Найти в Дзене
Фантастоведение

Антиутопия «Мы», или Будущее в представлении обиженного на советскую власть

Рубрика «Фантастическая литература»: антиутопический роман «Мы», Е.И. Замятин, 1920 год «…роман «Мы» – самая моя шуточная и самая серьезная вещь» [2], – Е.И. Замятин (1922 г.) «…«Мы» – это сигнал об опасности, угрожающей человечеству от гипертрофированной власти машины и власти государства…», – Е.И. Замятин. Из интервью французской газете «Les Nouvelles Litteraires», (1932 г.) Евгений Замятин покинул этот мир в 1937 году. Для каждого человека с постсоветского пространства этот год бессознательно ассоциируется с абсолютно мрачным этапом, через который пришлось пройти нашей великой Родине. Но вопреки нашему «людоедскому ожиданию» Замятин не сгинул в подвалах НКВД, или растворился на «просторах» ГУЛАГа. Он мирно скончался в Париже, где проживал после того, как летом 31-го получил разрешение Сталина на беспрепятственный выезд из Советского Союза. Роману «Мы» выпала честь быть первой антиутопией XX века. Именно текст Замятина заложил основной свод формальных черт, определяющих специфику не

Рубрика «Фантастическая литература»: антиутопический роман «Мы», Е.И. Замятин, 1920 год

«…роман «Мы» – самая моя шуточная и самая серьезная вещь» [2], – Е.И. Замятин (1922 г.)

«…«Мы» – это сигнал об опасности, угрожающей человечеству от гипертрофированной власти машины и власти государства…», – Е.И. Замятин. Из интервью французской газете «Les Nouvelles Litteraires», (1932 г.)

Евгений Замятин покинул этот мир в 1937 году. Для каждого человека с постсоветского пространства этот год бессознательно ассоциируется с абсолютно мрачным этапом, через который пришлось пройти нашей великой Родине. Но вопреки нашему «людоедскому ожиданию» Замятин не сгинул в подвалах НКВД, или растворился на «просторах» ГУЛАГа. Он мирно скончался в Париже, где проживал после того, как летом 31-го получил разрешение Сталина на беспрепятственный выезд из Советского Союза.

Роману «Мы» выпала честь быть первой антиутопией XX века. Именно текст Замятина заложил основной свод формальных черт, определяющих специфику негативной утопии. Его дорогой последовали другие.

И эти другие вознесли жанр до недосягаемых литературных высот. Все признанные классическими антиутопии были созданы преимущественно в первой половине прошлого века, но даже сейчас, почти столетие спустя, эти книги находятся в авангарде мировой литературы. Речь в первую очередь о романах «1984» Джорджа Оруэлла, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.

А вот Замятинский «Мы» позабыт. Вы не найдете роман в списках, например, «Ста лучших романов всех времён», «Книг, изменивших мир» или «Самых читаемых книг» в отличии от произведений последователей. О нём вспоминают только тогда, когда имеют сильное желание обмазать известной вонючей субстанцией коммунистический строй. Его использовали в своих пропагандистских целях эмигранты первой послереволюционной волны, затем советские диссиденты, а теперь отдельные личности в своих низменных русофобских пакостях.

Именно белые эмигранты возвели Замятина в ранг Провидца, сумевшего, по их мнению, сверхъестественным образом на заре становления молодого социалистического государства рассмотреть грядущий «совковый» тоталитаризм и культ личности Сталина.

Должен честно признаться, что при чтении сцен с участием Благодетеля мне представляется Сталин, в том образе каком он предстаёт перед нами на кадрах черно-белой исторической кинохроники: Отец Народов машет властной рукой с трибуны, а внизу под ним, по площади, ровными шеренгами маршируют натужно счастливые Нумера. Вера в то, что писатель запечатлел Сталина усиливается, когда обращаешь внимание на эпитеты, которые использует Замятин для описания Благодетеля: «как из металла, фигура», «медленный, чугунный жест» – улавливаете намеки на «стальной» псевдоним товарища Джугашвили?

Роман, предположительно, был написан в промежутке с 17-го по 1922 годы, точной даты неизвестно, так как сам автор вносил путаницу, указывая разные периоды работы. Одно можно сказать с уверенностью: в 1921 году Замятин отправил рукописи в Берлин (издательство Гржебина) и Петроград (издательство «Алконост»).

В Советской России роман не опубликовали. Про него знали, его обсуждали в литературных кругах, в печати выходили рецензии, а в феврале 1924 года на заседании в Государственном институте истории искусств Замятин зачитал перед аудиторией фрагмент. Вскоре стало понятно, что публикация романа на родине под строжайшим запретом из-за «идеологической враждебности».

Советский читатель впервые познакомился с антиутопией на страницах журнала «Знание – Сила» в «перестроечном» 88-ом году. В февральском выпуске популярного журнала напечатали первые главы. Страницей ранее редакторы разместили краткую статью, в которой попытались донести до читателей, что смысл, заложенный в произведении, ранее интерпретировали искажённо, а автор на самом деле выступал «против насилия над личность, против контроля над мыслями, против унижения человеческого достоинства».

Первая официальная публикация романа «Мы» в СССР. Журнал «Знание – Сила», февраль 1988 г.
Первая официальная публикация романа «Мы» в СССР. Журнал «Знание – Сила», февраль 1988 г.

О главном герое

Его зовут Д-503. Он нумер, гражданин Единого Государства. Он математик, строитель «Интеграла». Он носит юнифу голубоватого цвета, его распорядок жизни подчинен Часовой Скрижали, и он боготворит Благодетеля за математически безошибочное счастье.

Мы познаём его Мир через изложение, которое он пишет для неведомых разумных существ, обитающих на других планетах. Его цель – показать внеземлянам величие Единого Государства. Он старательно объясняет важность для жизнедеятельности общества Часовой Скрижали, Материнской Нормы и Благодетеля. Он чувствует, что ему трудно объяснить азы так, чтобы тем неведомым существам, которым звездолёт «Интеграл» принесет его записи, открылась Истина. Но он упорен в своём труде. Если вы читаете эти строки – значит нумер Д-503 выполнил поставленную задачу, и довёл до нас, неведомых ему разумных существ, основы устройства Единого Государства.

Кадр из трейлера фильма «Мы»
Кадр из трейлера фильма «Мы»

Об экранизации

Первого декабря 2022 года должна была состояться премьера фильма «Мы», снятого молодым российским режиссёром Гамлетом Дульяном, но по неизвестной причине картину в прокат не пустили. Фильма нет до сих пор и в Сети [4]! Предположу, что кто-то из сильных мира сего не желает, чтобы история нумера Д-503 стала известна нынешнему молодому поколению или…[5].

«Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое» [3], – Е.И. Замятин (1921 г.)

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Евгений Иванович Замятин (1884 - 1937)

2. «Писатели о себе», журнал «Новая русская книга», №3, стр.43, Е.И. Замятин, 1922 г.

3. «Вселенная за пределом догмы. Размышления о советской фантастике», Леонид Геллер, Лондон, 1985 год

4. В Сети размещён финальный трейлер фильма «Мы»

5. …или фильм получился настолько дрянным, что создатели не осмелились его представить на суд публике!

-3