Актуальные вопросы по работе с бесхозяйным имуществом в муниципальных образованиях России:
— отсутствие полноценной информации об объектах бесхозяйного имущества;
— отсутствие денежных средств в местном бюджете на проведение кадастровых работ, требуется в зависимости от объекта от 10 до 25 тыс. руб.;
— необходимо закрепление дополнительных специалистов для осуществления данной работы, что затруднительно в режиме многозадачности решаемых вопросов органами местного самоуправления и при дефиците кадров;
— в процессе оформления бесхозяйного имущества его содержание, как правило, осуществляется за счет собственных средств местного бюджета или
за счет чистой прибыли ресурсоснабжающих компаний, что также не всегда возможно и отвлекает средства от проведения плановых ремонтов на собственное имущество, отмечаются факты нежелания их расходовать;
— в процессе осуществления запросов выявляется, что ряд объектов теплоснабжения, водоснабжения фактически находятся на балансе у ресурсоснабжающих организаций. В то же время права на данные объекты не оформлены, на кадастровый учет объекты не поставлены. Такое состояние
дел приводит к ненадлежащему списанию денежных средств на ремонт и содержание таких объектов, создает условия для конфликтов по вопросам
эксплуатации, ликвидации аварийных ситуаций на таких объектах;
— длительный период времени оформления права муниципальной собственности на бесхозяйный объект, порядка 1,5 года, что ограничивает возможность проведения капитального ремонта и распоряжения имуществом в полном объеме.
С учетом данных вопросов целесообразно в рамках существующего на уровне местного самоуправления порядка по выявлению бесхозяйного имущества организовать комплексную работу по инвентаризации, в том числе используя Приказ Минфина России от 13.01.2023 № 4н, по разным видам имущества: дороги, объекты тепло-, водоснабжения, водоотведения.
1. Создать межведомственную комиссию из специалистов структурных подразделений органов местного самоуправления: жилищно-коммунального хозяйства, управления дорог, архива, имущества. К работе в данной комиссии необходимо привлечь кадастрового инженера, что позволит более точно идентифицировать объекты с привязкой к координатам и ускорит в последующем подготовку технической документации. В целях более точной идентификации объекта к работе комиссии целесообразно привлечь следующих специалистов:
— представителей единой теплоснабжающей организации;
— представителей гарантирующей организации;
— представителей электро-, газоснабжающей организаций соответственно;
— представителей дорожных эксплуатирующих организаций.
2. В результате работы комиссии, если собственник не определен, то орган местного самоуправления:
— готовит техническую документацию на объекты;
— готовит для объектов, имеющих признаки создания до 1993 г., в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную
собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и Распоряжением Госкомимущества РФ от 17 февраля 1993 г. № 297-р «Об объектах инженерной инфраструктуры, не подлежащих приватизации», Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа местного самоуправления о включении данных объектов в муниципальную казну и проводит кадастровый учет и оформление права как на муниципальные объекты в сроки, установленные п. 6 ст. 16 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в течении 12 рабочих дней;
— для объектов, которые не попадают под указанное постановление Верховного Совета, работа проводится в соответствии с Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086.
Перед организацией процесса оформления инженерных коммуникаций как бесхозяйного имущества их целесообразно закрепить за ресурсоснабжающими организациями, что позволит последними в последующем в соответствии с федеральными законами от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотреть в тарифе средства на содержание и эксплуатацию бесхозяйных объектов и закрепит ответственных за
их ремонт.
Такая работа обеспечит привлечение финансирования не только за счет бюджетных источников, но также за счет средств ресурсоснабжающих организаций и обеспечит надлежащее содержание бесхозяйных объектов: позволит снизить количество аварий и обеспечит их своевременное устранение. Оформление бесхозяйной инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность в дальнейшем позволит привлечь дополнительные внебюджетные ресурсы для восстановления данных объектов.
Сыров А.Н. Актуальные вопросы управления бесхозяйными объектами инженерной инфраструктуры на муниципальном уровне для повышения устойчивости муниципального образования [Текст] / А.Н.Сыров//Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2020. №1. С.23-27