Дважды в год Церковь празднует торжество в честь Киево-Печерской иконы Успения Божией Матери 15/28 августа и 3/16 мая. Первый день всем известен как праздник Успения Пресвятой Богородицы. Второй же хранит историю появления образа на Руси и введен в память принесения его из Константинополя в 1073 году.
Почти 1000-летняя история этой иконы удивительна. Ее пребывание в Константинополе, на Руси, в Российской империи и потом в СССР отмечено многими событиями, чудесами и тайнами.
Появление иконы в Киево-Печерской лавре.
Удивительна история обретения иконы. Летописец Печерского патерика запечатлел ее, чтобы и потомкам было известно, как чудесным образом вершились дела Божии. Записано это непостижимое человеческому разуму событие со слов четырех зодчих, которым было явление Божией Матери.
Добравшись до Киева непростыми водными, пешими и конными путями средневековья (а было это в 1073 году), они, чужеземцы-греки, поведали преподобным Антонию и Феодосию о том, как каждому из них явились на утренней заре благообразные юноши и сообщили: «Зовет вас Царица во Влахерну».
Не усомнившись, греки попрощались с семьями и отправились в Константинополь. Отыскали Влахернскую церковь и действительно встретили там Царицу в окружении воинов и служек. Поклонились, поприветствовали Царицу с почтением. Она же, встретив их по-матерински ласково, велела: «Я хочу на Руси, в Киеве, воздвигнуть Себе церковь. Приказываю вам взять с собою золота на три года и идти ее строить».
Зодчие не смогли скрыть удивления и дерзнули спросить: «Госпожа Царица! Ты повелеваешь идти нам в дальнюю, чужую сторону, где мы никогда прежде не бывали. К кому мы туда пойдем?» И Она успокоила их, сказав, что посылает с ними «предстоящих здесь Антония и Феодосия». «И там мы увидели вас», — с удивлением рассказывали Антонию и Феодосию в Киеве зодчие, не понимая, как старцы могли так быстро добраться до Киева — если и казались они изможденными, то, скорее, от молитвы и поста, но не от дальнего путешествия. От Царицы во Влахерне четыре удивленных мужа услышали, что Антоний и Феодосий долго не проживут: один почиет сразу, как только благословит их на труд, второй — через год. И повторила: «Возьмите же, как Я говорила вам, золота до избытка и идите в путь». Об оплате же за их труд, о чем они робко спросили, сказала: «Никто не в силах наградить вас так, как Я. Я дам вам то, что глаз не видел, что ухо не слышало и что не приходит на сердце человеку, и Я Сама приду в церковь и буду жить в ней».
Поняв, что Царица всё предусмотрела, осмелевшие зодчие задали вопрос, как будет называться построенный ими храм. «Хочу назвать его в Мое имя», — услышали они в ответ, но не дерзнули спросить, какое это имя. Понимая их скромность и боязнь обнаружить свое невежество, Царица Сама сказала: «Церковь будет Богородичной». Провожая же их из храма, благословила образом «Успения» и отдала им его со словами: «Икона эта да будет Наместницею». А когда дверь за зодчими закрылась, в небе они увидели церковь и поняли: такую же они должны построить в Киеве…
Преподобный Антоний слушал греков со светлой улыбкой, молчал, не перебивал. Лишь трепетно смотрел на икону, которую они ему дали. А потом разъяснил, что не юноши пришли к ним на заре, то были ангелы. Царица — это Сама Богородица, а воинство — ангельские силы. «Как Она показала вам наши лица, об этом знает один Бог, — промолвил старец и с любовию посмотрел на зодчих. — Благословен приход ваш и добрая с вами спутница — честная икона Госпожи Богородицы».
Воля Царицы Небесной была исполнена. Три года строили зодчие Великую Печерскую церковь. Потом — молились в ней до последних своих дней, приняв монашеский постриг в Печерском монастыре. Их мощи упокоились в лаврских пещерах.
«Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти, несомненно, требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неукоснительно сохранялся», — в свое время написал историк архитектуры, археолог П. А. Раппопорт (1913–1988). Кроме того, он считал, что Печерская церковь на Руси имела значение канона храмостроительства.
Но вернемся к самой иконе, о которой хотелось бы рассказать подробнее.
Икона «Успения» с XVII века до революционных потрясений начала XX столетия пребывала в Свято-Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Все эти века и годы после каждой литургии ее, находящуюся над царскими вратами, на ремнях опускали для того, чтобы к ней могли подойти прихожане.
Божия Матерь по молитвам людей и спасала, и помогала. Когда татары осадили город Чигирин, киевляне молились в обители. Синопсис 1678 года повествует о том, как с иконой, которая никогда прежде не покидала обители, по благословению архимандрита Иннокентия (Гизеля) 27 августа 1677 года обошли «крестным ходом вокруг Верхнего города в Киеве», и «татары обратились в бегство». Чудотворной иконой обносили ограду лавры также в ХIX веке во время польского восстания 1831 года и эпидемий холеры 1847 и 1866 годов. И Богородица помогала бедствующим.
Существует предание, что молился перед иконой Петр I накануне Полтавской битвы, а после победы — благодарил Богородицу.
В честь победы над Наполеоном перед иконой «Успения» Божией Матери появилась большая неугасимая лампада, которая состояла из десяти разноцветных лампад. В 1812 году крестным ходом икону обносили вокруг обители, после чего и подвесили перед нею богатую лампаду. «Во время пения первого кондака чудотворная икона вместе с висящею перед нею лампадою медленно опускается незаметною рукою и останавливается посреди царских врат на всё время акафиста; по окончании акафиста священнослужители благоговейно лобзают ее», — писал протоиерей Феодор Титов в «Путеводителе по Киево-Печерской лавре». К чудотворному образу каждую среду приходили паломники и киевляне, чтобы помолиться на молебне с акафистом, который служили перед иконой начиная с 1812 года. Ежегодно перед иконой проходило более 100 тысяч человек, которые проделывали нелегкий путь, чтобы поклониться киевской святыне.
Исчезновение иконы
1922 год доставил лавре большие потери и разрушения. Ценности, приносимые прихожанами на протяжении веков в благодарность Богу за Его помощь, конфисковала новая власть. Золотая риза, та, что надевали на икону в великие праздники, исчезла. Считается, что бриллианты, которыми она была украшена, обменяли на зерно для голодающих жителей южной Украины и Поволжья. В 1926 году властями УССР было принято постановление «Об определении бывшей Киево-Печерской лавры историко-культурным государственным заповедником и преобразовании во Всеукраинский музейный городок».
Много испытаний претерпела древняя обитель в ХХ веке, да и в прежние столетия. Богородица спасала, чудотворная икона ни разу не пострадала до 3 ноября 1941 года, когда Успенский собор буквально взлетел на воздух от сильнейшего взрыва.
Тут и теряется нить. Куда пропала икона? Никто точно не ответит на этот вопрос. По одной из версий, в 1942 году в оккупированном Киеве из Всеукраинского музейного городка, организованного большевиками на территории лавры, святыни были переданы в музей русского искусства и музей западного и восточного искусства. Иконы из лавры вместе с другими экспонатами киевских музеев были вывезены в Восточную Пруссию, где сгорели ночью 18 февраля 1945 года во время пожара в имении Вильденхоф близ Кенигсберга. По другой версии — чудотворная икона погибла при взрыве собора…
Сегодня в Крестовоздвиженском храме лавры над царскими вратами, как и в прежние времена, можно увидеть созданный в первой половине XIX века список Киево-Печерской иконы «Успение», вставленный в позолоченный круглый киот. Как в былые времена, образ после литургии на ремнях перемещают вниз, чтобы он был доступен для поклонения верующих. Эта икона — точная копия первоисточника. На позолоченной ризе, созданной в 1877 году, стоит клеймо мастера М. Бишевского.