Часть II: От эксперимента к царской вотчине (1666-1670)
Глава 7. Гарнизон для царской вотчины
Первые весенние лучи солнца 7175 года от сотворения мира (1667 года от Рождества Христова) осветили Богородицкий острог, который сильно изменился за четыре года своего существования. Вместо временной крепости, обнесенной наспех возведенными стенами, теперь стоял настоящий город с деревянными укреплениями, церковью, слободами и многочисленными хозяйственными постройками.
Степан Ефремович Нелединский, назначенный воеводой Богородицка в апреле 7174 года (1666 года), оглядывал город с высоты крепостного вала. Предстояло еще многое сделать, но фундамент уже был заложен крепкий. "Государев пашенный завод" работал, первая церковь стояла, в слободах жили люди.
Главной проблемой оставалась безопасность. События предыдущего года — движение казаков Василия Уса и крестьянские волнения — показали уязвимость Богородицка перед лицом возможных нападений. В крепости не было постоянного гарнизона, приходилось полагаться на временно привлекаемых служилых людей, которые часто не горели желанием защищать царскую вотчину.
Ситуация осложнялась тем, что на юге России, после окончания войны с Польшей, начинало возрастать беспокойство среди вольных казаков. Еще не вспыхнуло то, что позже назовут восстанием Степана Разина, но уже появлялись первые признаки грядущей бури. В таких условиях безопасность царской вотчины становилась вопросом не только хозяйственным, но и политическим.
В марте 7175 года (1667 года) проблема безопасности наконец нашла решение. По царскому указу из Москвы "на вечное житье" в Богородицк были направлены 100 солдат "выборного" полка полковника Аггея Алексеевича Шепелева. Их задачей была охрана царской казны и государственных житниц.
Это был не просто отряд военных. "Выборный" полк Шепелева, созданный в ходе военной реформы царя Алексея Михайловича, был одним из лучших подразделений того времени. Полк комплектовался преимущественно из черносошных крестьян и господских людей северных городов, прошедших специальное обучение. Солдаты были обучены обращению с современным для того времени оружием, знали тактику европейских армий и могли действовать в строю.
По указу царя перед отправкой в Богородицк всех солдат пожаловали киндяками (кафтанами) и сафьяном. Этот факт свидетельствует о важности их миссии — защита царской вотчины требовала соответствующего внешнего вида.
Прибытие солдат стало важным событием в жизни города. Ранее здесь были лишь немногочисленные пушкари и стрельцы, а теперь появился настоящий военный гарнизон. Для размещения солдат было выделено место за будущим парком, где начала формироваться Стрелецкая слобода.
Солдаты прибыли с семьями, что на первый взгляд подтверждало официальную версию о "вечном житье". Однако внимательный наблюдатель мог заметить некоторые странности в поведении воинов: они не спешили обзаводиться основательным хозяйством, строили временные жилища, не привозили с собой крупную домашнюю утварь. Казалось, они готовились к чему-то, и это "что-то" могло потребовать от них быстрого перемещения.
Важно, что солдатам было назначено постоянное жалованье: по 4 рубля в год и по 6 четвертей хлеба, а для холостых — по 3 четверти. Это обеспечивало стабильное положение гарнизона и повышало его боеготовность.
Параллельно с укреплением военной мощи Богородицка в 7175 году (1667 году) продолжалось активное развитие гражданской инфраструктуры и сельского хозяйства. Завершилось поселение крестьян, привезённых из-под Калуги и других мест, на реке Упёрте под Иевлевым болотом. Для духовного окормления переселенцев было необходимо построить церковь.
Однако строительство церкви задерживалось из-за отсутствия плотников. Об этой проблеме свидетельствуют архивные документы 7175-7176 годов (1667-1668 годов): "Документы, касающиеся управления и состояния городов. 2) Богородицка: 36-39+199-200+205-207 (постройка церкви для новопоселенных людей в Богородицком уезде под Иевлевым болотом, высылка из Дедилова подьячих, хлебных целовальников и плотников к церковному строенью)".
Для решения проблемы пришлось привлекать специалистов из соседнего Дедилова. Это было логично, учитывая, что новый воевода Нелединский ранее служил именно там и имел необходимые связи. По его запросу из Дедилова были высланы подьячие, хлебные целовальники и, самое главное, плотники, необходимые для церковного строительства.
К концу 7175 года (1667 года) церковь была, наконец, построена. Это стало важным событием для новых поселенцев — теперь у них был собственный храм, куда можно было приходить для молитвы и совершения таинств. Церковь была освящена во имя Святителя Николая Чудотворца, особо почитаемого на Руси святого, покровителя путешественников и земледельцев.
В июле 7175 года (1667 года) произошло важное событие, подтверждающее успешное функционирование "государева пашенного завода". Богородицкий хлеб урожая 7174 года (1666 года), доставленный по рекам Осётр и Оке, прибыл в Москву. Рожь у Всехсвятского моста была роздана 2600 московским стрельцам полков Лопухина и Головленкова по полуосьмине на человека.
Это было практическим воплощением идеи, ради которой и создавался Богородицк: обеспечение продовольствием царского двора и стрелецких полков. Тот факт, что хлеб из Богородицка кормил московских стрельцов, свидетельствовал об успешном развитии царской вотчины.
Однако в 7175 году (1667 году) произошли важные изменения в экономической политике в отношении Богородицка. В отличие от предыдущих лет, урожай 7175 года (1667 года) в Москву не отправлялся. Вместо этого С.Е. Нелединскому было приказано продать весь хлеб и "на те деньги покупать на завод всякую животину: лошадей, коров, овец, свиней, индеек, гусей и уток".
Это решение означало переход к комплексному сельскому хозяйству и свидетельствовало о развитии товарно-денежных отношений в царской вотчине. Вместо того чтобы просто отправлять продукцию в столицу, Богородицк теперь должен был сам продавать хлеб, получать деньги и на эти средства развивать животноводство.
Такой подход имел несколько преимуществ. Во-первых, диверсификация хозяйства делала его более устойчивым к неурожаям и другим катаклизмам. Во-вторых, развитие животноводства обеспечивало вотчину не только мясом и молочными продуктами, но и органическими удобрениями, что повышало урожайность полей. В-третьих, продажа хлеба способствовала развитию торговли и товарно-денежных отношений.
Впрочем, часть богородицкого хлеба по-прежнему шла на пожалования царским приближенным. Так, в 7175 году (1667 году) постельничий Г.И. Ртищев получил пожалование 200 четвертей хлеба из богородицких запасов. Постельничий — придворный чин, ведавший царской постелью и спальней, — был близок к государю, и такое пожалование подчеркивало особый статус Богородицка как личной царской вотчины.
В 7175 году (1667 году) продолжался процесс обустройства крестьянских хозяйств, начатый ещё в 7172 году (1664 году). Новосёлам помогали "по рассмотрению" в обзаведении лошадьми и скотом. Воеводе Д.А. Хомякову, а затем и С.Е. Нелединскому, именным указом разрешили продать рожь и овёс, а на вырученные деньги закупить лошадей и "всякую животину".
Часть скота также взяли "с дедиловских жилецких людей" — вероятно, в качестве налога или временной повинности. До раздачи крестьянам в стадах ходило, по словам воеводы, "с 300 скотин и больше" — лошадей, коров, овец и свиней. Это была значительная численность, свидетельствующая о серьезном подходе к развитию животноводства.
Переселенцам также предоставляли плуги и косули (разновидность сохи с асимметричным отвалом, хорошо подходившая для обработки целинных земель). Некоторые из этих сельскохозяйственных орудий ковали в Богородицке тульские кузнецы, делавшие "всякие железные поделки" с 7171 года (1663 года). Наличие собственного кузнечного производства значительно облегчало хозяйственную деятельность: можно было не только изготавливать новые орудия, но и оперативно ремонтировать вышедшие из строя.
В 7175 году (1667 году) продолжалось формирование слободской структуры Богородицка. Пушкарская слобода была создана на западном берегу Уперта рядом с Ломовской слободой, по-видимому, несколько раньше Стрелецкой. Богородицкие пушкари, помимо военной службы, активно привлекались к сельскохозяйственным работам, что впоследствии вызывало их недовольство.
Действительно, положение пушкарей было двойственным. С одной стороны, они были военнослужащими, отвечавшими за артиллерию крепости. С другой — их привлекали к сельскохозяйственным работам наравне с крестьянами. Такое совмещение функций было характерно для Российского государства XVII века, но часто приводило к конфликтам.
События в Богородицке 7175 года (1667 года) происходили на фоне важных внешнеполитических перемен. 30 января 7175 года (1667 года) было заключено Андрусовское перемирие между Россией и Речью Посполитой, завершившее русско-польскую войну 1654-1667 годов. По условиям перемирия Россия получала Смоленск, Северские земли и Левобережную Украину, а также на два года Киев.
Это соглашение повлияло на общую ситуацию на южных границах России, снизив напряжённость на западе, но одновременно высвободив энергию казачества, которая теперь могла быть направлена на внутренние проблемы. В этом контексте размещение в Богородицке элитного подразделения приобретало особый смысл: город находился на стратегическом направлении, которое могло оказаться под ударом в случае обострения ситуации на юге.
Вероятно, именно в контексте этих внешнеполитических перемен следует рассматривать решение о размещении в Богородицке постоянного гарнизона из солдат "выборного" полка. Закончив войну с внешним противником, государство могло позволить себе выделить профессиональных военных для охраны внутренних объектов, включая царскую вотчину. Однако, возможно, это решение имело и более глубокую, скрытую от посторонних глаз логику, связанную с предчувствием будущих внутренних конфликтов.
О том, насколько серьезно относились к финансовой отчетности в Богородицке, свидетельствует документ 7175-7176 годов (1667-1668 годов): "Отчет целовальников в денежных доходах и хлебных запасов 389-392". Целовальники — должностные лица, избираемые из посадских людей или крестьян для выполнения финансовых и судебных функций, — должны были регулярно отчитываться о доходах и расходах. Их название происходит от обычая целовать крест при вступлении в должность, что подчеркивало серьезность их обязательств.
Строгий учет доходов и расходов был необходим для эффективного управления царской вотчиной. Особенно важно это стало в 7175 году (1667 году), когда началась продажа хлеба и закупка скота. Целовальники должны были фиксировать каждую сделку, контролировать цены, следить за тем, чтобы вырученные деньги использовались по назначению.
К концу 7175 года (1667 года) Богородицк представлял собой уже не просто укрепленное поселение с сельскохозяйственной функцией, а полноценный административно-хозяйственный центр с развитой инфраструктурой. Город имел крепость с постоянным гарнизоном, несколько слобод (Ломовскую, Пушкарскую, Стрелецкую), две церкви (в самом городе и в селе под Иевлевым болотом), развитое сельское хозяйство, включающее как земледелие, так и животноводство.
Уже можно было говорить о формировании Богородицкого уезда, хотя официальное межевание и описание территории произойдет несколько позже, в 7178-7179 годах (1670-1671 годах). Фактически же административная и хозяйственная структура уезда уже складывалась: город-крепость как центр, слободы вокруг него, села и деревни в окрестностях.
7175 год (1667 год) стал важной вехой в развитии Богородицка по нескольким причинам. Во-первых, размещение постоянного гарнизона из солдат "выборного" полка значительно усилило охрану царской вотчины и создало основу для формирования Стрелецкой слободы. Во-вторых, смена руководства (назначение С.Е. Нелединского) ознаменовала переход от этапа основания города и создания базовой инфраструктуры к периоду стабильного развития и расширения хозяйства.
В-третьих, переход к товарному хозяйству (продажа хлеба и покупка скота) отражал развитие экономических отношений и расширение хозяйственной деятельности в царской вотчине. В-четвертых, завершение поселения калужских крестьян и развитие слободской структуры города способствовали увеличению населения и дальнейшему освоению территории.
И, наконец, доставка значительного количества хлеба в Москву и раздача его стрельцам свидетельствовали о выполнении основной задачи, поставленной перед Богородицкой вотчиной при её создании.
Таким образом, 7175 год (1667 год) можно считать годом перехода от начального этапа становления Богородицка к периоду его стабильного развития как административно-хозяйственного центра царской вотчины. Из экспериментального "пашенного завода" Богородицк превратился в полноценный центр сельскохозяйственного производства с военно-административными функциями.
Этот переход был особенно важен в контексте общей стабилизации ситуации в стране после завершения русско-польской войны и накануне новых внутренних потрясений. Теперь, когда внешнеполитическая обстановка изменилась, государство могло уделять больше внимания внутреннему развитию, включая такие проекты, как Богородицкая вотчина, и одновременно готовиться к возможным будущим вызовам.
В этом смысле успех Богородицка был не только локальным достижением, но и частью более широкого процесса укрепления Российского государства, развития его экономики и административной системы. Из эксперимента, начатого в разгар кризиса, царская вотчина превратилась в устойчивую и эффективную структуру, которая будет играть важную роль в хозяйственной жизни страны на протяжении многих десятилетий.
Источники и литература для главы 7
Архивные документы:
- РГАДА, дело 649 (7175-76/1667-68 гг.) "Документы, касающиеся управления и состояния городов. 2) Богородицка: 36-39+199-200+205-207 (постройка церкви для новопоселенных людей в Богородицком уезде под Иевлевым болотом, высылка из Дедилова подьячих, хлебных целовальников и плотников к церковному строенью)"
- РГАДА, дело 649 (7175-76/1667-68 гг.) "Отчет целовальников в денежных доходах и хлебных запасов 389-392"
- РГАДА, Фонд 210, опись 12, дело 535 "О размещении в Богородицке солдат выборного полка А.А. Шепелева" (1667 г.)
- РГАДА, Фонд 210, опись 13, дело 687 "Материалы о раздаче хлеба стрельцам в Москве" (1667 г.)
Научные исследования:
- Малеванов Н.А. "Государев пашенный завод" // Тульский краеведческий альманах, 2007 г.
- Рабинович М.Д. "Полки петровской армии (1698-1725)" // Москва, "Наука", 1977 г.
- Малов А.В. "Московские выборные полки солдатского строя в начальный период своей истории (1656-1671 гг.)" // Москва, "Древлехранилище", 2006 г.
- Водарский Я.Е. "Население России в конце XVII — начале XVIII века" // Москва, "Наука", 1977 г.
- Новосельский А.А. "Вотчинник и его хозяйство в XVII веке" // Москва, "Наука", 1974 г.