Найти в Дзене
Исаченко Сергей

Административное право, блиц-ответы на вопросы по списку

Административное право — ответы. Административная ответственность федеральным кодексом об административных правонарушениях, а также соответствующими законами субъектов, либо международным договором. Законы субъектов принимаются в соответствии с КРФ об АП. Правовое регулирование адм.ответственности осуществляется указанными законами. Законы субъектов устанавливают ответственность за правонарушения, не урегулированные федеральным кодексом. При этом, КРФ об АП разграничивает ведение РФ и её субъектов по вопросам адм.отв. Следовательно, региональные законы не могут включать в себя вопросы, отнесённые к ведению РФ, а федеральный – наоборот, местные вопросы. Такое регулирование следует считать централизованным. Выражается оно в том, что закон устанавливает границы дозволенного поведения (диспозиция) в целях защиты личности, охраны прав, соблюдения публичных интересов и т.п. Нарушение этих границ признаётся административным правонарушением, что влечёт санкцию – наказание для нарушителя. Для п
Оглавление
   Административное право, блиц-ответы на вопросы по списку с сайта экзаменационной коллегии. Изображение сгенерировано ИИ
Административное право, блиц-ответы на вопросы по списку с сайта экзаменационной коллегии. Изображение сгенерировано ИИ

Административное право, вопросы

Правовое и индивидуальное регулирование административной ответственности в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации

Административное право — ответы. Административная ответственность федеральным кодексом об административных правонарушениях, а также соответствующими законами субъектов, либо международным договором. Законы субъектов принимаются в соответствии с КРФ об АП. Правовое регулирование адм.ответственности осуществляется указанными законами. Законы субъектов устанавливают ответственность за правонарушения, не урегулированные федеральным кодексом. При этом, КРФ об АП разграничивает ведение РФ и её субъектов по вопросам адм.отв. Следовательно, региональные законы не могут включать в себя вопросы, отнесённые к ведению РФ, а федеральный – наоборот, местные вопросы.

Такое регулирование следует считать централизованным. Выражается оно в том, что закон устанавливает границы дозволенного поведения (диспозиция) в целях защиты личности, охраны прав, соблюдения публичных интересов и т.п. Нарушение этих границ признаётся административным правонарушением, что влечёт санкцию – наказание для нарушителя. Для применения санкции требуется установление вины привлекаемого к ответственности лица.

Индивидуальное регулирование является децентрализованным, направлено на урегулирование в каждом конкретном случае с учётом индивидуальных особенностей субъекта административных правоотношений. Критериев персонификации может быть много, они могут сочетаться. Это и возраст, и правовое положение, наличие гражданства, статуса и многие другие отличительные особенности субъекта. Сочетание этих критериев персонифицирует и ответственность лица в пределах установленной законом санкции.

Компетенция арбитражных судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях

Административное право (КРФ об АП) относит к ведению АС административные дела по ряду статей, перечисленных в ст. 23.1 КРФ об АП. Это дела, связанные с различными нарушениями, допущенными юрлицами, их должн.лицами, работниками или ИП в т.ч., нарушениями:

  • порядка распоряжения (использования) федеральным нежилым фондом, обяз.требований в строительстве, его порядка, реконструкции, капремонта, ввода в эксплуатацию, производства инженерных изысканий и проч.
  • Обращением фальсификата (контрафакта, недоброкачественных, незарегистрированных) лекарств, медизделий, БАДов
  • Нарушений зак-ва о прес.данных, цифровой подписи, лицензирования, незаконной индивидуализации товаров (услуг) и ряд других.

Кодексом установлен закрытый перечень составов административных правонарушений, рассматриваемых судьями АС. Перечень этот расширительному толкованию не подлежит, иные составы рассматриваются СОЮ.

Субъекты административной ответственности по делам, рассматриваемым арбитражными судами

Субъекты очерчены компетенцией АС в вопросах привлечения к административной ответственности, а именно, статьями КРФ об АП. Это ст.ст. 6.33, 7.24, ч.ч. 2 и 3 ст. 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 13.11, 13.33, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, ч.ч. 1 и 2 ст. 14.16, ст. 14.17, ч. 2 ст. 14.17.1, ст. 14.17.3, 14.17.4, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, ч. 2 ст. 14.38, ст. 14.43 — 14.50, ч.ч. 1 — 3, 5 и 6 ст. 14.57, ч.ч. 1 — 3, 5 ст. 14.67, ч. 1 ст. 15.10, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 17.14, ч. 6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33, ч. 2 ст. 14.9, ст. 14.9.1, 14.12, ч.ч. 1 — 4.1, 5.1 — 8 ст. 14.13, ст. 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, 14.61 Кодекса.

Таким образом, субъекты следующие: граждане, индивидуальные предприниматели, должностные лица (в т.ч., федеральных органов исполнительной власти, субъектов, органов МСУ, госфондов, организаций, оказывающих госуслуги), юрлица, лица, осущ. предпр.деят. без образования юрлица.

Административные наказания, их цели и виды. Особенности применения административных штрафов

Административное право включает следующие виды наказаний: предупреждение, штраф, конфискация орудия (предмета) АП, лишение спецправа, арест, выдворение за границы РФ, дисквалификация, приостановление деятельности, обязательные работы, запрет посещать спорт.соревнования. Целью наказания является предупреждение совершения новых АП как самим нарушителем, так и всеми, кто, скажем так, узнал о наказании.

Административный штраф – это денежное взыскание. Может быть установлен твёрдо, может быть кратным, например, стоимости предмета АП, сумме неуплаченных штрафов (налогов, пошлин, сборов). Штраф может быть исчислен исходя из размера выручки лица от продажи товара (работ, услуг), либо размера расходов лица на покупку, максимальной цены договора, суммы излишнего дохода, незадекларированной суммы, суммы полученных из бюджета средств, кадастровой стоимости зем.участка и проч. Штраф может исчисляться исходя из действующей ключевой ставки ЦБ РФ. Нетвёрдые штрафы имеют верхние пределы, также устанавливаемые Кодексом.

Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах

Судья АС рассматривает дела об АП единолично не более, чем два месяца. Если нужно дополнительно выяснить обстоятельства, срок может быть продлён на 1 мес. АС может посчитать, что есть необходимость вызвать представителя наложившего штраф органа и лицо, в отношении которого составлен протокол и оштрафовать их за неявку. Рассматривая дела об АП, АС устанавливает, было ли событие АП и факт его совершения, были ли основания для составления протокола, а также полномочия составившего протокол лица, есть ли в КРФ об АП ответственность за деяния и определяет наказание.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней. Жалоба приостанавливает вступление реш. в силу, вступает с принятием апелляцией своего акта. Исполнительный лист по этим делам не выдается, решение исполняется принудительно на основании самого решения.

Обжалование решения арбитражного суда по делу об административном правонарушении

Есть некоторая специфика при обжаловании – если санкция предусматривает только предупреждение и штраф (не боле 100 тыс. юрлицам и 5 тыс. физлицам), то такое решение обжалуется в апелляцию. Эти же решения могут обжаловаться и в кассацию, если оно было предметом рассмотрения апелляции. Остальные дела обжалуются в общем порядке (ст. 181 АПК РФ).

Источники и формы антимонопольного (конкурентного) права. Нормативный состав антимонопольного (конкурентного) права

Основным НПА в этой сфере следует признать Конституцию РФ, ГК РФ, КРФ об АП, ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О рекламе», «Об электроэнергетике», «О естественных монополиях», «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ», закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Все указанные законы так или иначе содержат нормы антимонопольного права.

Например, в Конституции РФ – ст. 8, часть 1, которая гарантирует в России поддержку конкуренции и ч. 2 ст. 34, запрещающая недобросовестную конкуренцию и монополизм. 135-ФЗ «О защите конкуренции» направлен на отношения, связанные с предупреждением и пресечением недобросовестной конкуренции, монополизма, регулируя этот вопрос. КРФ об АП устанавливает санкции за соответствующие нарушения (ст.ст. 14.9, 14.31 и другие). Отраслевые ФЗ имеют вкрапления по вопросу, а именно, антимонопольные правила, полномочия антимонопольного органа, ответственность, госнадзор в сферах естественных монополий и другие правила. Закон РСФСР действует только в части определения аффилированных лиц, во всех остальных утратил силу.

Виды антимонопольных запретов и требований

Запреты, которые устанавливает антимонопольное законодательство:

  • На злоупотребление доминирующим положением. Это запрет осуществлять действия, ограничивающие каким-либо образом других хоз.субъектов и/или потребителей. Например, манипуляции с ценой, изъятием товара из обращения, навязывание своих условий, сокращение производства, не имеющее обоснования с точки зрения экономики субъекта, немотивированный отказ от заключения договора, создание дискриминационных условий, препятствий к рынку, нарушение порядка ценообразования, установленного НПА
  • На монополизм субъекта, владеющего цифровой платформой. Это запрет действий для владельца платформы, на которой проводятся сделки оказывать влияние на обращение товара, торгующегося на этой платформе, на рынке, превышать определённую долю сделок, превышать выручку (более 2 млрд.руб. в год), с некоторыми исключениями
  • На заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию (создание картеля) путём поддержания цен, скидок, тарифов, надбавок, наценок, цен на торгах, разделу рынка по территориям, манипуляции с объёмом производства товара, отказ от заключения договора с определенными лицами
  • Координировать (согласовывать) экономическую деятельность/действия хоз.субъектов, если это ведёт к ограничению конкуренции (с некоторыми допущениями)
  • Дискредитацию, введение в заблуждение, некорректное сравнение как инструмент недобросовестной конкуренции
  • Недобросовестную конкуренцию при приобретении исключительных прав на средства индивидуализации, использованием результатов интел.деят., смешения с деятельностью
  • Недобр.конкур. с незаконным манипулированием коммерческой тайной, а также иные формы. Это непосредственно действия.
  • Помимо этого, есть запреты на издание актов, действий и бездействий огранов гос(мун)власти, иных органов, организаций, госфондов, ЦБ РФ, ограничивающих конкуренцию. Указанные органы и организации нельзя наделять полномочиями, могущими привести к ограничению конкуренции. Есть запрет для указанных органов и организаций совмещать свои функции и наделять хоз.субъекты функциями и правами указанных органов, организаций. Нельзя заключать соглашения или согласовывать действия, что ограничивает конкуренцию.
  • Запрещено ограничивать участников торгов координацией, создавать преимущественные условия, нарушать порядок определения победителя, участвовать в торгах их организатору.
  • Запрет заключения договоров ранее чем 10 дней со дня размещения инф.о результатах торгов, устанавливать требования к документам, изменять условия конкурса после заключения договора
  • Использовать госпреференции вне их целей, создавать унитарные предприятия для работы на конкурентных рынках (с некоторыми исключениями).

Требования антимонопольного зак-ва сосредоточены в разных статьях и выражаются в ограничениях для хоз.лиц совершать определённые действия. Например, ограничение для юр(физ)лица определять решения, принимаемые другим юрлицом. Ряд антимонопольных требований предъявляется к торгам. Нарушение правил влечёт, например, признание торгов недействительными.

Функции и полномочия антимонопольных органов

  • АО контролирует соблюдение АМ зак-ва, выявляет нарушения АМ зак-ва, предупреждает монополизм, недобросовестную конкуренцию, иные нарушения АМ зак-ва, осуществляет госконтроль за экономической концентрацией.
  • Полномочия:
  • возбуждать и рассматривать дела о нарушении соотв. зак-ва, выдавать предписания хоз.субъектам, огранам гос(мун)власти и госорганизациям,
  • направлять в ЦБ предложения привести акты ЦБ в соответствие с АМ зак-вом или вообще отменить их,
  • направлять хоз.субъектам, гос(мун)ораганам, их должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения,
  • привлекать к ответственности за нарушения,
  • обращаться в суд за обжалованием НПА, нарушающих АМ зак-во, с исками о признании недействующими/недействительными НПА, договоров, о понуждении к заключению договора, изменении/расторжении договора, ликвидации юрлиц, взыскании в бюджет, привлечении к ответственности нарушителей, признании торгов недействительными, понуждению к исполнению решений антимонопольного органа, ведёт реестр лиц-нарушителей,
  • размещает на своём сайте решения и предписания,
  • устанавливает доминирующее положение хоз.субъекта, проверяет соблюдение АМ зак-ва, получая объяснения,
  • обращается к правоохранителям за оперативно-розыскными мероприятиями,
  • контролирует деятельность юрлиц, утверждает формы предоставление сведений, методики, порядки,
  • издаёт НПА,
  • даёт разъяснения, заключения, вносит предложения,
  • сотрудничает с международными организациями, обобщает и анализирует практику, представляет доклад в Правительство РФ,
  • осуществляет иные полномочия.

Ещё по теме «Административное право, блиц-ответы на вопросы по списку»: