В минувшую среду, 3 сентября, вышли финальные серии второго сезона «Уэнздей», оставив нас в томительном ожидании. Чтобы скрасить его, мы подобрали пять сериалов, которые бьют в ту же точку: мрачная сказка, язвительные герои и тайны, от которых стынет кровь. Это не клоны, а достойные наследники.
Академия «Амбрелла»
The Umbrella Academy (2019 — 2024)
Эксцентричный миллиардер Реджинальд Харгривз (Колм Фиор) усыновляет семерых детей, рожденных при загадочных обстоятельствах и обладающих суперсилами. После его смерти неблагополучная семья воссоединяется, чтобы расследовать гибель отца и предотвратить надвигающийся апокалипсис, о котором ничего не известно.
«Амбрелла» — это термоядерный коктейль из семейной драмы и супергероики, взболтанный, но не смешанный. Создатели берут затасканный штамп о «людях со способностями» и выворачивают его наизнанку, показывая не столько их битвы с миром, сколько их войну друг с другом и с собственными комплексами. Весь сериал — это гимн дисфункциональности, где каждый герой — ходячая травма, приправленная сарказмом. Стилистически это чистый постмодерн: путешествия во времени, шимпанзе-дворецкий и киллеры в мультяшных масках под идеальный саундтрек. Сериал зайдет тем, кто устал от пафоса Marvel и ищет в историях о сверхлюдях человеческую червоточину и едкую иронию.
Лемони Сникет: 33 несчастья
A Series of Unfortunate Events (2017 — 2019)
После гибели родителей в пожаре трое сирот Бодлер — Вайолет (Малина Вайсман), Клаус (Луи Хайнс) и Солнышко (Пресли Смит) — попадают к своему дальнему родственнику, графу Олафу (Нил Патрик Харрис). Коварный опекун, актер-неудачник, намерен любой ценой завладеть их огромным наследством, и детям приходится спасаться бегством.
Это не просто сериал, а настоящий театральный перформанс, эстетская готическая сказка, снятая с почти брехтовским отчуждением. Режиссер Барри Зонненфельд, набивший руку на «Семейке Аддамс», создает нарочито искусственный, кукольный мир, полный абсурда и черного юмора. Повествование постоянно прерывается комментариями самого Лемони Сникета (Патрик Варбертон), который с меланхоличным видом убеждает зрителя выключить телевизор. Этот прием ломает «четвертую стену» и превращает просмотр в интеллектуальную игру. Шоу создано для ценителей визуальной стилизации, литературной иронии и тех, кто понимает, что настоящая драма часто скрывается за маской гротеска.
Леденящие душу приключения Сабрины
Chilling Adventures of Sabrina (2018 — 2020)
В канун своего 16-летия полуведьма-полусмертная Сабрина Спеллман (Кирнан Шипка) должна сделать выбор: принять темное крещение и служить Сатане или остаться с друзьями в мире людей. Ее решение запускает цепь событий, которые ставят под угрозу не только ее семью, но и весь город Гриндэйл, стоящий на вратах ада.
Забудьте ситком из 90-х. Новая «Сабрина» — это густой, как смола, хоррор с элементами сатанинской эстетики и феминистского манифеста. Сериал смело заигрывает с оккультизмом, фольклором и лавкрафтовскими ужасами, создавая по-настоящему жуткую и притягательную атмосферу. Это история не про магию, а про власть и цену, которую за нее платят, особенно если ты женщина в патриархальном ковене. Визуально сериал безупречен: ретро-стиль, размытые края кадра и сочная, кровавая палитра. Он придется по вкусу тем, кто любит, когда за подростковой драмой скрывается серьезный разговор о свободе воли, религии и природе зла.
Лок и ключ
Locke & Key (2020 — 2022)
После трагической гибели отца (Билл Хек) трое детей семьи Лок — Тайлер (Коннор Джессап), Кинси (Эмилия Джонс) и Боди (Джексон Роберт Скотт) — переезжают с матерью (Дэрби Стэнчфилд) в родовое поместье «Дом ключей». Вскоре они обнаруживают в доме магические ключи, которые наделяют их сверхъестественными способностями и пробуждают древнее зло.
«Лок и ключ» — это скорее мрачное фэнтези, чем чистый хоррор. Сериал виртуозно работает с метафорой: каждый ключ здесь не просто артефакт, а способ справиться с психологической травмой. Ключ, позволяющий входить в собственное сознание, или ключ, исправляющий сломанное, — это изящный способ визуализировать внутреннюю борьбу героев. В отличие от других проектов в подборке, он менее ироничен и более сентиментален, но подкупает своей изобретательностью и ностальгической атмосферой в духе Спилберга 80-х. Это кино для тех, кто ищет в мистике не столько страх, сколько терапевтическую сказку о принятии потерь и взрослении.
Ривердэйл
Riverdale (2017 — …)
В сонном городке Ривердэйл происходит убийство старшеклассника Джейсона Блоссома (Тревор Стайнс). Группа подростков — Арчи Эндрюс (Кей Джей Апа), Бетти Купер (Лили Рейнхарт), Вероника Лодж (Камила Мендес) и Джагхед Джонс (Коул Спроус) — решает провести собственное расследование, вскрывая темные тайны благополучных фасадов.
«Ривердэйл» — это постмодернистский аттракцион, который взял за основу безобидные комиксы «Арчи» и скрестил их с нуаром Дэвида Линча. Результат — дикий, стильный и абсолютно безбашенный гибрид, где школьные интриги соседствуют с серийными убийцами, сектами и наркокартелями. Сериал упивается своей жанровой избыточностью, доводя клише до абсурда. Неоновая картинка, идеализированные герои, говорящие языком бульварных романов, — все это создает ощущение сна или лихорадочного бреда. «Ривердэйл» стоит смотреть не ради сюжета, а ради самого зрелища. Это guilty pleasure для тех, кто ценит в кино не реализм, а наглый, дерзкий стиль и готов отключить логику.