, а вот поворот на Кузнечное и новая волна воспоминаний: четыре месяца назад, по пояс в снегу я, придавленный тем же рюкзаком, который сейчас мирно почивал в багажном отсеке, пробираюсь к Ладожским каменоломням.

На въезде в Карелию попали в пробку где-то на час: приграничная зона с когда-то, казалось бы, дружественной Финляндией. Наш автобус останавливать не стали, что вызвало даже некоторое чувство досады: «Час стояли, а наша разношерстная солянка из потенциально ненадежных элементов даже никому не интересна?!»

Впрочем досадовал я не долго, ибо возле станции Хийтола нас уже ждал персональный специалист пограничной службы. Года два назад на подъезде к Сортавале поучаствовал в пятиминутном мягком допросе на тему: «Кто я? Куда я? Зачем я?». С тех пор кое-что уяснил и перестал наряжаться в походы, как партизан времен русско-финской.

Небольшая остановка в Сортавале: самое то немного размяться, прочувствовать климат и собраться с мыслями.

Оставшуюся до поворота на Импилахти часть пути я усиленно всматривался в обочину трассы, ведь следующие три дня до Хелюля мне предстояло идти именно по ней.

«Вроде, обочина вполне пригодна для пешего туризма»

На остановке выгрузился я не один, но мои внезапные спутники совершенно не горели желанием идти пешком и ожидали прибытия трансфера.

«Что ж, рюкзак на плечи и вперед!» - скомандовал я сам себе и стартовал.

По пути меня ждала одна из местных достопримечательностей - железнодорожная выемка, которая на фотографиях из интернета выглядела очень живописно: отвесные скалы неприступно вздымаются по обеим сторонам от рельс, кажется, что они, будто огромные челюсти, вот-вот сомкнутся и раздавят проезжающий мимо поезд.

Реальность, как всегда, оказалась куда прозаичнее: вблизи выемки ведутся какие-то работы, так что вся округа перепахана следами спецтехники, которая припаркована тут же. Избояриться так, чтобы это детище научно-технического гения не портило пейзаж кадра, было очень непросто.

Леса и луга Карелии по состоянию на начало мая еще не до конца очнулись от зимней спячки: молодой травы практически не было, местами на небольших водоемах стоял тонкий лед, в целом пейзаж больше напоминал ранний ноябрь, но никак не май. 

-2

-3

Всего до первого лагеря я прошел около 8 км. 

Выбрать место под лагерь оказалось непросто, поскольку вблизи дороги каждый пригодный для размещения палатки участок был занят либо чье-то дачей/домом, либо какой-то базой отдыха.

Обычно я стараюсь отойти от людей подальше в глушь, но в этот раз делать так не хотелось по причине, которая проста, как двери: лес то, может, еще и спит, а вот мишки уже некоторое время бодрствуют и жрать хотят покруче, чем я посреди ночи.

Итак лагерь первого дня я обустроил в лесу недалеко от турбазы «Ладога рядом».

-4

В каждом походе у меня есть любимый момент, когда палатка уже поставлена, и все тщательно сложенное содержимое рюкзака можно раскидать внутри той самой палатки. Кайф!

Вволю нарезвившись с разбрасыванием барахла, я решил пройтись по окрестностям в поисках дров.

«Вольные» костры вот так вот просто на земле я не разводил уже, наверное, года два. Причина - у меня появилась печка-щепочница, «мощности» и вместительности которой вполне хватает, дабы утолить эстетическую тягу к посиделкам у огня.

Как и всегда в Карелии с дровами сложностей не возникло. В отличие от той же Ленинградской области, чьи леса постоянно и массово «пылесосят» шашлычники и прочие отдыхающие одного дня, за дровами различных форм и размеров в карельском лесу не надо ходить за тридевять земель - просто посмотри под ноги.

Вблизи своего лагеря наткнулся на небольшое подобие «крепостной стены» из сложенного камня. Выглядела она не очень старой, но и на новодел не походила. Ничего об оной в Интернете я так и не нашел, но как-то сразу пришла мысль о том, что, возможно, когда-то люди всерьез выстраивали оборонительные сооружения, дабы защититься от озерного народа. А что? Ладога до конца не изучена и хранит в своих глубинах много тайн.

-5

Поскольку до наступления темноты оставалось еще несколько часов, то, закончив со сбором дров и перекусив, я преступил к одному из своих любимых занятий в сольных походах.

Меня периодически спрашивают: «Вот ты ходишь один во всякую глушь: людей там нет, связи нет, каких-либо развлечений, привычных цивилизованному человеку, тоже. Что ты там делаешь, да еще и по несколько дней?»

А я просто стою, практически не двигаясь. Смотрю, слушаю, дышу, впитываю и растворяюсь. Знали бы вы, как же мне хорошо в эти часы.

Пока организовывал костерок в щепочнице, задумался, что ведь неспроста есть выражение «огонь/пламя любви». Эти явления действительно похожи. И в природном, и в эмоциональном смысле недостаточно просто жужмом свалить «материал растопки». Без продыху пламени не будет: от избытка благ, что должны были его разжечь, оно просто задохнется. Будешь беспечным в обращении с огнём - обожжешься, а потеряешь контроль, так и вовсе сгоришь.

-6

Под размышления различного рода почти и не заметил, как наступила полночь. Пора спать, ибо завтра предстоит долгий переход.

Следующий лагерь я планировал организовать недалеко от поселка Ляскеля, отойдя на пару сотню метров от автодороги «Сортавала» в сторону поселка Хийденсельга. Дистанция составила около 21 км. 

«На дворе» было пасмурно, но без дождя, ветерок с легкими прощальными нотками зимы, пробивавшийся через ветровку, бодрил.

-7

По пути совершил уже ставший традиционным ритуал: сбор попадающегося мусора. С какими же свиньями всё-таки приходится ходить одной дорогой! Причем следы рядом с очередным фантиком или бутылкой ясно давали понять, что мусор здесь разместил не такой же, как я, «человек-дом», а с комфортом пролетевший мимо пассажир или водитель автомобиля.

По итогу в поселок Импилахти я пришел с полным пакетом мусора, который выкинул в, надо же какое чудо, мусорный контейнер.

В поселке зашел в продуктовый, чтобы купить бутылку воды. Да, да весь мой маршрут проходил вдоль Ладожского озера, где той самой воды хлебай, пока не лопнешь. Но не всегда есть возможность подойти к этой воде: то берег заболочен, то чей-то забор мешается. Кстати, возможность набрать воды из природного источника у меня появилась только вечером на третий день, и то не из Ладоги. Но об этом чуть позже.

В том же продуктовом, где я купил воду, находился пункт выдачи «Диких ягодок». Ну куда ж без него? Задумался, что вот раньше ключевым явлением, возвышавшим статус села над деревней, было наличие церкви. А в наше время бал явно правит ПВЗ.

В целом маршрут этого дня ничем особенным не запомнился: широкая, достаточно ровная обочина трассы, машин не много, высотность пути почти не менялась. Разве что дивное деревянное  творчество на входе в Ляскеля вызвало мимолетную улыбку.

-8

-9

Просматривая карту с утра, я заприметил небольшую тропу, что полукругом уходила в сторону от дороги на Хийденсельга.

«Отличное место для лагеря, и не совсем у дороги!» - подумал я.

Кстати, на протяжении всего похода моими верными, подбадривающими спутниками были синенькие таблички Автодора, обозначающие дистанцию, видимо, до Санкт-Петербурга. Видишь очередную, значит еще один километр пути позади. Кайф!

-10

Так вот, 6 часов вечера, я уже порядком устал и хочу есть, за спиной более 20 км, а на не проснувшийся и оттого достаточно мрачный лес медленно опускаются вечерние сумерки. Иду я по той самой тропе, которая по факту оказалась достаточно широкой грунтовкой, и выхожу ….. на кладбище. Вот те на!

«Ну в принципе логично: если кто и мог для перспективного лагеря интуитивно выбрать кладбище, то только я. А что? Соседи тихие, есть не просят и будильником не пользуются».

Все же решил отойти от кладбища метров на 200 и уже там искать место в лесу.

По итогу место выбрал так себе, в фольклоре такие называются гиблыми: полянка хоть и ровная, но рядом несколько поваленных деревьев, и в целом царит какая-то атмосфера увядания. Но дальше идти уже не было сил, так что поставил палатку, раскидал внутри содержимое рюкзака (кайф!), и приступил к готовке. На ужин свежесваренная греча с добавлением половины банки тушенки, а вприкуску краюшки с паштетом.

Сытость мигом прогнала все мысли об увядании, и жизнь снова заиграла красками (насколько это вообще возможно в сумеречном лесу).

Где-то в час ночи проснулся от удара по палатке. Но поскольку дальнейших актов враждебности не последовало, а за пределами палатки было слышно лишь ветер, гуляющий в кронах, решил, что «ошиблись дверью», перевернулся на другой бок и снова уснул.

Проснувшись в районе 9 утра, я безошибочно распознал за бортом дождь. «Обожаю собираться под дождем!» - утро без сарказма, что носок без пары.

-11

«Чудеса погодного шаманизма на Алтае у меня получались, так почему бы и здесь не попробовать?! Дождик, утихни минут на 20 - дай вещи собрать.»

Видимо, переусердствовал, или само явление моего похода вызвало немаленькое чувство жалости у природы - дождь почти тут же утих. Причем возобновился он часа через полтора.

Маршрут на день - 17 км до Ристиярви.

Упаковался, позавтракал - в путь.

Ключевым событием маршрута этого дня стали игры в прятки с дождем. Мне везло, ибо каждый раз, когда он начинался, где-то рядом со мной оказывалась какая-нибудь крыша. Так, первый раз небольшой «поток воды с небес» застал меня рядом с автобусной остановкой в Рауталахти. 

«А вот и не поймал, я все еще сухой»- задорно подумал я, сидя в укрытии.

-12

В следующий раз я едва успел запрыгнуть в небольшую беседку возле кафе Приладожье, как начался вполне себе капитальный ливень. Беседка была небольшая, поэтому косые потоки дождя меня всё-таки зацепили. На парковке у кафе было достаточно оживленно: постоянно кто-то приезжал, забегал в кафе, а уже сытые посетители не столько расторопно но все же не вразвалочку следовали к своим машинам. Некоторые из них посматривали в мою сторону толи с удивлением, толи с диагнозом «ну ты, парень, совсем ку-ку». Я понимал, что в глазах непосвященных очень напоминал персонажа одной известной песни группы Сектор Газа. Аж спеть захотелось: 

«Не жалейте меня, я прекрасно живу,

Просто отдых люблю вот такой!»

Все же ливень прошел, времени терять было нельзя, потому что это был явно не последний его заход. В путь!

Вот тут начиналась самая интересная часть маршрута: «Сортавала», извиваясь и петляя, серой змеей скользила по самому краю берега, обочина почти сошла на нет, ибо скалы подступали к самому краю дороги. Короткими, но быстрыми перебежками я, предварительно убедившись (на слух) в отсутствии машин на моей полосе дороги, проходил самые узкие участки трассы.

-13

-14

Небольшой дождь позволил мне немного передохнуть на автобусной остановке в Кирьявалахти, до запланированного под лагерь места оставалось около 3 км.

Уже в непосредственной близости от озера Ристиярви на глаза попалась табличка, в соответствии с которой я находился на территории национального парка «Ладожские шхеры», иначе говоря: «Выкладывай монету, товарищ турист, здесь платная территория!»

Что помешало разместить эту табличку с реквизитами для оплаты буквально на 200 метров ближе к трассе, а именно на пригорке, где ловит Интернет, я так и не понял.

Место для лагеря нашел отличное: на берегу у самой воды.

Как только поставил палатку и раскидал внутри барахло (кайф!), начался финальный акт дождливой сонаты. Вечернее медитативное созерцание природы так же осуществил, сидя в палатке.

Дождик неспешно барабанил по палатке, запускал кольца по озерной глади. В какой-то момент часть леса озарили лучи закатного солнца, и на мысу от крон деревьев к водной глади протянулась радуга.

-15

Дождь закончился, и кроны сосен окрасились в «ржавчину» заката. Вдоль берега, будто крейсер, деловито бороздил воды озера бобер, следуя своим курсом.

-16

Утро снова выдалось пасмурным, но без дождя, что радовало.

На карте недалеко от своего местонахождения увидел небольшую достопримечательность под названием «Кузница Ильмаринена». Как человек, знакомый с Калевалой (очень рекомендую к прочтению), не смог пройти мимо.

-17

«А вдруг именно здесь была выкована мельница Сампо - источник счастья и благополучия?»

Ну вот кузницей назвать увиденное сложно: парочка выложенных из камней площадок для костра, в каждой из которых я силился увидеть признаки первобытного горна, но так и не смог. В целом глянуть можно: возле «кузницы» есть возможность посидеть на бревнах, рядом течет речка, через которую переброшен деревянный мостик, тут же можно сверху посмотреть на небольшой водопад Ристикоски.

-18

До жд станции Хелюля мне оставалось пройти около 11-13 км. Первая часть майских выходных заканчивалась, поэтому автомобилисты с самого утра заспешили в сторону дома. В этот день воздух был ощутимо обогащен выхлопными газами.

Ничем особенным маршрут этого дня не запомнился, я не спеша и без происшествий дошел до Хелюля. По пути зашел в кафе «Карельское лукошко», где взял пару сендвичей с форелью, ибо как гласит народная мудрость: «Форель не ел - в Карелии не был!»

-19

На Ласточку прибыл часа за 2 до отправления.

Поднимаясь в вагон, на секунду обернулся: «До свидания, любимая Карелия! До новых встреч!»

-20