Сегодня, в День знаний хочу поделиться рассказом советского писателя Анатолия Соболева «Ван - Гог из шестого класса».
Семья Данилки переехала в большой промышленный город из деревни, и в шестой класс он пришел в новую школу.
Первый, кто подошел к мальчику в огромном школьном коридоре, был Сашка и сразу же предложил рисовать вместе.
- У нас кружок в ИЗО есть,- напористо продолжал говорить мальчишка.- По вторникам и пятницам занятия. Вечерами. Записывайся.
Данилка согласно кивнул, хотя даже не знал, что такое ИЗО. Он еще робел от новой городской жизни.
Данилка жил с семьей в бараке, на окраине города у вдовой сестры отца. Отец устроился на завод, и все ждали обещанную квартиру. Сашка тоже жил недалеко, в таких же бараках.
Данилка любил рисовать, чаще всего портреты Пушкина, Крылова и Чапаева, чтобы всем было понятно: кудрявый, значит Пушкин, папаха и усы – Чапаев, а у Крылова три подбородка. Но когда Данилка увидел рисунки Сашки, то понял, что ему с ним не тягаться. Но ребята начали рисовать вместе и подружились.
Отец Данилки рисование одобрял, а тетка Марья сказала:
- Вот ежели бы ковры научился рисовать, большие деньги зашибал бы. И работа не пыльная – знай малюй. На базаре вон ковры с лебедями да со дворцами продают. Нарасхват.
Данилке ковры с лебедями тоже нравились, как и тетке Марье, и однажды он сказал об этом Сашке.
- Ты что! – презрительно скривил губы Сашка.- Это ж мазня…. Тут искусством и не пахнет. Ты гляди вокруг себя. Во, видишь, какой закат! Красота настоящая.
Ребята вместе шли домой из школы, и Сашка обращал внимание друга на свет, цвет снега зимой и листву осенью. Он сотни раз переделывал свои рисунки. Данилка не мог понять зачем, ведь и так хорошо. Но Сашка добивался, как он говорил – простоты.
Частенько бегали в магазин канцтоваров, чтобы посмотреть репродукции и плакаты с картин. Сашка рассказывал Данилке о Левитане и Шишкине и мечтал когда-нибудь побывать в Третьяковской галерее. Потому что репродукция все перевирает.
Не раз друзья ходили к реке смотреть ночной город, звезды и огни завода, возвращаясь домой в пять утра.
Получив в кружке ИЗО задание скопировать изображение, Данилка выбрал «Всадника» художника Орловского, а Сашка «Красный виноградник» какого-то Ван – Гога. Данилка не понял, что хорошего Сашка увидел в этой картине. Но Сашка учил друга:
- Видишь,красный цвет- нервный цвет, отблески на мокром. Деревья как косое пламя на ветру…Все здесь нервно, тревожно. Не чувствуешь?
Данилка сказал, что чувствует, хотя ничего не чувствовал.
Своими рассуждениями о живописи Сашка поражал Данилку. В остальном, он был мальчшика, как и все другие. Любил кататься на лыжах, ходить в кино, удирать с уроков, вздыхал по Аньке Скоробогатовой – вертлявой белокурой сокласснице…
И однажды:
«у Данилки как будто раскрылись глаза на обыденную красоту окружающего мира, на простые вещи, но которые вдруг повернулись к нему другой стороной, и он почувствовал их необычность и значение.
Первое волнение, первое по-настоящему творческое горение он испытал, когда осенним днем стоял у ларька в очереди за ранетками – маленькими кисловато-сладкими яблочками».
Удивительный рассказ о жажде учиться! Неужели такими могли шестиклассники так все тонко чувствовать и понимать? Или это поколение детей до Великой Отечественной войны?
Рассказ входит в одноименный сборник, в котором А.Соболев собрал повести и рассказы о своем алтайском детстве.
Раньше не приходилось читать этого писателя.
Очень рекомендую к чтению этот рассказ. В эл. виде есть здесь.
Вот такие впечатления.
Всех с началом учебного года!