Найти в Дзене
Телеканал "78"

Миллионы в могиле, встречи с гестапо и правнучка в Большом: нераскрытые загадки Кшесинской

Оглавление

Матильда Кшесинская остаётся одной из самых скандальных и загадочных фигурой русской истории. Куда балерина спрятала свои несметные сокровища? Почему скрывала имя отца единственного сына? И правда ли, что в Большом театре сегодня танцует её правнучка? Всё самое интересное — в материале 78.ru.

Коллаж 78.ru: globallokpress.com; pixabay.com; pngwing.com; uznayvse.ru
Коллаж 78.ru: globallokpress.com; pixabay.com; pngwing.com; uznayvse.ru

Детские годы Матильды Кшесинской: на сцену с пелёнок

Матильда Кшесинская родилась 19 августа 1872 года в Лигово под Петербургом в самой настоящей балетной семье. Отец — Феликс Кшесинский, звезда мазурки, выписанный самим Николаем I из Варшавы как лучший танцор. Мать тоже была балериной: Юлия Доминская в юности блистала в пачке и пуантах, но ради семьи оставила сцену.

Моё детство было очень счастливое и радостное. Мои родители очень любили своих детей и жили для них, — писала много лет спустя балерина.

Семья и правда была очень большая и шумная: Малечка стала тринадцатым ребенком. Девочка буквально выросла буквально за кулисами Мариинского театра, а её танцевальное будущее было предопределено с пелёнок. Да и громкая фамилия давала ей привилегии: когда в 8 лет Матильда поступила в Императорское театральное училище, родители добились особого режима — часть уроков она получала дома.

Уже в 9 лет Малечка дебютировала в «Дон Кихоте», а в 17 сдавала экзамен в присутствии членов царской семьи. Говорят, именно тогда цесаревич Николай впервые обратил на неё внимание.

32 фуэте и блеск бриллиантов

В 1890 году юная артистка с блеском окончила училище и была принята в труппу Мариинского. Поначалу танцевала как «Кшесинская вторая», поскольку первой числилась старшая сестра Юлия. Однако довольно быстро амбициозная Матильда затмила всех конкуренток.

Фото: Vladimir Winter/Russian Look
Фото: Vladimir Winter/Russian Look

Переломным моментом стала встреча с итальянской примой Вирджинией Цукки.

Мне казалось, что я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой, — признавалась Кшесинская.

В 1898 году, взяв уроки у легендарного Энрико Чеккетти, Матильда стала первой русской балериной, виртуозно исполнившей 32 фуэте подряд. До неё это удавалось только итальянке Пьерине Леньяни, с которой Кшесинская долго соперничала за право называться лучшей.

Критики писали: «Её танец разнообразен, как блеск бриллианта». Матильда танцевала Аврору в «Спящей красавице», Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Никию в «Баядерке». Однажды заняв пьедестал, 27 лет Кшесинская безраздельно царила на императорской сцене.

Балерина и царевич: а была ли любовь

Настоящую славу принесли Матильде не фуэте, а любовная интрига с цесаревичем Николаем. История их знакомства стала легендой: по собственным воспоминаниям балерины, первая встреча произошла на выпускном экзамене в 1890 году.

Мне было очень приятно, что Наследник сел возле меня. Наследник тотчас обратился ко мне и очень меня хвалил. Он очень понравился, и затем я уже разговаривала с ним кокетливее и смелее, не как ученица, — откровенно писала о том дне Матильда.

Более серьезные отношения между молодыми людьми завязались лишь спустя два с лишним года — тогда в дневнике цесаревича появилась многозначительная запись:

Вечером полетел к моей М. К. и провёл самый лучший с нею вечер до сих пор. Находясь под впечатлением её — перо трясется в руках!

Был ли между Николаем и Матильдой роман, достоверно до сих пор не известно — историки по сей день спорят по поводу характера этих отношений. Одни, как историк Сергей Фирсов, убеждены, что между наследником и балериной была именно интимная связь, другие, как историк Александр Боханов, придерживаются противоположного мнения. Некоторые и вовсе считают, что Кшесинская сама выдумала и раздула эту историю ради, как сейчас сказали бы, пиара.

Фото: uznayvse.ru
Фото: uznayvse.ru

Так или иначе, в 1894 году наследника решили женить на принцессе Алисе Гессенской. Николая срочно отправили в кругосветное путешествие, а по возвращении принудили к помолвке. Это был политически ангажированный брак, однако цесаревич сразу влюбился в немецкую принцессу, а Кшесинской дал отставку — по крайней мере, по официальной версии.

Иногда, впрочем, всплывали слухи о том, что связь Николая с Матильдой продолжалась и после свадьбы. Но историк Сергей Фирсов категоричен:

Можно считать Николая никудышным государственным деятелем, но своей семье он был верен: папина натура, а не дедушкина, у которого романов было море.

Два великих князя и один сын Кшесинской

Кшесинская известна и другой скандальной связью с царственными особами: танцовщица завела близкие отношения с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем, которые приходились Николаю дядьями. Светские хроники захлебывались ядом: Кшесинская открыто жила с двумя августейшими братьями!

До сих пор доподлинно неизвестно, кто стал отцом сына балерины, которого она родила в 1902 году. Впрочем, современники злословили, что она сама не знала ответа на этот вопрос.

Танцовщица долго не могла решить, какое имя дать моему сыну. Первой мыслью было назвать его Николаем, но, по словам Кшесинской, она «не имела права сделать это по многим причинам». В конце концов было решено назвать его Владимиром, в честь отца князя Андрея.

В моей жизни дома я была очень счастлива: у меня был Володя, которого я обожала, я любила Сергея, и он любил меня, в них была вся моя жизнь. Андрей вёл себя безумно трогательно, к малышу он относился как ко своему и продолжал меня очень баловать, — делилась в мемуарах балерина.

Правда, по воспоминаниями современников, занимался ребёнком в основном Андрей Владимирович, сама Матильда же была слишком занята.

Подарки и «откаты»: откуда у Кшесинской миллионы

Умная, хитрая и расчётливая, Кшесинская уже в юности умело использовала свою популярность и влияние на сильных мира сего. В Петербурге тогда шептались об огромном состоянии танцовщицы: высокопоставленные поклонники заваливали её драгоценностями — сохранились воспоминания о том, что балерина владела несчётным количеством бриллиантовых, сапфировых, рубиновых браслетов, колец, колье, ожерелий. Даже на сцене она выступала не в дешёвой бижутерии, а в настоящих бриллиантах.

Апогеем влиятельности Кшесинской стал роскошный особняк на Кронверкском проспекте — архитектурная жемчужина в стиле модерн. Построенный в 1904—1906 годах по проекту Александра фон Гогена, дом стал символом её положения в высшем свете.

Особняк поражал современников. Парадные залы, мраморные лестницы, личный театр для домашних спектаклей. Здесь Матильда принимала великих князей, министров, аристократов. Неофициальная императрица балета устраивала приёмы, которые затмевали дворцовые.

Помимо особняка, у балерины была ещё и дача в Стрельне, обустроенная по последнему слову тогдашней техники: там было электрическое освещение, которое считалось небывалой роскошью и редкостью даже в домах самых богатых дворян. Современники вспоминали, что на все курорты и в заграничные турне прима каталась в собственном вагоне.

Фото: Russian Look
Фото: Russian Look

Понятно, что никакие драгоценности не могли окупить столь баснословных расходов. По некоторым данным, основой состояния танцовщицы стали вовсе не дорогие безделушки, а то, что сейчас назвали бы «откатами». Ряд исследователей утверждает, что во время Первой мировой войны Матильда, обладавшая жёсткой хваткой и холодным расчётом коммерсанта, активно лоббировала в высших кругах интересы французов, за что получала феноменальные суммы.

России эти махинации примы обошлись очень дорого: армия не смогла качественно вооружиться и в итоге проиграла в войне. В те годы балерину практически открыто обвиняли в пособничестве врагу, а в народе о ней упоминали не иначе как с бранью и оскорблениями.

Странности с несметными богатствами Кшесинской начались сразу после революции. В 1917 году большевики захватили особняк скандальной балерины, национализировали его и разместили там свой штаб. Это было очень символично: революция буквально поселилась в доме, который олицетворял старый режим.

По официальной версии, особняк балерины большевики облюбовали из-за его удобного расположения. Но помимо этого, новая власть очень хотела заполучить сокровища Кшесинской — красные были уверены, что многочисленные рубины и бриллианты прима спрятала в тайниках особняка.

Перерыв весь дом, тайники и правда вскоре обнаружили — скорее всего, не без помощи горничной. Но вот незадача: все они оказались пусты. Большевикам так и не удалось узнать, куда исчезли сокровища Матильды — несметные богатства словно испарились. Соратникам Ленина достались лишь декоративные безделушки, посуда и мебель, которые немедленно пустили с молотка. Причём многие вещи из своего дома сама Кшесинская много лет спустя с удивлением встречала на витринах аукционных домов Европы.

Куда делись сказочные сокровища Кшесинской?

Много десятилетий историки спорят — существовали ли те самые легендарные сокровища Кшесинской, и если да, то куда они исчезли? В Европу балерина их явно увезти не смогла, поскольку в эмиграции жила очень скромно и даже вынуждена была работать.

Кладоискатели выдвигают две основные версии.

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Зарыты под особняком…

Двоюродный правнук балерины, бывший депутат Константин Севенард, убежден: клад зарыт в петербургском особняке на глубине 9-11 метров. В доказательство приводит семейную легенду — якобы малолетняя родственница видела, как в доме закапывали ящики.

Севенард оценивал сокровища в 200 млн долларов и даже просил разрешения на раскопки. Но Минкультуры категорически отказало — рисковать историческим зданием ради мифического клада власти не готовы. К тому же Константин несколько подорвал доверие к себе, заявляя, что Николай II тайно развелся с Александрой Фёдоровной и женился на Матильде, а сам он — чуть ли не наследник Романовых.

… или спрятаны на даче в Стрельне?

Некоторые исследователи склоняются к версии, что клад спрятан на той самой даче в Стрельне, которая была подарком великого князя Сергея Михайловича. Там было проще провести масштабные земляные работы, не привлекая внимания.

Косвенное доказательство — роковая задержка самого Сергея Михайловича. Когда Матильда уехала в Кисловодск, великий князь остался в опасном Петрограде «улаживать её дела». Возможно, как раз прятал сокровища. За это он поплатился жизнью — не успел эмигрировать и был расстрелян в Алапаевске.

Существует даже легенда, что Матильда закопала клад под могилой любимой собачки — идеальная маскировка. Но проверить эту версию нереально: в 2006 году на территории бывшей дачи построили элитные коттеджи.

Тяжёлый труд и тоска по Родине: как жила Кшесинская в эмиграции?

Потеряв всё, в 1920 году Матильда Кшесинская эмигрировала сначала в Крым, затем во Францию. В Париже начался новый этап: в 1921 году танцовщица наконец вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича — того самого, с которым прожила больше 20 лет. Интересно, что в 1926 году глава Императорского дома в изгнании Кирилл Владимирович присвоил Кшесинской и её потомству титул княгини, а также фамилию Красинская — сама балерина рассказывала, что в оригинале фамилия её предков звучала именно так.

Фото: Russian Look
Фото: Russian Look

В 1929 году неунывающая прима открыла балетную школу, которая стала её единственным источником дохода. Дело на удивление пошло: школа Кшесинской гремела на всю Европу, через её студию прошли будущие звезды — дочери Шаляпина, Марго Фонтейн, Иветт Шовире. Даже в преклонном возрасте, с артритом и тростью в руках Матильда продолжала преподавать, более того — превозмогая адские боли в спине, сама выходила на сцену.

Вошло в историю её невероятное выступление на сцене лондонского «Ковент-Гардена» в 1936 году: 64-летняя танцовщица исполнила свой коронный номер — «Русскую». Выступление балерины так потрясло публику, что её вызывали на бис 18 раз!

Как Кшесинская пыталась пробраться в Россию

После эмиграции Кшесинская больше никогда не бывала на Родине, но до конца дней тосковала по России и считала себя русской. А посетив однажды гастроли Большого театра в Париже, старая балерина разрыдалась.

В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж. Хотя я не хожу больше никуда, деля своё время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций, — писала она потом в мемуарах.

Существует легенда, что пожилая Матильда однажды всё-таки решила побывать на родине: она приплыла на пароходе в Одессу, где хотела встретиться с родственниками. Однако бывшую звезду императорской сцены даже не пустили на берег.

Фото: Russian Look
Фото: Russian Look

После смерти мужа в 1956 году 99-летняя княгиня заметно сдала. Артрит мучил её с военных лет, когда студия не отапливалась, а переломы ног и операции окончательно подорвали силы. В 1964 году она закрыла свою знаменитую балетную школу — преподавать больше не могла. Но прожила очень долго — почти век.

В 86 лет престарелой танцовщице приснился странный сон — звон колоколов, церковное пение и фигура Александра III. Проснувшись, она решила, что это знак — и начала писать мемуары, ставшие последним даром миру.

6 декабря 1971 года легенда русского балета скончалась в Париже, не дожив девяти месяцев до столетия. Умерла практически в одиночестве: рядом был только сын — князь Владимир Андреевич. Похоронили первую любовь Николая II на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Надпись на её памятнике объединяет две главные её ипостаси: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Оставила сына без семьи, но спасла от гестапо

Судьба Владимира, сына звезды императорского балета, была полна трагедий. Счастливое детство мальчика оборвалось с приходом большевиков: ему было всего 15, когда вместе с матерью ему пришлось пуститься в долгие скитания по городам и странам. Мальчик часто и тяжело болел — то испанкой, то тифом. Матильда выбивалась из сил, чтобы найти врачей и поставить наследника на ноги.

Но главные испытания были ещё впереди. Во время оккупации Парижа немцами его схватило гестапо. Молодой человек провёл в застенке почти 4 месяца и чуть не погиб, но мать, преодолев невероятные трудности, добилась личной встречи с главой гестапо Мюллером.

Что происходило на той встрече, история умалчивает — считается, что мудрой Кшесинской удалось разжалобить жестокого закоренелого нациста, и в итоге он отдал приказ освободить его. Так Кшесинская, в молодости не находившая для сына свободной минуты, рискнула ради его спасения жизнью и одержала победу.

К сожалению, семьи у Владимира так и не появилось: мать категорически отказывалась принимать его избранниц. В итоге он так и остался холостяком, а свою мать пережил всего на 2 года. И даже после смерти он не смог расстаться с родителями: похоронили наследника Кшесинской возле могил матери и отца.

Откуда в Большом театре праправнучка Матильды Кшесинской?

Детей у сына Кшесинской, как доподлинно известно, не было, а значит, у Кшесинской не могло быть прямых наследников. Однако несколько лет назад российские СМИ сообщили «фантастическую» новость: якобы праправнучка великой балерины была принята в балетную труппу Большого театра. Откуда же появилась эта праправнучка?

На самом деле речь о двоюродной праправнучке Кшесинской, Элеоноре Севенард — дочери того самого экс-депутата Константина Севенарда. Девушка действительно окончила петербургскую Академию русского балета имени Агриппины Вагановой, танцевала в Мариинке, а в 2017-м была принята в балетную труппу Большого театра. К 19 годам танцовщица уже стала лауреатом конкурса «Молодые дарования» и престижного балетного конкурса Vaganova — PRIX. Вот такой удивительный каприз генетики.

Можно по-разному оценивать личные качества Матильды Кшесинской, её балетные данные, внешность и поступки. Но одно очевидно: это была действительно необыкновенная женщина и неординарная личность, которая сумела преодолеть все невзгоды и не только начать с нуля в эмиграции, но и заново добиться славы и успеха. Кшесинская навсегда останется легендой русского балета, и не только из-за связи с Николаем II, сокровищ или скандалов: в её судьбе, как в зеркале, отразилась судьба целой империи.