Полупустые темные коридоры, облупившаяся краска на стенах, запах лекарств, безразличие, а то и вовсе жестокость персонала – вот среднестатистическое представление о домах престарелых в российском обществе. Неразрывно с этим идут ощущение безысходности и страх стать никому ненужным человеком «возраста дожития».
Однако, в то время пока многие из нас живут со страхом отсутствия того самого «стакана воды» в старости, для жителей Европы, США или, например, Израиля дом престарелых воспринимается иначе – лишь как альтернативное место проживания для пенсионеров, которые нуждаются в уходе или социализации.
С чем связана такая разница восприятия? Действительно ли в дома престарелых в России попадают только те, кто оказался не нужен своим близким? Правда ли, что условия жизни в пансионатах заставляют стынуть кровь в жилах?
Не все так чисто
В начале года в Белгороде 29 пожилых постояльцев частного пансионата были госпитализированы с дизентерией. Спустя несколько месяцев, в мае 2025 года, уже в подмосковном Королеве прокуратура закрыла дом престарелых из-за нарушений противопожарных и санитарных норм. Через месяц по схожим причинам приостановили деятельность аналогичной организации в Казани.
Но больше всего общественность шокировал случай в якутском доме престарелых: в январе там обнаружили тело пожилого постояльца, которое пролежало в закрытой комнате несколько дней.
Мужчина с больным сердцем проживал в индивидуальной комнате. Накануне праздников он перестал открывать двери сотрудникам пансионата: по одним данным к пенсионеру не могли попасть с 31 декабря, по другим – с 28 декабря. Обнаружили тело лишь 3 января.
После проверки из дома-интерната уволили директора и нескольких сотрудников.
К слову, сегодня в России существует реестр поставщиков социальных услуг. Организации, состоящие в нем, должны оказывать их качественно. Но пока включение в этот список поставщиков – дело добровольное.
Так, по данным Российской газеты, лишь около 20% частных пансионатов входят в официальный реестр поставщиков соцуслуг и находятся под жестким контролем. Оставшиеся 80% – находятся в «серой зоне» без обязательной регистрации и проверок.
При этом в Роструде сообщили, что регулярно проводят инспекции соцучреждений. Так, в 2024 году прошло более двух тысяч профилактических визитов и еще 55 проверок. В 2025 году число последних составит 76.
Откуда столько стереотипов?
Большая часть предрассудков на эту тему растет, конечно, из нашего прошлого, в том числе, советского. Как говорится, так просто «сложилось исторически», что если дети и внуки не взяли на себя заботу о своем пожилом родственнике, то либо их плохо воспитали, либо они выросли неблагодарными, либо – выселяют из квартиры с целью завладеть имуществом.
В постсоветском пространстве дома престарелых часто воспринимаются, как места дожития беспомощных и никому ненужных стариков, ведь раньше было принято жить вместе со своими бабушками и дедушками. При этом понимание «ухода за пожилыми» очень условное и расплывчатое, поскольку порой речь идет лишь о проживании на одной территории, но не о надлежащей заботе со стороны родни.
Негативно влияет на наше отношение к пансионатам и низкое качество большинства таких учреждений: скудный бюджет, плохие условия проживания и равнодушный персонал лишь подпитывают массовые страхи о месте, куда «отправляют умирать».
Наконец, социальное давление общества. Часто даже сама мысль о том, чтобы отправить пожилого родственника на проживание в специализированный пансионат становится недопустимой от потенциального гнета мнения со стороны: страх, что упрекнут в малодушии и предательстве лишь усиливают чувство вины.
В то время, как во многих странах жизнь в специализированных учреждениях — это чаще про заботу, сохранение физического и психологического здоровья, в России пока еще это больше про одиночество и неприкаянность.
А как на самом деле?
Рынок домов престарелых в России находится на стадии роста, хотя его объем еще сравнительно невелик.
По данным Минтруда на 2024 год в стране действовало 1050 организаций для проживания взрослого населения: 514 — дома-интернаты для пожилых граждан, еще 536 – психоневрологические интернаты для людей с ограниченными возможностями. Всего в них находилось около 300 тысяч человек. Помимо этого, существуют также частные учреждения, которые работают вне официального реестра.
Государственные дома рассчитаны в среднем на сотни постояльцев: им предоставляют жилье, питание, медицинские и социальные услуги. Частные пансионаты в свою очередь бывают разного уровня: от небольших домов на 10–20 человек до сетевых комплексов с отдельными корпусами, тренажерными залами для реабилитации и собственным штатом врачей.
Стоимость проживания в доме престарелых в России сильно варьируется в зависимости от их уровня. Так, в частных пансионатах доступны как бюджетные варианты с ценой от тысячи рублей в сутки, так и дорогие – до 20 тысяч рублей в сутки.
Вне зависимости от того, государственное это учреждение или нет, хороший пансионат обязательно предоставляет качественный круглосуточный уход своим жителям, контроль приема лекарств и программы восстановления после серьезных нарушений в здоровье.
Как делятся родственники на сайтах и форумах таких домов престарелых, «дисциплина с лекарствами и наблюдение врачей помогают поддерживать стабильное здоровье», а пожилые «становятся более общительными, появляются новые друзья».
Еще один плюс
Все, кто ухаживает за пожилыми родителями в домашних условиях гораздо чаще испытывают чувство вины. Кто-то переживает, что из-за работы и других обязанностей не может уделять больше времени опекаемому родственнику, кого-то гнетет, что проведать его раз в два-три дня – не спасение от одиночества.
В этом смысле проживание пожилых в доме престарелых – путь к полноценной социализации. Согласитесь, приятно обнаружить, что даже на пенсии можно найти новое хобби друзей, или даже свою любовь.
Кроме ухода, пансионаты дают социальное пространство. Пожилые находят новых друзей, обсуждают книги, делятся воспоминаниями. Для тех, кто дома был обречен на одиночество, это настоящая возможность вновь почувствовать себя частью общества.
Конечно, тоска по дому никуда не исчезает, но коллективное участие, забота и человеческое внимание создают то, что можно назвать достойной старостью. В этом смысле «дом престарелых» перестает быть местом конца жизни и превращается в площадку для ее продления.
Для многих постояльцев пансионов жизнь там – это шанс сохранить здоровье и активность дольше, чем дома в одиночестве.
Здесь у пожилых есть расписание: лечебная физкультура, занятия с психологами, совместные игры и песни. Эти простые практики становятся «большим спортом» для людей, которым важна каждая тренировка, каждое упражнение для памяти. Даже те, кто страдает деменцией, оживают, когда слышат знакомую музыку.
Кроме того, с проживающими рядом всегда находится персонал, который готов помочь или просто составить компанию в каком-то деле.
Не «последняя остановка»
Дома престарелых – уже давно не ужасные места дожития одиноких и ненужных. Напротив, жизнь в пансионате может подарить пожилому человеку шанс на продление или лаже восстановление полноценной жизни, в которой будет место новым людям, радости и ощущению своей нужности как близким, так и этому миру в целом.