Я редко смотрю российские сериалы. Не помню уже, кто мне посоветовал этот, но он оказался на удивление годным. Даже не смотря на то (а может, именно поэтому), что был снят десять лет назад.
...
«Пенсильвания», 2015
В этом сериале собрали всё, что мы привыкли видеть в кинопортретах русской глубинки: разруху, пьянство, молчаливое прикрытие своих и внезапные страсти. На этом фоне развивается детективная история, местами увлекательная, местами предсказуемая, но точно не проходная. Сериал нельзя назвать шедевром, но и оторваться от него, как ни странно, трудно.
Сюжет: провинция и убийство
Действие разворачивается в посёлке Поливаново, которые местные иронично называют Пенсильванией. У известного журналиста, который приехал в посёлок на похороны матери, похитили сына, и в город приезжает следователь Борис Морозов (Константин Крюков). Столичный, гладко выбритый и элегантно одетый, он явно выбивается из местного пейзажа, но именно ему предстоит расследовать преступление.
...
Местные жители, конечно, не рвутся помогать. У каждого своя тайна, своя выгода и свои «скелеты в шкафу». Одни молчат, другие врут, третьи мешают расследованию, а в воздухе витает правило: «бытие определяет сознание». Чем глубже Морозов копает, тем яснее становится, что в этой провинции не бывает случайных смертей — всё связано с людскими страстями, долгами, предательствами и старыми обидами.
По мере развития истории появляются новые жертвы и старые секреты, а детективная линия переплетается с личными драмами: любовные интриги, измены, предательства. Сериал не ограничивается поиском преступника, он рисует целый срез жизни провинциального общества. Правда, делает это настолько мрачно, что иной раз кажется: в «Пенсильвании» не осталось ни одного человека без порока.
...
Чернуха как способ существования
Начнём с главного впечатления. Сериал откровенно «перебрал» с мрачностью. Разруха, пьянство, бытовая грязь, кумовство, всё собрано в одном флаконе. Сценаристы будто решили: «Давайте возьмём все штампы про русскую глубинку и выложим их без фильтров».
В итоге перед зрителем разворачивается картина, где нормальной жизни будто не существует: мужчины и женщины пьют, женщины легко соглашаются на близость, соседи покрывают друг друга, а любая попытка жить по-человечески выглядит почти подвигом.
В 2015-м подобное показывали без проблем. Думаю, что сегодня, с жёсткой телевизионной цензурой, такой сериал вряд ли бы вышел на экраны.
...
А поговорить?
Особого внимания заслуживает заставка. Она до боли напоминает True Detective. Узнаётся стиль, настроение, даже визуальные приёмы. Но на этом сходство заканчивается. Атмосферы американского шедевра тут нет и близко. «Пенсильвания» остаётся очень русской историей, с бытовыми ссорами, дешёвой водкой и завязшими в грязи столичными ботинками щеголя-следака.
И всё же, как детектив сериал работает. Держит интригу почти до самого конца. Догадаться, кто главный злодей, нелегко. Но при этом сериалу не хватает достоверности. Логика расследования местами хромает, а отдельные сюжетные линии так и остаются висеть в воздухе.
...
Если бы создатели ограничились детективной составляющей, сериал смотрелся бы гораздо динамичнее. Но нет, они щедро приправили всё мелодрамой. Постельные сцены, бесконечные выяснения отношений, предсказуемые любовные треугольники…
Всё это растягивает сюжет и лишает его силы. Детектив в итоге начинает конкурировать с дешёвой «мыльной оперой», и не всегда выигрывает..
Актёры и роли
Борис Морозов (Константин Крюков) явно задумывался как «рыцарь без страха и упрёка». Красивый, честный, неподкупный, ну просто прямой потомок Дон Кихота и Зорро. Но образ вышел слишком картонным: уж очень белый плащ, за который и зацепиться зрителю нечем.
...
Куда интереснее получилась Лариса в исполнении Евгении Дмитриевой. Её игра — живая, убедительная, эмоциональная. Вот такой глубины не хватило остальным персонажам.
А вот Игорь Верник, сыгравший её мужа, кажется искусственным. В его игре слишком много театральной нарочитости, и это ломает образ. В какой-то момент смотришь не на героя, а на актёра, который явно старается, но не попадает в тональность.
...
Ещё один женский персонаж, карикатурный, но запоминающийся. Женщина-следователь, капитан по фамилии Палка в исполнении Дарьи Семеновой. Особенно в последних сериях была хороша.
Отдельно стоит упомянуть забавную трансформацию столичного следователя. В начале это щеголь из Москвы, форма с иголочки, гладко выбрит. В конце сериала это почти «свой парень» в старом свитере, с щетиной и поношенным шарфом. Намёк на то, что провинция перемалывает даже самых столичных снобов? Или сценаристы решили показать «близость к народу»? В любом случае выглядит это скорее смешно, чем драматично.
...
Сценарий, картинка и прочие радости
Главные претензии к сценарию. Персонажи появляются и исчезают без всякого развития, некоторые сюжетные линии обрываются, а второстепенные герои остаются просто статистами. Иногда складывается впечатление, что сценарий писали на ходу, вырезая куски и вставляя новые сцены, лишь бы «как-то закрутить».
...
Но картинка радует. Особенно хороши панорамы с дрона: виды города и природы — сильная сторона сериала. Визуальный ряд местами буквально вытягивает эпизоды, где сюжет уже начинает буксовать.
«Пенсильвания», сериал противоречивый. В нём есть крепкая детективная интрига, хорошая актёрская работа и качественная операторская съёмка. Но есть и избыток чернухи, и мыльные вставки, и картонные герои. Это тот случай, когда думаешь: «А ведь могло получиться гораздо лучше».
...
Тем не менее, для российского телевидения середины 2010-х это была попытка выйти за рамки привычных «ментовских» историй. Пусть и не идеальная, но заметная. Сегодня сериал смотрится как артефакт времени, слишком мрачный, слишком прямолинейный и местами наивный. Но именно этим он и любопытен.
Моя оценка 6 из 10
Рекомендую любителям детективных историй, если вас не смущает избыток мелодрамы и мрачная атмосфера «русской глубинки».