Он покоряет рынок роскошных купе и навсегда меняет наше представление о слове «Subaru».
Когда в 1985 году компания Subaru поручила Ital Design Джорджетто Джуджаро создать эскиз роскошного спортивного купе, мало кто мог предположить, что из этого получится что-то реальное. Когда эскизы превратились в демонстрационный автомобиль и образец для тестирования на рынке, люди начали задаваться вопросами. Но после того, как Subaru чуть не поглотила компания Nissan, многие решили, что Subaru отныне будет следовать по пути консервативной доработки Legacy и что эксперименты с новыми, нетрадиционными для Subaru моделями остались в прошлом.
Вот вам и «умные деньги». То, что вы видите, — это SVX, четырёхместный автомобиль стоимостью 25 000 долларов, сочетающий в себе передовые технологии полного привода и маркетинговую стратегию «на грани». SVX оснащён 3,3-литровым оппозитным шестицилиндровым двигателем с двумя распределительными валами в головке блока цилиндров, четырьмя клапанами на цилиндр и микропроцессорным управлением мощностью 230 л. с., а также четырёхступенчатой автоматической коробкой передач, в которой больше вычислительной мощности, чем в Албании. Если его дерзкая атака на хорошо защищённый рынок спортивных купе класса люкс окажется хотя бы наполовину успешной, это не только изменит значение слова «Subaru», но и повысит планку производительности для последующих аналогичных автомобилей.
Плюсы: отличное шасси, плавная работа.
Стратегию дизайна SVX можно назвать «высокими технологиями, удобными для водителя». Это автомобиль, на котором можно ездить с любой скоростью, особо не задумываясь об этом. Оснащенный технологиями двигатель достаточно мощный, чтобы разогнать 3614-килограммовый SVX до 100 км/ч за 7,6 секунды и до максимальной скорости 230 км/ч благодаря электронно-управляемой трансмиссии, которая продуманно и плавно выбирает необходимые передачи. Сложная система полного привода распределяет мощность между передней и задней осями в зависимости от сцепления с дорожным покрытием. На сухом асфальте она работает достаточно хорошо, чтобы обеспечить сцепление с дорогой на поворотах в 0,86 g. Антиблокировочная система тормозов эффективно использует сцепление шин с дорогой, чтобы остановить SVX на скорости 70 миль в час всего за 172 фута.
Некоторые другие автомобили могут сравниться с ним по характеристикам, но лишь немногие из них требуют от водителя так мало усилий. Это не значит, что в SVX вы будете чувствовать себя отстранённым и безучастным. Например, чувствительное к скорости рулевое управление с усилителем отличается отзывчивостью и точностью. Однако, когда даже дворники на лобовом стекле достаточно умны, чтобы автоматически работать быстрее на высоких скоростях, вы понимаете, что SVX — один из самых простых в управлении высокопроизводительных автомобилей класса GT.
Чтобы достичь этой цели, компания Subaru разработала совершенно новый двигатель, шасси и подвеску, сохранив при этом большинство элементов дизайна Джуджаро при воплощении концепт-кара в реальность. SVX имеет очень мало общего с предыдущими моделями Subaru.
С точки зрения стиля, тема для обсуждения — оформление дверных окон. Это своего рода «оранжерея» с реактивным куполом, боковое стекло «окно в окне». Такое решение неизбежно, когда в автомобиле с длинными узкими дверями и огромным навесом в стиле F-16 требуются окна, опускающиеся до уровня подоконника.
С такими окнами и таким кузовом — заявленный коэффициент аэродинамического сопротивления составляет 0,29 — можно было бы ожидать экзотического интерьера. Но его нет. Тема реактивного истребителя в салоне слегка намечена широким «бампером» из искусственной замши под названием Ecsaine, который также покрывает сиденья базовой модели. Но в остальном салон чистый и простой, хотя и напичкан всеми «роскошными» функциями, необходимыми для этого класса, от рулевого колеса с функцией наклона и памяти до автоматического климат-контроля.
Опциональный пакет Touring (около 3000 долларов) предусматривает кожаную отделку сидений, рулевого колеса, рычага переключения передач и рукоятки стояночного тормоза, а также сиденье водителя с электроприводом и регулировкой в восьми направлениях, стальной люк с электроприводом и чувствительный к скорости гидроусилитель руля. Кроме того, он заменяет неприметную матово-черную приборную панель и консоль на пластиковую имитацию дерева, которую водитель SVX, скорее всего, заметит меньше, чем то, что она скрывает. Это аудиосистема Panasonic AM/FM/кассетная/CD с 80-ваттным усилителем и предустановленным эквалайзером, скрытым за откидной панелью. Исследование Subaru показало, что американцам нравятся басы, и эта система с шестью динамиками их обеспечивает.
Никто, кто знаком с современными японскими автомобилями, не найдёт в салоне ничего необычного, кроме нескольких характерных для Subaru элементов, таких как подрулевой переключатель, который управляет положением щёток стеклоочистителя. В обычном положении они фиксируются на упорах под линией капота; в зимнем положении они фиксируются выше, чтобы их было легче освободить, если они забились снегом.
Основной целью при разработке внешнего вида кузова было создание просторного салона и четырёхместной компоновки. Даже с учётом встроенных окон (которые хорошо функционируют и не мешают обзору, хотя быстро начинают раздражать, как старая шутка) для передних пассажиров салон достаточно просторный, но заднее сиденье по-прежнему остаётся купеобразным. Не очень удобно для людей ростом 180 см. Заднюю спинку с откидным механизмом лучше использовать для того, чтобы открыть багажник во всю ширину — 31,5 дюйма и высоту 13,5 дюйма. Крышка багажника, как и нижняя часть кузова, сделана из пластика для снижения веса. Но SVX не отличается лёгкостью: его вес составляет 3614 фунтов, несмотря на такие утяжеляющие элементы, как литой полипропиленовый топливный бак на 18,5 галлона, который, по утверждению Subaru, весит всего 24 фунта.
Минусы: Subaru выбирает ещё одно странное направление в дизайне.
Мощность обеспечивает радикально обновлённая версия рядного шестицилиндрового двигателя, использовавшегося в старом XT. Рабочий объём увеличен с 2,7 до 3,3 литра, а двигатель теперь имеет 24 клапана, расположенных в двух головках DOHC. Для основных отливок по-прежнему используется алюминий. Подача воздуха, топлива и искры контролируется сложной системой цифровых и аналоговых датчиков в двигателе и трансмиссии. Система управления двигателем контролирует каждый блок из трёх цилиндров как отдельный объект, поэтому она может выполнять такие трюки, как кратковременное отключение одного блока во время переключения на более высокую передачу для обеспечения плавности хода.
Существует также впускной коллектор с изменяемой геометрией, в котором используется дроссельная заслонка в переходной трубке между двумя камерами воздухозаборника. На определенных оборотах двигателя заслонка открывается или закрывается, изменяя характеристики коллектора в соответствии с частотой вращения двигателя. Результат: увеличение крутящего момента на 15 фунт-футов на низких оборотах и на 30 фунт-футов на высоких оборотах, что даёт двигателю 224 фунт-фута крутящего момента при 4400 оборотах в минуту и 230 лошадиных сил при 5400 оборотах в минуту.
Вы могли бы подумать, что для передачи мощности на землю лучше всего подходит пятиступенчатая механическая коробка передач. Но в Subaru решили иначе. Сигэру Ига, руководитель отдела испытаний и разработки автомобилей, считает, что работать должен автомобиль, а не водитель. Кроме того, у Subaru не было механической коробки передач, подходящей для этого двигателя.
Трансмиссия SVX E4AT, позаимствованная у Legacy, а затем усиленная, имеет более крупный гидротрансформатор, большее количество более прочных дисков сцепления, более тяжёлую муфту блокировки и более прочный первичный вал. Её электронный контроллер отслеживает частоту вращения двигателя, скорость вращения передних и задних колёс, данные с компьютера двигателя, температуру трансмиссионного масла, данные с компьютера ABS и положение вашей правой ноги. Таким образом, он не только решает, какую передачу выбрать, но и определяет, нужно ли вам переключать передачи в режиме мощности или в обычном режиме, выбирая режим мощности всякий раз, когда вы выполняете агрессивные манёвры. На рычаге переключения передач также есть кнопка (с надписью «ручной режим»), которая блокирует первую передачу, чтобы свести к минимуму пробуксовку колес на скользких поверхностях. Как и все лучшие «интеллектуальные» системы, эта трансмиссия работает прозрачно. Достаточно провести несколько экспериментов с агрессивным вождением, чтобы понять, что рычаг переключения передач действительно может быть умнее водителя в выборе правильной передачи.
Компьютер трансмиссии также регулирует распределение мощности между передней и задней осями, контролируя давление в пакете сцепления за коробкой передач. Обычно мощность распределяется между передней и задней осями в соотношении 60/40, но компьютер может радикально изменить это соотношение при ускорении, торможении или прохождении крутых поворотов.
В подвеске SVX используются стойки, винтовые пружины и стабилизаторы поперечной устойчивости с обеих сторон. Геометрия задней части позволяет слегка изменять схождение при прохождении поворотов, что обеспечивает некоторый эффект подруливания задними колёсами.
Если оценивать ходовую часть SVX по отдельности или в комплексе, то она практически идеальна. Это плавный и маневренный автомобиль. Он быстро и точно реагирует на повороты руля, демонстрируя лишь умеренную недостаточную поворачиваемость на пределе сцепления с дорогой, и хорошо возвращается на заданную траекторию при сбросе газа. На сухом асфальте у него нет заметных недостатков, и даже на гравии, снегу и в дождливую погоду на нем можно ездить быстро и агрессивно, не прилагая особых усилий и с большой уверенностью.
Subaru надеется продать 10 000 автомобилей SVX в первый год по базовой цене около 25 000 долларов. Звучит неплохо, хотя традиционное отношение к продукции Subaru — особенно среди энтузиастов — оставляет место и судьбу этого уникального автомобиля неопределёнными.
Вердикт: плавный, компетентный, технологичный GT от неожиданного производителя.
Но только на рынке. На дороге, где важна производительность, а не внешний вид, нет никаких сомнений в том, где место этой машины: в одиночестве. И, как и все Subaru, она идёт своим путём.