Найти в Дзене

Культ мощей, как средство обогащения

Обычай сохранять тела усопших родственников возник на заре человечества ещё до появления религий. Когда человек умирал, считалось, что он крепко уснул, а когда труп начинал разлагаться, окружающие беспокоились, считая это болезнью и начинали лечить. При этом его продолжали считать живым и наделяли сверхъестественными свойствами. То есть на первом месте было тело, а не душа. Сохранение тел усопших в Египте Египетская практика сохранения тел усопших была продиктована религиозными представлениями древних египтян, согласно которым человеческое существование состояло не только из тела, но включало душу и своего рода мистического двойника, появляющегося при рождении и сопутствующего человеку всю жизнь вплоть до кончины. Чтобы обеспечить бессмертие этого двойника и защиту души, важно было сохранять физическую оболочку покойного, поэтому возникло искусство мумификации. Во многих городах Египта возникли целые некрополи — своеобразные «города мертвых», где покоились тысячи мумий, многие из котор

Обычай сохранять тела усопших родственников возник на заре человечества ещё до появления религий. Когда человек умирал, считалось, что он крепко уснул, а когда труп начинал разлагаться, окружающие беспокоились, считая это болезнью и начинали лечить. При этом его продолжали считать живым и наделяли сверхъестественными свойствами. То есть на первом месте было тело, а не душа.

Сохранение тел усопших в Египте

Египетская практика сохранения тел усопших была продиктована религиозными представлениями древних египтян, согласно которым человеческое существование состояло не только из тела, но включало душу и своего рода мистического двойника, появляющегося при рождении и сопутствующего человеку всю жизнь вплоть до кончины.

Чтобы обеспечить бессмертие этого двойника и защиту души, важно было сохранять физическую оболочку покойного, поэтому возникло искусство мумификации.

Мумификация в Древнем Египте Фото из открытого доступа
Мумификация в Древнем Египте Фото из открытого доступа

Во многих городах Египта возникли целые некрополи — своеобразные «города мертвых», где покоились тысячи мумий, многие из которых размещались прямо в пустынном песке или в специально подготовленных погребальных камерах-гробницах. Люди считали, что сохраненные тела являются домом для духовной энергии умершего, способной исцелять недуги и удовлетворять любые запросы, если соблюсти необходимые магические процедуры.

Культ мощей в христианстве

Эта традиция нашла отражение и в христианской культуре. Начиная с конца III века нашей эры, среди последователей Христа начали формироваться обычаи почитать останки тех, кого называли святыми людьми, прославившимися своей праведностью и благочестием. Согласно новым убеждениям, подобные лица обладали особой связью с Богом, наделявшей их способность совершать чудесные деяния ещё при жизни и продолжавшей действовать и после физической смерти. Их бренные останки стали восприниматься как нетленные и обладающие волшебной силой.

Деяния VII Вселенского Собора

Официально почитание мощей в христианстве было установлено на Седьмом Вселенском соборе в Никее в 787 году

Некоторые положения, принятые на Соборе:

Мощи святых называются «дарованными нам Христом спасительными источниками».

Тех, кто отвергает святые останки мучеников, подвергают отлучению от Церкви.

Мощи святых чествуются христианами через «почитательное поклонение»: их целуют, совершают перед ними поклоны, возжигают свечи, но не почитают через служение Богопочитания.

Феномен разделения мощей заключается в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нём живёт.

Седьмой Вселенский собор Фото из открытого доступа
Седьмой Вселенский собор Фото из открытого доступа

К этому остаётся только добавить, что собор 787 года состоялся усилиями императрицы Ирины, тайной почитательницы икон, которая на пути к трону отравила мужа, приказала выколоть глаза единственному сыну Константину, своего любовника произвела в патриархи и насильно ввела иконопочитание и поклонение мощам.

Обогащение монастырей.

Мощи святых привлекали в монастыри непрерывный поток паломников, таким же непрерывным потоком текли доходы, обогащая обители.

Историк церкви Е. Голубинский, говоря о культе святых и мощей, отмечал: «Сподобленные подобающей им славы сею именно славою весьма много содействовали материальному благосостоянию монастырей, сзывая к ним богомольцев и привлекая к ним щедрость благотворителей»

(Б. Кандидов, Монастыри-музеи и антирелигиозная пропаганда, М., 1929, стр. 31).

Если какому-то монастырю удавалось добиться разрешения Синода на канонизацию того или иного праведника, то «открытие» святых останков выводило монастырь из убогого состояния и делало его состоятельным.

Например, каким неиссякаемым источником доходов сделались мощи Тихона Задонского! На торжественное их открытие в августе 1861 г. собралось до 300 тысяч богомольцев, одних экипажей было 5 тысяч. Путь, по которому несли мощи, был устлан пожертвованными вещами, среди которых были не только деньги, но и куски тканей, полотенца, платки, шапки, кружева, шубы.

На устройство раки в тот же день было собрано более 25 тысяч руб.

13 августа 1901 года в день памяти Тихона было собрано: ржи — 800 четвертей, муки—100 пудов, пшена — 7 четвертей, овец — 1062 головы, телков—30, жеребят —8, поросят — 20, индеек — 3, гусей — 23, кур — 300

«Дело извлечения доходов от мощей было поставлено как в настоящем предприятии: со штатом работников, с мастерскими. Простейшим способом выколачивания средств у верующих были просьбы о пожертвовании на неугасимую лампаду, на новую дощечку, на ремонт рак и т. п.

Не были обойдены святые обители и царской милостью. В Троице-Сергиеву лавру, где покоятся мощи Сергия Радонежского, регулярно совершали паломничество царские особы. Царица Анна Иоановна пожертвовала серебряную раку с сенью на четырех столбах, серебра в ней около 25 пудов, Александр II — евангелие и крест, украшенные золотом и

драгоценными камнями, для служения молебнов перед мощами, а члены императорской фамилии подарили серебряные и золотые лампады»

(И. П. Богатое, Владимирские святые и их чудеса, Владимир, 1929, стр. 13).

Культ мощей служил не только интересам церкви, но и интересам государства. Открытие мощей и канонизация отвлекали народные массы от революционных мыслей и восстаний.

Так церковь и государство преследовали общие цели для удержания народных масс в повиновении.