Найти в Дзене

ОЛДБОЙ: ФИЛЬМ НЕ О МЕСТИ ?

Дорогой кинозритель! На днях пересмотрел прославленный корейский триллер "Олдбой" 2003 года, фильм режиссёра Чхан Ук Пака. Большинство из вас наверняка смотрели его или слышали о нём. Я решил показать его своей жене, она впервые увидела фильм и еле продержалась до финала - настолько он показался ей отвратным и искусственным. У нас немедленно разгорелся спор относительно художественной ценности этой картины, и это стало для меня мотивацией разобраться, а чем действительно крут "Олдбой" и о чём он на самом деле? Но прежде чем мы начнём, не могу не упомянуть, что режиссёр фильма "Олдбой" Чхан Ук Пак в этом году выпускает свой новый фильм "Метод Исключения"(или "Так Получилось" или "No Other Choice"). Чёрная комедия расскажет об успешном менеджере, который теряет работу, не может найти другую, но не желая отказываться от привилегий среднего класса решает поубивать более опытных соискателей и повысить свои шансы на собеседованиях. Режиссёр задумал фильм почти 20 лет назад и заявлял его как

Дорогой кинозритель! На днях пересмотрел прославленный корейский триллер "Олдбой" 2003 года, фильм режиссёра Чхан Ук Пака. Большинство из вас наверняка смотрели его или слышали о нём. Я решил показать его своей жене, она впервые увидела фильм и еле продержалась до финала - настолько он показался ей отвратным и искусственным. У нас немедленно разгорелся спор относительно художественной ценности этой картины, и это стало для меня мотивацией разобраться, а чем действительно крут "Олдбой" и о чём он на самом деле?

Но прежде чем мы начнём, не могу не упомянуть, что режиссёр фильма "Олдбой" Чхан Ук Пак в этом году выпускает свой новый фильм "Метод Исключения"(или "Так Получилось" или "No Other Choice"). Чёрная комедия расскажет об успешном менеджере, который теряет работу, не может найти другую, но не желая отказываться от привилегий среднего класса решает поубивать более опытных соискателей и повысить свои шансы на собеседованиях. Режиссёр задумал фильм почти 20 лет назад и заявлял его как римейк фильма "Гильотина" 2005-го года. Ремейк там или римейк, а всё же посмотреть будет интересно, трейлер уже доступен, а фильм посмотрим с 4 декабря.
https://www.kinopoisk.ru/film/484791

-2

ВЕРНЁМСЯ К ОЛДБОЮ

Не буду сильно вдаваться в пересказ сюжета, но СПОЙЛЕРОВ НЕ ИЗБЕЖАТЬ, так что осторожнее. Напомню, что это история беспечного клерка Дэ Су, которого внезапно похищают, сажают непонятно за что на целых 15 лет, а затем выпускают непонятно почему. После внезапного освобождения Дэ Су, пылая жаждой мести, на протяжении всего фильма ищет того, кто его посадил и пытается узнать, за что. Злодеем оказывается У Джин, школьный приятель главного героя (в общем-то, и название "Олдбой" означает не "старый мальчик", а "Школьный друг" или "Однокашник").

-3

Причиной мести У Джина главному герою оказывается смерть его сестры и по совместительству возлюбленной. Оказывается, ещё в школьные годы Дэ Су спалил инцестуальную связь между У Джином и его родной сестрой и проговорился об этом. Слухи расползлись по школе, и сестра У Джина покончила с собой. Злодей же затаил обиду на Дэ Су и реализовал свой изощрённый план мести: ловкими манипуляциями он свёл Дэ Су с его же родной дочерью, заставил их полюбить друг друга и переспать. В конце злодей всё же щадит главного героя и оставляет ему жизнь. Но на финальных кадрах фильма повисает вопрос: как теперь Дэ Су жить с этой правдой? Ведь его возлюбленная - это его родная дочь (Дэ Су в прямом смысле слова расплачивается собственным языком для того, чтобы она не узнала этого).

https://www.kinopoisk.ru/picture/730319/
https://www.kinopoisk.ru/picture/730319/

История, разумеется, не для слабонервных и зашёл фильм далеко не всем. Жёсткий экзотический детектив изобилует сценами насилия с вырыванием зубов, поеданием всякой мерзости, сценами секса и прочими прелестями жизни. При этом всё подано не без иронии, но с безумным драйвом и нарастающим напряжением, а интрига держится до самой кульминации. Изобретательность и визуальная проработка заслуживают отдельной статьи или видеоэссе. Но мы больше остановимся не на форме, а на содержании фильма.

Почему так мерзко, но при этом так круто? Потому что свежо и остро, как экзотическое блюдо азиатской кухни. Фильм соткан из противоречий. Необычное смешение жанров - комедийное прерывается ужасным, отвратительное сменяется на красивое, банальное обрастает глубокими смыслами.

-5

Например, легендарная сцена драки главгероя с бандитами в коридоре, которая снималась с репетициями целых ТРИ дня (что огромные деньги по кинематографическим меркам), задумывалась режиссёром как некая метафора человеческой борьбы в целом:

Я хотел сказать, что эти враги не являются важными людьми. Это не сцена дуэли главного героя с главным злодеем. Это люди, нанятые человеком, который был нанят главным злодеем. Эти люди больше никогда не появятся в кадре, и все они — безымянные персонажи. Можно сказать, что это абстрактные существа. Глядя на сражение с этими людьми, которое, как мне кажется, длилось целую вечность, я почувствовал, что это буквально метафора жизни одного человека.
Если мы назовем жизнь одного человека битвой, то в ней есть вещи, которые борются с нами, например, болезнь или что-то в жизни, что угрожает нам, или, например, внутренний конфликт. Так вот, я увидел в этой сцене едва ли не материализацию тех вещей, которые борются с нами и мучают нас в жизни. И усталость и одиночество, которые возникают в результате этой борьбы с тем, что нас мучает. Я увидел в этом метафору.
Если смотреть на жизнь, как на сцену в коридоре, то здесь есть трагедия, но есть и комедия....
Режиссер Пак Чхан-ук, выпустивший в 2003 году нашумевший боевик "Олдбой", дал интервью в честь 20-летия фильма. В разговоре с журналистами он раскрыл неожиданный смысл знаменитой сцены драки в коридоре. По...

Вот почему она снята не как банальный экшн, и вот как она показывает глубокий и нестандартный режиссёрский подход. И так во всём: постоянная смена настроения сцен (если не сказать смена жанра), смена оптики, методов съёмки, цвета и света, стиля монтажа, ну и конечно самой истории мести, которая переворачивается с ног на голову.

-6

Квентин Тарантино, возглавлявший жюри на Каннском кинофестивале в год показа "Олдбоя", нарушая все этические правила смотра очень топил перед коллегами за то, чтобы наградить фильм главным призом - Пальмовой ветвью. В итоге корейскому фильму для победы не хватило лишь одного голоса, и "Олдбой" удостоился утешительного Приза жюри. Вот как описывает встречу с Тарантино Чхан Ук Пак:

Мы встретились с Тарантино на каннском банкете, но я уже не помню всего, что он говорил, — знаете, он так тараторит! Он упомянул, что плакал вместе с мистером Эвергрином, врагом О Дэ-су, и сам удивлялся своей реакции, потому что к этому моменту он уже успел возненавидеть Эвергрина. Меня эта история очень тронула: необузданный режиссер Тарантино оказался невинным и непосредственным зрителем.

-7

Тарантино, несомненно, узнал в корейском режиссёре своего кинематографического "брата", и оба они параллельно сделали свои "азиатские" фильмы о мести, ведь как раз в это время у Тарантино вышел "Убить Билла". Но в своих интервью Чхан Ук Пак говорил больше о разнице двух этих фильмов:

Да, это фильмы о мести, но мы действительно подходим к ней с разных позиций. Тарантино трансформирует насилие в источник визуального наслаждения. Я же считаю, что насилие причиняет боль и насильнику, и жертве. Моя задача - протранслировать эту боль залу. Мститель, даже получая удовлетворение, все равно испытывает чувство вины - вот моя основная мысль. У Тарантино же месть превращается в чистое наслаждение.
Интервью с Чхан Ук Паком. | ВКонтакте
Чхан Ук Пак
Чхан Ук Пак

И отчасти, этим комментарием режиссёра можно объяснить мрачную, грязную и натуралистичную эстетику его фильма. Ведь в "Олдбое" месть это не блюдо, которое подают холодным, а что-то отвратительное, неудобоваримое, склизское, как живой осьминог. Мститель давится, но ест этого осьминога. А вот что говорит сам режиссёр:

Я считаю, что месть может быть очень сладкой в процессе подготовки. Когда вы тщательно обдумываете возмездие, планируете все, готовитесь к нему со всей серьезностью. Это может быть сродни страсти философа, естествоиспытателя. Так что месть действительно кажется очень-очень сладким блюдом. Но в момент совершения возмездия вкус исчезает и после него остается только пустота. И тогда месть — уже совсем не сладкое блюдо.

На гала-показе я видел свой фильм с английскими субтитрами. Там есть слова, которые говорит мститель. Вот как они были написаны: "Месть полезна для здоровья". Но это — очень-очень неправильная интерпретация. По-корейски он говорит: "мысли о мести полезны для здоровья".
Интервью с Чхан Ук Паком. | ВКонтакте

-9

Но может быть, всё же "Олдбой" - фильм не о мести?

Корейский фильм очень сильно опирается на классическую античную трагедию Софокла "Эдип Царь". В интервью с режиссёром мы встречаем подтверждение:

Когда я писал этот сценарий, я читал Софокла и Карла Густава Юнга.
Царь Эдип
Царь Эдип

В сюжетном плане сама пьеса Софокла построена как детектив, в котором царь Эдип, расследуя преступление, выходит сам на себя и открывает страшную тайну - он отцеубийца, женат на своей матери и имеет от неё детей. После такого открытия Эдип ослепляет себя и уходит бродяжничать. В корейском фильме, конечно, есть сюжетные переклички - в виде инцеста, детективной линии и самонаказания (если Эдип лишил себя зрения, то Дэ Су - языка). Но сюжет это всё же не главное. А вот в чём действительно корейский фильм наследует античной трагедии, так это в самой теме.

-11

Сложнейшая античная тема посвящена человеческому "неведению". Человек как субъект, не может предугадать всех последствий своих действий или бездействий. Он лишён "знания" своей судьбы. Эдип, узнав от Оракула пророчество о том, что он убьёт своего отца и женится на собственной матери, уходит подальше от своих родителей, чтобы пророчество не сбылось. Но именно его уход, его бегство от судьбы становится причиной свершения этой судьбы. Спустя годы он узнаёт, что родители, от которых он сбежал, были приёмные. А настоящих он "не знал" и поэтому исполнил всё точно, как пророчил Оракул. "И песок, и скальная порода - всё погружается в воду" - это фраза из фильма означает, что любое, даже самое мелкое действие человека (хоть "песчинка", хоть "скала"), всё имеет значение, обладает "эффектом бабочки" и "погружается в воду", то есть становится частью судьбы, может сыграть ключевую роль в человеческой жизни.

-12

Кстати, вот как о фатализме рассуждает сам режиссёр Чхан Ук Пак:

...мне кажется, слово "судьба" обладает более широким смыслом, включающим такие понятия, как система или социальная структура. Мне не нравится, как общество внушает людям мысль, что в современном обществе каждый может решить все проблемы, благодаря своим действиям и способностям. Я считаю: невозможное есть невозможное. Возьмите, например, меня. Мой первый фильм полностью провалился, так что для меня было чудом, когда мне дали шанс поставить второй. Затем я получил возможность снять третий (прорывной для карьеры), хотя мог бы вылететь из кинобизнеса. Это была "судьба". Говорят, если чего-то хочешь, твое желание сбудется. Это абсурд.
Интервью с Чхан Ук Паком. | ВКонтакте

-13

Проблематика "судьбы" напрямую связана с темой "незнания" - как себя, так и последствий собственных действий. Человек - существо, запертое в своём незнании - но знание, к которому он стремится, может оказаться очень страшным - ослепляющим, как в случае с Эдипом. И как будто бы Эдипа уничтожает не сами преступления, а погоня за истиной, которая эти преступления обнажает перед ним. Именно в этом похожи Эдип и Дэ Су из корейского фильма.

Так где же тут месть? Посмотрим на ключевую, на мой взгляд, сцену фильма "Олдбой". Ту, где главный герой Дэ Су приходит в квартиру к злодею У Джину и получает возможность отомстить. Вот злодей, перед ним, и даже не сопротивляется. За исключением телохранителя, ничего не мешает Дэ Су забить злодея молотком за 15 лет своего заключения. Вот она, сладкая месть, такая доступная и близкая. Но что делает главный герой?

Ну что ты хочешь? Хочешь убить меня прямо сейчас? Но ты же не узнаешь, за что я тебя посадил. Ты хочешь пытать меня, Дэ Су? Но я же сказал, что прежде я убью себя. Ты жаждешь мести или ты хочешь знать причину?
- Ли У Джин

Так злодей ставит вопрос для главного героя. И герой отказывается от мести. Он принимает правила игры У Джина и продолжает разгадывать его загадки. Получается, что не месть для Дэ Су была важнее всего, а знание правды. Это - важнейшая точка в сюжете "Олдбоя". Если бы главгерой просто убил злодея и ушёл своей дорогой, то возможно, не было бы и инцеста, и смерти родного брата и жизнь Дэ Су не раскололась бы ещё раз. Но он свой выбор сделал. Не стал мстить. Его карающую руку с молотком парализовала жажда правды.

-14

Но погоня за истиной приводит главного героя ко всем этим страшным последствиям. И в кульминационной сцене фильма, где Дэ Су приходит к У Джину и узнаёт правду о своей дочери, главный герой испытывает глубочайшее потрясение - и теперь он уже не хочет истину. Он хочет всё забыть. Чтобы ни дочь ни он не знали, как всё на самом деле. На своём пути Дэ Су делает разворот на 180 градусов и пытается идти назад, в "незнание", но уже поздно. Ему удаётся ценой собственного языка убедить злодея хотя бы не раскрывать правду дочери.

В финале у кинозрителя может появиться вопрос: "Какого хрена герой живёт дальше со своей дочерью? Нормальный отец после такого бы просто застрелился". Соглашусь, что выбор героя странный. Но показан он так, как будто уже и не живёт, а стал каким-то трупом. Дочь в финальной сцене символично пытается согреть дыханием его ладони, обнять его. Но герой, как мы понимаем, всё равно уже не будет жить, он холоден, как труп, и гипноз не помог. Истина убила его.

-15

Тем не менее, здесь есть разные трактовки. Например, режиссёр фильма говорит следующее:

Но я бы хотел сказать, что в Old Boy месть – не более чем сюжет. Подлинной его темой является спасение.
Интервью с Чхан Ук Паком. | ВКонтакте

Вот так загадочно звучит подлинная тема.Какое спасение имеется ввиду? Может быть, это спасение главным героем своей дочери от правды? Или это спасение от мести через любовь? Или это спасение себя самого от ужасной правды и уход в незнание, в забвение, в гипноз?

Я постарался объяснить, про что этот фильм лично для меня, но возможно, что-то упускаю в режиссёрской трактовке. Предлагаю дорогим кинозрителям подумать над этим и написать об этом в комментариях.

Спасибо, что прочитали!