Найти в Дзене
Исторические напёрстки

Спина к спине или плечом к плечу?

Верховный прибыл в Китай. Новостей с полей, опушек и лужаек Саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) будет немало, как и комментариев автора, но тема данной статьи о другом. Залежалый вопрос из запасников извлеку: «когда Россия и Китай заключат полноценный военно-политический союз, неужели не созрели предпосылки?»

Предпосылки созрели. Ещё десяток лет назад, как только стал понятен сценарий Мировой Жабы на организацию очередного евразийского блудняка. Одновременным кризисом в Восточной и Северной Европе, на Чёрном море (цель – Россия), в Восточном Средиземноморье и Передней Азии (цель – Россия с Ираном). С завершающим аккордом тайваньского или филиппинского конфликта избранной азиатской группы стран-самоубийц против Китая. При вооружённом нейтралитете Индии, полной военной поддержке США, закрывающим Поднебесной морские пути в Персидский Залив и проч.

Китай дозревает. Чаем поперхнулся, как почитал тамошнюю англоязычную прессу, предваряющую сегодняшний Саммит ШОС. Кто-то крупный сдох в заповедных и легендарных горах Тайханшань, не иначе. Ибо «согласно источникам» (не иначе из Запретного партийного Города) китайские журналисты строчат по одной методичке: товарищ Си Цзиньпин предложит постоянным членам ШОС новые подходы «конструктивной защиты послевоенного международного порядка и системы глобального управления». С военно-политическим центром в рамках данной Организации.

Соглашусь, пора. Только с начала года в Индо-Пацифике крепко задымило между Индией-Пакистаном, Таиландом-Камбоджей. Не пойми что творится в Мьянме, на Филиппинах, никуда не делись самураи с неправильными корейцами, а главный мост евразийского пространства в облике Персии с Ближним Востоком не просто тлеет, там всё готово к добротной заварухе с привкусом радиоактивных изотопов на зубах обугленных черепов. Потому, да ... кому, как не 30-ти участникам ШОС уже пора перестать кривляться в акробатических этюдах многовекторности, а позаботиться о главном.

Той самой «общей региональной безопасности», ради которой контора и затевалась. Это БРИКС только за деньги и торговлю, а Шанхайский формат другого рода. Выхолощенный за два десятилетия в такую пустую говорильню, что последние Саммиты перестали попадать в уважающие себя газеты. Но в этом году что-то щёлкнуло. Везде. И пресса завопила о новом «центре силы» без Гегемона и новых договорах о безопасности, якобы уже обсуждаемых внутри дипломатических ведомств. И висит интрига с поездкой на Саммит премьер-министра Индии Нарендры Моди, совершающего «личный демарш против возмутительного хамства Дональда Трампа»

-2

Потому и дёргаются наши заклятые партнёры, для которых трио русского Государя, Кормчего Си и брахмана Нарендры является страшным сном. Пусть отдалённой перспективы, поскольку стопки амбиций с обидами в китайско-индийских отношениях явно выше Джомолунгмы, но всё-таки. Ибо Владимир Владимирович может выступить не только личным посредником между сварливыми соседями. Он прибывает в Китай зримым воплощением военно-политической воли бороться с Мировой Жабой. Успешно. На всех фронтах. Хватит такого заряда, чтобы подорвать плотину страха и неуверенности наших многовекторных императоров Востока – не уверен, но выбора-то нет.

За двадцать с лишним лет ШОС достаточно поупражнялся в жевании бамбука, потому соглашусь с большинством азиатских аналитиков, впервые ждущих конкретики. Военной и политической. По образу и подобию НАТО, но без диктата единоличного Хозяина в гипотетическом блоке. Аргументы его создания немного наивны, они стремятся к максимальному упрощению «Россия – недосягаемая ядерная сверхдержава с самой боеспособной континентальной армией, а Китай с Индией локомотивы экономического будущего планеты». Мол, такие простые слагаемые уравнения множат на ноль попытки дряхлого Гегемона со своими пуделями и дальше творить бесчинства.

Но в такие простые формулы не верю. Сложные мы все партнёры. Пока настолько говорливые, юркие и ловкие, что не способны запустить хоть один ранее согласованный инфраструктурный проект в границах юго-востока Евразии. Десять лет елозим языками по картам с Коридором «Север-Юг», Шёлковым Путём 2.0, прочими трансграничными логистическими проектами ШОС. Борьба с терроризмом? Простите, тут тоже неважно получается.

-3

И ещё неизвестно, чем закончится сирийская эпопея с приходом к власти самых отбитых бармалеев. Чего можно было избежать, будь ключевые члены ШОС хоть на йоту заинтересованы в «нераспространении террористических угроз». Потому слова о хороших словах, говоренных на каждом Саммите, мало кого обманывают. А с 2001-го года не принято даже рамочное понимание о принципах принятия решений в Организации. Это региональное НАТО с некими гарантиями безопасности, надгосударственная Комиссия по брюссельским чертежам или пустая говорильня типа ооновской Ассамблеи?

Потому от общего перейдём к частному. Китаю и России.

Во-первых, за последние три года китайская государственная машина информации проделала титаническую работу по так называемому «улучшению политического имиджа России». С характерным азиатским акцентом на личности лидеров. И ... С точки зрения внутренних информационно-психологических технологий – Китай куда лучше России вырулил в том океане мерзкого негатива, который был обрушен Мировой Жабой на общее «стратегическое партнёрство», каждую страну в отдельности.

Это любопытное явление, поскольку раньше китайские товарищи выглядели довольно беспомощно в когнитивных войнах с Западом, а тут прям-таки преобразились, показали высший пилотаж. После тайваньского пролёта ведьмы Пелоси словно открыли шлюзы «народного творчества» в собственном Интернете. Через Гонконг и Шанхай, многочисленные офисы корпораций, гуманитарных организаций и представительств по всему миру – добротно контратаковали. А когда заокеанский рыжий пёс задрал лапу на святое, свободную торговлю ... тут китайское изустное творчество мгновенно расставило точки над всеми срамными иероглифами.

-4

Лично был удивлён, признаюсь, такой мощной ответной реакции китайской прессы и заграничной блогосферы ханьцев. С безапелляционными оценками американского хамства. Потому можно быть уверенным, плодородная почва общественного консенсуса России и Поднебесной готова. О лидерах держав говорить излишне, там присутствует помимо голого прагматизма, многих точек политического/экономического соприкосновения – глубочайшее личное уважение и даже симпатия, если можно такое представить в отношениях самых опытных руководителей сверхдержав современности.

Второе. Как бы Китай не демонстрировал свою экономическую устойчивость с оптимизмом, проблем там хватает. И паралич ковидлы ещё не отпустил лапы Красного Дракона. Север и северо-восток пребывают по сей день в явной потребительской депрессии, как сообщают наши «торговые агенты» волонтёрских дружин, зарплаты падают, кое-где идут увольнения и перенос производств в более успешные южные провинции. Тоже хорошая тема для разговора, ибо главные торговые партнёры России квартируют в не очень здоровых регионах Китая. Партнёрство экономических пространств, как следующий этап развития взаимной торговли? Почему нет ...

Особенно после проходящего мандража китайских товарищей, пуще партбюро боящихся западных «вторичных санкций» за любое сотрудничество с русскими. Если в рамках двусторонних отношений будут на официальном уровне закреплены некие положения нерушимого партнёрства без оглядки на Мировую Жабу, то многие проблемы России и Китая разрешатся на инициативной почве крупных и средних предпринимателей. Более всего страдающих из-за подпольных систем банковских платежей.

Потому действительно видимое сближение/расхождение наших держав произойдёт только после постановки под седло главного конька китайской внешней политики – кто из экономических и торговых партнёров считается основным. В Поднебесной немало влиятельных людей, ответственных за принятие ключевых решений, убеждённых: с американцами нужно дружить взасос, невзирая на хамство оранжевого нарцисса Белого Дома.

-5

Стыд глаза не выест, если речь идёт о благосостоянии миллионов работяг с их семьями. А выгодно расторговаться с янки можно, особенно за счёт русских. Китай секторально сворачивает сотрудничество с нами, автоматически получая беспошлинный рынок США в качестве платы. Но подобных намёков в деловой прессе становится меньше, что говорит о неком принятом принципиальном решении. За свободную экономику и торговлю бороться Пекин будет всеми силами, но политику в горшочек замешивать не станет.

Потому рано или поздно придёт к осознанной консолидированной позиции: с Западом задушевные беседы кончились, пора взрослеть, шкурную выгоду на суверенитет не разменивая. Как скоро такое прозвучит с высоких трибун, не берусь с ветки каркать, но тенденции видны отчётливо. Огрызаться начали китайские товарищи, очень зло и метко, что есть хорошо. Особенно когда Мировой Жабе от таких резких диалогов плохеет на глазах. А коль зайдёт речь о Долларе, к чему так и эдак подступаются государственные мужи стран БРИКС и ШОС, то процесс сближения одних с отстыковкой других пойдёт стремительно, только успевай поворачиваться. Вооружёнными Силами.

-6

И напоследок, закрывая тему военного союза России и Китая. Его не будет. Пока осторожные товарищи Си не поймут, научно для себя не уяснят: происходящее ныне в Европе – есть репетиция недалёкого будущего в Юго-Восточной Азии и кое-где ещё по периметру Поднебесной. С полным набором уже отточенных санкционных рогаток, региональных конфликтов, диверсий, государственного терроризма гнилого приплода Мировой Жабы. Красный Дракон смотрится по-карнавальному блестяще, искрится и сияет, но его военно-технический потенциал невелик. Качественно и по своей сути.

Армия является корпорацией с наёмными сотрудниками, даже близко не помышляющей о ратном подвиге своих лихих дедов, техническая база сырая и несовершенная, море прожектов и перспективных разработок немедленно идут в войска и (что особенно опасно) во Флот. Ядерный потенциал несопоставим с американским, дальше территориальных вод китайцы не отойдут, что немедля поставит страну на грань выживания. Потому Пекин воевать с Америкой не возьмётся. Никак. Даже получив несколько оглушительных оплеух.

Наше военное сотрудничество существует, редкий месяц не обходится без российско-китайских военно-морских и военно-воздушных маневров, патрулирований и проч. На уровне экипажей, расчётов, эскадрилий. Скажу обидное для китайских товарищей, но справедливое – на большее им необходимо потрудиться. Поработать на малошумностью подплава и надводных сил, выучкой экипажей и актуальных систем вооружений.

-7

Если поднимемся выше – над культурой пилотирования, чуть ниже – тактикой применения сухопутных войск. С уважением, конечно ... но так себе военный союзник. Не чета дерзким и упрямым чосонцам, которые обильно умывшись кровью в первом эпизоде прямой военной помощи России, не сдрейфили. Дисциплинированно вернулись на полигоны, стали слушать бывалых.

Беспрекословно перенимая чужой боевой опыт, невзирая на свои своим Уставы и представления. А вернувшись учёными ... устроили воинству Мировой Жабы форменный погром. Союз – это взаимное согласие делать общее дело самозабвенно, чего у заносчивых ханьцев слабо просматривается.

Потому скорее поверю в очень неспешное сближение сначала торгово-экономических позиций, затем на общих политических по острейшим вопросам (Иран с Израилем станут главными маркерами), а только потом по военным. Как только Китай признается, что проблема Тайваня – не исключительно его «внутреннее дело» (с чем Кремль согласен безоговорочно), а детонатор глобального индо-тихоокеанского конфликта. Затрагивающего очень многих в макро-регионе. Для подобных слов должны вырасти соответствующего размера тестикулы. Как у России, предложившей зловонной НАТЕ убраться от своих западных границ и подкрепила требование действием.

Есть такой боевитый настрой у Пекина? Нет. Пока. Но отношения выстроены таким аккуратным и доверительным образом, что в случае большого шухера в Южных Морях ханьцы очень быстро пересмотрят собственную отстранённую позицию и буквально потребуют более «высоких отношений». Как сообразительные правильные корейцы, очень тонко поймавшие момент для заключения прямого союза с Россией в сфере безопасности.

-8

Потому выводы сделаю следующие: военный союз России и Китая (на уровне упорных попыток взаимодействия) существует довольно давно. Формализовать его в громкие двусторонние документы сегодня нет смысла, пока военные планы Мировой Жабы не проявлены полностью. Вооружённые альянсы формируются исторически только с пониманием политических элит о неизбежности ущерба общих интересов от действий общих врагов. Пока такой опасной конфигурации не просматривается в практической плоскости.

Следует чуть-чуть запастись терпением и дождаться оранжевого шелудивого пса либо на Тайване, либо в близлежащих южных Морях. Обязательно в спорных акваториях, где ханьцы рубятся рыболовецкими и прочими посудинами с самураями или филиппинцами. Не исключён всплеск эскалации с безумными неправильными корейцами, но в подобный суицид Сеула верю мало. Одним словом, наш стратегический партнёр должен дозреть до аксиомы, что экономическое могущество – не есть гарантия безопасности, а следует смотреть на действительно боеготовых соседей. С прицелом на союзничество. Потому ... только квадрат Москва-Пхеньян-Пекин-Дели.

Не ШОС или потешный БРИКС. А вполне достаточная кость в горле Гегемона только из данного квартета. Если товарищ Си сотоварищи признает неудобное и неизбежное, то дела у Поднебесной пойдут в гору. На животном страхе Мировой Жабы перед альянсом самой огромной экономики, самой могучей военной сверхдержавы и самой упрямой в борьбе за суверенитет. С подспорьем из самой многолюдной и кастовой страны-загадки.

Всех термоядерных, на минуточку. Но неспособных создать формальный или неформализованный военный союз из-за гибкой позиции Китая. До последнего желающего вернуться во времена, как «при дедушке». С прибытком. Рыбку съесть и на люстре покачаться. Потому поставлю ... на Индию, способную бивнями толкнуть Красного Дракона на более решительные шаги.

Своей сегодняшней позицией: времена колониальных вальсов завершились, нас пришли банально грабить. Права взбунтовавшаяся Россия, а не пустопорожняя говорильня Саммитов. Дозрел ли Китай ... а вот послушаем. Но перспективе двустороннего военного союза не верю, он должен быть минимум четырёхсторонним, дабы избежать ещё большей конфронтации.

-9