Обычай сохранять тела усопших родственников возник на заре человечества ещё до появления религий. Когда человек умирал, считалось, что он крепко уснул, а когда труп начинал разлагаться, окружающие беспокоились, считая это болезнью и начинали лечить. При этом его продолжали считать живым и наделяли сверхъестественными свойствами. То есть на первом месте было тело, а не душа.
Сохранение тел усопших в Египте
Египетская практика сохранения тел усопших была продиктована религиозными представлениями древних египтян, согласно которым человеческое существование состояло не только из тела, но включало душу и своего рода мистического двойника, появляющегося при рождении и сопутствующего человеку всю жизнь вплоть до кончины.
Чтобы обеспечить бессмертие этого двойника и защиту души, важно было сохранять физическую оболочку покойного, поэтому возникло искусство мумификации.
Во многих городах Египта возникли целые некрополи — своеобразные «города мертвых», где покоились тысячи мумий, многие из которых размещались прямо в пустынном песке или в специально подготовленных погребальных камерах-гробницах. Люди считали, что сохраненные тела являются домом для духовной энергии умершего, способной исцелять недуги и удовлетворять любые запросы, если соблюсти необходимые магические процедуры.
Культ мощей в христианстве
Эта традиция нашла отражение и в христианской культуре. Начиная с конца III века нашей эры, среди последователей Христа начали формироваться обычаи почитать останки тех, кого называли святыми людьми, прославившимися своей праведностью и благочестием. Согласно новым убеждениям, подобные лица обладали особой связью с Богом, наделявшей их способность совершать чудесные деяния ещё при жизни и продолжавшей действовать и после физической смерти. Их бренные останки стали восприниматься как нетленные и обладающие волшебной силой.
Деяния VII Вселенского Собора
Официально почитание мощей в христианстве было установлено на Седьмом Вселенском соборе в Никее в 787 году
Некоторые положения, принятые на Соборе:
Мощи святых называются «дарованными нам Христом спасительными источниками».
Тех, кто отвергает святые останки мучеников, подвергают отлучению от Церкви.
Мощи святых чествуются христианами через «почитательное поклонение»: их целуют, совершают перед ними поклоны, возжигают свечи, но не почитают через служение Богопочитания.
Феномен разделения мощей заключается в том, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нём живёт.
К этому остаётся только добавить, что собор 787 года состоялся усилиями императрицы Ирины, тайной почитательницы икон, которая на пути к трону отравила мужа, приказала выколоть глаза единственному сыну Константину, своего любовника произвела в патриархи и насильно ввела иконопочитание и поклонение мощам.
Обогащение монастырей.
Мощи святых привлекали в монастыри непрерывный поток паломников, таким же непрерывным потоком текли доходы, обогащая обители.
Историк церкви Е. Голубинский, говоря о культе святых и мощей, отмечал: «Сподобленные подобающей им славы сею именно славою весьма много содействовали материальному благосостоянию монастырей, сзывая к ним богомольцев и привлекая к ним щедрость благотворителей»
(Б. Кандидов, Монастыри-музеи и антирелигиозная пропаганда, М., 1929, стр. 31).
Если какому-то монастырю удавалось добиться разрешения Синода на канонизацию того или иного праведника, то «открытие» святых останков выводило монастырь из убогого состояния и делало его состоятельным.
Например, каким неиссякаемым источником доходов сделались мощи Тихона Задонского! На торжественное их открытие в августе 1861 г. собралось до 300 тысяч богомольцев, одних экипажей было 5 тысяч. Путь, по которому несли мощи, был устлан пожертвованными вещами, среди которых были не только деньги, но и куски тканей, полотенца, платки, шапки, кружева, шубы.
На устройство раки в тот же день было собрано более 25 тысяч руб.
13 августа 1901 года в день памяти Тихона было собрано: ржи — 800 четвертей, муки—100 пудов, пшена — 7 четвертей, овец — 1062 головы, телков—30, жеребят —8, поросят — 20, индеек — 3, гусей — 23, кур — 300
«Дело извлечения доходов от мощей было поставлено как в настоящем предприятии: со штатом работников, с мастерскими. Простейшим способом выколачивания средств у верующих были просьбы о пожертвовании на неугасимую лампаду, на новую дощечку, на ремонт рак и т. п.
Не были обойдены святые обители и царской милостью. В Троице-Сергиеву лавру, где покоятся мощи Сергия Радонежского, регулярно совершали паломничество царские особы. Царица Анна Иоановна пожертвовала серебряную раку с сенью на четырех столбах, серебра в ней около 25 пудов, Александр II — евангелие и крест, украшенные золотом и
драгоценными камнями, для служения молебнов перед мощами, а члены императорской фамилии подарили серебряные и золотые лампады»
(И. П. Богатое, Владимирские святые и их чудеса, Владимир, 1929, стр. 13).
Культ мощей служил не только интересам церкви, но и интересам государства. Открытие мощей и канонизация отвлекали народные массы от революционных мыслей и восстаний.
Так церковь и государство преследовали общие цели для удержания народных масс в повиновении.