Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, урождённая Елизавета Александра Луиза Алиса (Элла) Гессен-Дармштадтская (1 ноября 1864-го года), была немецкой принцессой. По матери она была внучкой королевы Виктории.
Под атласным жакетом у принцессы, вероятно кружевные рукавчики, которые явственно выделяются на блестящей ткани.
По этой фотографии хорошо можно изучать моду тех времён. Турнюр соразмерен. Светлая ткань выявляет все неровности на платье. На спине видна граница корсета. Есть изъян на юбке — не вписывающиеся в общую концепцию платья сборки чуть ниже складок.
На этой фотографии принцесса Елизавета запечатлена в другом, не очень хорошо сидящем на ней костюме. Пройма платья настолько высокая, что рукав возле проймы весь сморщен. Выше груди образуется складка на границе корсета.
Но самое интересное — это значок в виде теннисной ракетки и, возможно, роликовых коньков. Принцесса сообщает о своей приверженности модным видам спорта.
Принцесса считалась одной из достойных невест для монархических домов. Она отклонила предложение руки и сердца своего двоюродного брата, будущего императора Германии Вильгельма II и, к удивлению своей бабушки королевы Виктории, приняла предложение своего двоюродного дяди и четвероюродного брата, великого князя Сергея Александровича Романова.
Эта фотография была сделана во время их помолвки.
3 июня 1884-го года принцесса Елизавета вышла замуж за своего двоюродного дядю и четвероюродного брата, пятого сына императора Александра II, великого князя Сергея Александровича. Венчание состоялось дважды: по православному и лютеранскому обряду. Елизавета оставалась лютеранкой даже после замужества, и только в 1891 году перешла в православие.
Как знать, не случись этого брака, вся бы мировая история пошла бы совсем иным путём, не женился бы наследник российского престола на её младшей сестре Алисе, не случилась бы у нас в России кровавая революция...
Но всё пошло этим путём.
Великолепная жардиньерка, вероятно бронзовая, и стоящая на ней массивная ваза с бегониями, юкками и пальмами — с одной стороны, и богато декорированный резьбой стул, обитый узорчатой тканью, возле стола, покрытого ковром в лучших традициях старого голландского натюрморта с книгами и таццей — с другой, служат прекрасным фоном для всегда печальной, недавно вошедшей в российскую императорскую семью великой княгини Елизаветы.
Что за портной сшил платье, у которого так плохо лежит плечо?!
Жемчужный наряд! Жемчугом украшен лиф, подол и рукава платья. Жемчуг на шее и в волосах. Похоже, что и атласные туфельки тоже декорированы жемчугом. Справа выглядывает всё та же ваза с цветами, но на другой жардиньерке.
Слева почти на полу стоит та же самая ваза с цветами, но за ней — нечто удивительное, похожее на вазу: с драконом, львиной мордой и ещё много с чем! От всего виден только краешек. Хотелось бы мне увидеть это полностью!
Великая княгиня производит впечатление готовой расплакаться прямо тут же.
Фотография в этом же интерьере и костюме, но с другого ракурса, и кресло развёрнуто к ней спинкой.
У Бергамаско с той же вазой сделаны и эти фотографии.
Великая княгиня Елизавета любила фотографироваться в разных нарядах.
На этой фотографии она не такая напряжённая, как на большинстве портретов. Эта фотография даже романтичная. Кстати, в те времена серьёзность была обязательным состоянием при студийном фотографировании.
Фотографий, датированных 1888-ым годом я не нашла.
Тут нет обычной серьёзности, напротив, в выражении и позе угадывается желание обольстить.
В 1890-ом году дважды в Сергиевском дворце, бывшем резиденцией великого князя Сергея Александровича, состоялась постановка сцен из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В ателье Карла Бергамаско были сделаны фотографии в костюме Татьяны.
Возможно, к какому-то другому спектаклю были сделаны фотографии великой княгини в костюме эпохи ампир.
В феврале 1891-го года великий князь Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы, и семья переехала в древнюю столицу. В этом же году великая княгиня перешла в православие и стала Елизаветой Фёдоровной.
В сентябре 1891-го года в Ильинском умерла жена великого князя Павла Александровича, оставив двоих малолетних детей: годовалую княгиню Марию и новорожденного князя Дмитрия. Дети остались на попечении в бездетной семье великих князей Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны.
Почти в образе школьной учительницы или суфражистки: ни украшений, ни турнюра, но в корсете
В 1894-ом году настала мода пышных рукавов:
Фотографий 1894-го, года смерти императора Александра III и замужества её сестры Алисы Гессенской с императором Николаем II, я не нашла.
В год коронации императора Николая II в Москве случилась давка на Ходынке. Фотографий, сделанных в 1896-ом, тоже нет.
21 год красоты, молодости и зрелости. в 1899-ом княгине Елизавете было 35 лет. Лучшие годы жизни были уже прожиты. Фотографироваться стала реже.
Из семи детей великого герцога Людвига Гессен-Дармштадтского и его жены, бывшей принцессы Алисы, выжили пятеро: четыре дочери и сын — Эрнест-Людвиг. Елизавета была второй дочерью. Алиса, императрица Александра Фёдоровна, была младшей.
Слева направо: великий герцог Эрнест Людвиг Гессен-Дармштадтский; императорица Александра Фёдоровна; император Николай II; Ирэн Прусская; её муж Генрих Прусский; великая княгиня Елизавета Фёдоровна; великий князь Сергей Александрович; Виктория Баттенбергская; её муж Людвиг Баттенбергский.
Герцог Эрнест Людвиг был разведён со своей двоюродной сестрой Викторией-Мелитой Саксен-Кобург-Готской, которая в нарушение запрета стала женой другого двоюродного брата — великого князя Кирилла Владимировича. В 1905-ом году Эрнест женился на Элеоноре Сольмс-Гогенсольмс-Лихской — брак был удачным.
В том же 1905-ом великий князь Сергей Александрович будет разорван бомбой террориста Каляева. После убийства мужа великая княгиня Елизавета отошла от придворной жизни и посвятила себя благотворительности и религиозной деятельности. Она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, где посвятила себя служению, ухаживая за больными и бедными и приняв настоятельство.
18 июля 1918 года, всего через день после казни царя Николая II и его семьи, раненая Елизавета заживо была брошена умирать в шахте под Алапаевском вместе с несколькими другими членами семьи Романовых и верными приближенными.