Что можно назвать фирменными вкусами Тифлиса? В первую очередь это уникальные напитки: множество минеральных вод, разнообразные лимонады, коллекция марочных вин и бренди. Фундамент "жидкого богатства" был заложен в Тифлисе еще в конце XIX-го - в начале XX-го века.
Минеральную воду "Боржом" начали разливать в 1890 году. Ее промышленное производство наладил Николай Романов — из семьи тифлисских Романовых. Его отец — великий князь Михаил Романов 19 лет пробыл на посту наместника императора на Кавказе. Все "Михайловичи" выросли в Тифлисе. Эту семью при дворе величали не иначе, как "грузинскими родственниками".
Впоследствии предприятия августейшего промышленника национализировали. Но, выпуск самой минеральной воды продолжился. Забавно, но в начале прошлого века она позиционировалась, как "натуральная углекислая щелочная радиоактивная вода". Это следует из рекламы за 1929 год. Впрочем, это не помешало ей стать главной столовой водой во всей "красной империи". Без нее не обходились никакие торжества и даже официальные мероприятия. Немалую роль в этом сыграл Иосиф Сталин. В позднем СССР "Боржом" входил в тройку самых известных торговых марок.
Грузинский коньяк родился даже на пару лет раньше знаменитой минералки. Основоположником коньячного дела стал тифлисец Давид Сараджишвили, известный также под фамилией Сараджев. Он родился в купеческой семье Тифлиса, жившей на Сергиевской улице. Там прошло детство и юность будущего известного промышленника и мецената. Сейчас — это улица Мачабели.
Окончив первую гимназию Тифлиса он сперва поступил в Петербургский университет, а затем продолжил обучение в Германии. Он учился в Гейдельбергском университете, где стал доктором химических и философских наук. Потом он взялся за изучение техники виноделия. Во Франции он познакомился с основателем французского коньячного дома "Camus" Жаном Батистом Камю. Они подружились. Именно французский конкурент помог начинающему тифлисскому коньячному магнату с оборудованием и технологией производства, открыв ему многие фирменные секреты.
Грузинский производитель, четко следуя французской технологии применил исключительно местные материалы. Он подобрал наиболее подходящие автохтонные сорта винограда, выбрал зоны для обустройства виноградников, с учетом сочетания почвы и местного климата, а также начал изготавливать бочонки для выдержки коньячного спирта из горного кавказского дуба.
Первый коньячный завод появился в Тифлисе в 1888 году. Он стал пионером не только в Грузии и на Кавказе, но и во всей империи. Как следует из справочника по Тифлису за 1913 год, коньячный завод Сараджева располагался на Ольгинской улице, в доме №18. Ныне это улица Костава. Само здание завода до наших дней не дошло. Оно стояло на углу улиц Ольгинской и Белинского.
Помимо Тифлиса коньячные заводы Давида Сараджева были открыты также в Кизляре, Ереване, Калараше и Баку. Так что тифлисский промышленник является родоначальником не только грузинского, но и дагестанского, армянского, молдавского и азербайджанского коньячного производства. Все они родственники Камю, родом из Тифлиса.
В 1902 году Давид Сараджишвили снес старый родительский дом на Сергиевской улице, чтобы возвести на его месте новый особняк, уже на свой вкус. На время строительства, длившегося с 1902 по 1905 год он жил на Фрейлинской улице, в доме №3. Сейчас это улица Сулхан-Саба Орбелиани. Сам дом сохранился. Причем, тифлисского миллионера сменил там революционер. С 1905 по 1907 год на Фрейлинской улице, в том же доме №3 жил уже Иосиф Сталин.
Новый особняк на старом месте по спецзаказу Давида Сараджишвили был построен немецким архитектором Карлом Цаасом. Он находится по адресу: ул. Мачабели №13. В 1914 году именно в этом здании, во время последнего визита Николая II в Тифлис, проходил торжественный прием в честь императора. С 1921 года в нем расположились литераторы. Сейчас это "Дом писателей".
Предприятия Давида Сараджишвили занимали почти монопольное положение в империи. В 1910 году общий объём реализованной продукции составлял 600 тысяч бутылок. В 1911 году 62-летний промышленник скончался от рака в Тифлисе. Коньячное дело продолжила его вдова — Екатерина Поракишвили. Но с началом первой мировой войны был принят сухой закон и работа коньячных заводов была приостановлена. Впоследствии все предприятия были национализированы. После 1921 года тифлисский коньячный завод, основанный Давидом Сараджишвили стал уже заводом №1 "Грузгосспирта". История грузинского коньяка продолжилась уже под эгидой государства.
В кулуарах Ялтинской конференции 1945 года тбилисский коньяк высоко оценил американский президент Франклин Рузвельт, а большой ценитель "янтарного напитка" - британский премьер-министр Уинстон Черчилль даже поначалу не распознал грузинскую копию, приняв ее за французский оригинал. Говорят, что через четыре года, празднуя свой 75-летний юбилей, Уинстон Черчилль получил в подарок от Иосифа Сталина 75 бутылок тбилисского коньяка, на что он воскликнул: "Жаль, что мне исполняется не сто лет!".
Основы грузинского лимонадного производства заложил бывший аптекарь Митрофан Лагидзе. Свои первые фирменные рецепты прохладительных вод он начал разрабатывать еще в 1887 году. В 1902 году он изучал технологию газированных вод в Германии и во Франции.
Затем он начал розлив своего фирменного лимонада в бутылки. У лимонадного бренда появилась этикетка, с изображением женщины в фате. Это была мать предпринимателя — Гульчина Угрехелидзе.
В 1906 году 37-летний промышленник открыл цех прохладительных напитков и брендовый магазин в Тифлисе. Новый объект получил название "Воды Лагидзе" и быстро обрел популярность. В справочнике по Тифлису за 1913 год указано, что "Товарищество Митрофана Лагидзе" располагалось на Головинском проспекте, в доме №6. Ныне это проспект Руставели №24.
В 1921 году цех сгорел и Митрофан Лагидзе стал варить сиропы и разливать воды прямо в подвале своего дома на улице Грибоедова. Однако вскоре дом предпринимателя постигло уплотнение. Власти вселили к нему в подвал жильцов. В 1926 году он передал свой магазин в собственность государству. Взамен в 1927 году большевистские власти Тифлиса построили новый лимонадный завод и назначили его директором.
Работой предприятия активно интересовались Иосиф Сталин, Лаврентий Берия и Нестор Лакоба. В 1952 году вождь мирового пролетариата доверил Митрофану Лагидзе налаживать производство лимонада уже на всем пространстве СССР.
В советское время на заводе "Воды Лагидзе" функционировал особый цех для снабжения высшего руководства страны. Напитки доставлялись в Москву по понедельникам. Известно, что Иосиф Сталин предпочитал лимонад на основе лимона. Сохранились сведения о вкусовых предпочтениях и некоторых других обитателей "кремлевского олимпа". Так, Никита Хрущев выбирал грушевый и апельсиновый, Леонид Брежнев — грушевый и тархуновый, Михаил Калинин — апельсиновый, а Анастас Микоян — грушевый и лимонный лимонады.
На столах Ялтинской конференции 1945 года тоже стояли "Воды Лагидзе". Тифлисский лимонад настолько понравился американскому президенту Франклину Рузвельту, что он забрал с собой 2.000 бутылок. В 1952 году Иосиф Сталин отправил партию "лагидзевского лимонада" в дар президенту США Гарри Трумэну, в ответ на его подарок в виде 1.000 бутылок "Coca-Cola".
В самом же Тифлисе "Воды Лагидзе" стали визитной карточкой города. Фирменное кафе охотно посещали не только горожане, но и гости грузинской столицы. Его мраморный зал, мозаика и гильзы цветной газировки, хорошо запомнились многим на долгие годы.
Ну, и наконец какие могут быть тифлисские вкусы без вина? Еще гостивший в Тифлисе в 1858-1859-ых годах французский писатель и большой знаток вин Александр Дюма писал, что кахетинские вина ничем не уступают бургундским. Правда, при этом он отметил технологическую отсталость грузинского виноделия. В первую очередь это касалось методологии хранения и транспортировки.
Дело в том, что в его времена вино перевозили и продавали в бурдюках. Их изготавливали из шкур быков. После сушки, шкуры выворачивали наизнанку — шерстью внутрь, а потом зашивали. Причем, для того, чтобы в бурдюке не завелись черви, шерсть смазывали керосином. Конечно, такая обработка придавала неприятный привкус напитку. Постепенно бурдюки сменили дубовые бочки, которые стали производить немецкие колонисты. Позднее появились первые стекольные заводы и вино из квеври начали разливать уже в бутылки.
Первое марочное грузинское вино появилось на свет в 1886 году. С тех пор виноделы добавили в национальную коллекцию вин десятки уникальных марок. Важную роль в развитие виноделия и виноградарства сыграли представители аристократии — князья Иван Багратион — Мухранский и Александр Чавчавадзе. Они создавали виноградники, строили винные погреба, внедряли новые сорта винограда и технологии производства вин.
Самым старым винным заводом Тифлиса, сохранившимся в центре города по сей день является первый винный завод. Он был возведен в 1896 году тифлисским архитектором Александром Озеровым, на Цхнетской улице. Его нынешний адрес: пр. Меликишвили №20. Тогда это была окраина города.
Комплекс сооружений был предназначен для "Удельного подвала". Хотя, многие ошибочно считают данное строение бывшим заводом Давида Сараджишвили. В честь "Удельного подвала" даже была названа улица на которой он стоит. Она именовалась Удельной улицей. Ныне это улица Петриашвили.
Внешне здание винзавода больше напоминает традиционную грузинскую церковную архитектуру.
Он славится своей богатой энотекой. В его подвалах хранится бутылка коньяка из повозки французского императора Наполеона Бонапарта, взятая им в поход на Москву в 1812 году. Среди иных раритетов — венгерская водка XVI века, крымская коллекция Иосифа Сталина и уникальное собрание французского алкоголя. Там же хранятся образцы вин всех винтажей, которые разливались на этом заводе за время его существования. Всего - 45 тысяч бутылок.
Сам винзавод давно не работает. Сохранились только лишь коллекции и здание. Сейчас на его территории функционирует одноименный мультибрендовый гастрономический хаб "Wine Factory N1".
В 1929 году в Тифлисе было создано производственное объединение "Самтрест", куда вошли все грузинские винодельческие предприятия. Эта марка вскоре стала хорошо известна на "широких просторах". Большую роль в развитии отрасли сыграл Иосиф Сталин. Будучи большим любителем вин, он уделял особое внимание виноделию. На его столе всегда стояли грузинские вина. Вождь часто экспериментировал с ними, смешивая их, и создавая различные купажи.
Есть масса версий по поводу его любимой марки вина. Однако ближе всего к истине то, что она была вовсе не одна. Как настоящий ценитель вин, он выбирал конкретный напиток под погоду, настроение, блюда и т.д. Было замечено также, что он часто пил вина, разбавленные водой. Такая культура потребления вина пришла еще с Древней Греции и Рима. Сама же история виноградной лозы на грузинской земле насчитывает более восьми тысячелетий.
Конечно, грузинская индустрия напитков когда-то взяла разгон за счет своего почти монопольного положения на 1/6 части суши. Впрочем, империи это было выгодно. Импортозамещение товаров позволило экономить валюту. В этом плане Иосиф Сталин был не одинок. Его турецкий коллега - Мустафа Кемаль Ататюрк делал то же самое. Возьмем хотя бы его идею импортозамещения чая.
Во второй половине XX-го века глобальный капитал перехватил власть у государств, навязав либерализм, принципы свободной международной торговли и глобального распределения труда. Для формирования потребительской булимии разогнали долгономику.
Однако, достигнув предела своего развития ко второй декаде XXI-го века, система дала сбой. Государства начали возвращать свои законные права на власть, стали появляться заградительные пошлины, стартовали торговые войны и локализация производств, а общество потребления эпохи финансилизированной экономики постепенно становится достоянием истории.
Вахтанг Мгеладзе