Найти в Дзене
Данила Грачев

Карл Фаберже: история самых дорогих песхальных яиц

В мире ювелирного искусства имя Карла Фаберже сияет особым бриллиантовым светом, олицетворяя собой вершину мастерства, безупречный вкус и трагическую связь с судьбой Российской империи. 

История самых дорогих пасхальных яиц Фаберже начинается в 1885 году, когда император Александр III, вдохновлённый датским антикварным образцом из сокровищницы королевского замка Розенборг, заказал для своей супруги Марии Фёдоровны первое яйцо, известное как «Курочка». Внешне покрытое белой эмалью, имитирующей скорлупу, оно скрывало внутри матовый золотой «желток», который, в свою очередь, таил в себе миниатюрную курочку из цветного золота, а в ней — крошечную рубиновую корону (к сожалению, впоследствии утраченную). Этот дар так восхитил императрицу, что Фаберже получил звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа» и ежегодный заказ на создание нового уникального яйца с обязательным сюрпризом внутри — традицию, которую после смерти отца продолжил Николай II, даривший каждую Пасху по два яйца: вдовствующей императрице Марии Фёдоровне и своей супруге Александре Фёдоровне.

-2

Важно отметить, что сам Карл Фаберже, гениальный руководитель и вдохновитель, считавший себя, по иронии судьбы, безуспешным ювелиром и говоривший, что «без битья мастерству не научиться», лично не изготавливал эти шедевры. В его фирме, располагавшейся в специально отстроенном здании на Большой Морской, 24 в Санкт-Петербурге, трудился целый штат из пятисот талантливейших мастеров и художников, настоящих виртуозов своего дела. Среди них особенно выделялись Михаил Перхин, Август Хольстрём, Генрик Вигстром и единственная женщина-ювелир в команде — Альма Пиль, автор знаменитого «Зимнего яйца» 1913 года с его ажурной хрустальной изморозью, проданного впоследствии за ошеломляющие $9,5 миллионов.

-3

Процесс создания каждого яйца занимал практически целый год, и его дизайн держался в строжайшей тайне вплоть до вручения – даже император не знал, каким будет очередной сюрприз. По некоторым данным было создано около 71 яйца, из которых 54 – для императорской семьи. 

Подлинными вершинами творчества Фаберже стали яйца, связанные с ключевыми событиями в жизни царской семьи, настоящие шедевры ювелирного нарратива. Ярчайший пример — «Коронационное яйцо» 1897 года, подаренное Николаем II Александре Фёдоровне в память об их венчании на царство. Его скорлупа, покрытая прозрачной жёлтой эмалью по гильошированному фону, имитирует золотую парчу мантии, а накладные эмалевые орлы создают иллюзию роскошной царской мантии. Внутри же скрывалась точнейшая миниатюрная копия кареты императрицы, созданная мастером Георгом Штейном с невероятной точностью: крошечные колёса вращаются, дверцы открываются, а внутри на бархатной обивке из алой эмали когда-то находилось ещё одно сокровище — утраченное ныне изумрудное яйцо-подвеска. 

-4

Другим нежным и личным произведением стало яйцо «Ландыши» 1898 года, выполненное в любимой художественной манере императрицы Александры — модерне, украшенное её любимыми цветами, символизирующими чистоту и невинность, жемчугом и бриллиантами-розами, а сюрпризом которого стали выдвигающиеся миниатюрные портреты самого Николая II и их старших дочерей — Ольги и Татьяны.

-5

Однако блестящая эпоха закончилась с трагедией 1917 года. Революция и приход к власти большевиков положили конец существованию фирмы Фаберже в Российской империи. Мастерские и магазины были национализированы, а несметные сокровища, включая императорские яйца, конфискованы. Сам Карл Фаберже, ставший «классовым врагом», был вынужден в сентябре 1918 года под видом курьера иностранного посольства бежать из Петрограда. Глубоко потрясённый событиями, он так и не оправился от удара, часто повторяя: «Жизни больше нет», и скончался от проблем с сердцем в Лозанне в сентябре 1920 года. 

-6

Судьба его творений сложилась по-разному: часть яиц была продана советской властью за бесценок через контору «Антиквариат» для пополнения бюджета молодого государства, некоторые бесследно исчезли в водовороте истории, а одно-единственное, «Георгиевское», законная владелица, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, смогла вывезти в 1918 году в Данию.

Сегодня эти ювелирные символы ушедшей эпохи разбросаны по всему миру и оцениваются в астрономические суммы. Крупнейшие коллекции находятся в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, в музее Московского Кремля (Оружейная палата), Виргинском музее изящных искусств в США и в Королевской коллекции Великобритании (Букингемский дворец).

История Дома Фаберже, его головокружительный взлёт и трагическое падение, неразрывно связанные с судьбой Российской империи, служат вечным напоминанием о хрупкости красоты и непреходящей ценности подлинного искусства, которое, даже спустя столетие, продолжает заставлять нас замирать в восхищении.

Музеи
137 тыс интересуются