Найти в Дзене
История не врёт

Загадка тысячелетий: от кого на самом деле произошли русские?

Этот вопрос, кажется, лежит на поверхности, как учебник истории для пятого класса: от восточных славян. Но стоит копнуть глубже — и почва под ногами превращается в лабиринт из археологических культур, миграционных волн и генетических маркеров, где каждая новая находка не ставит точку, а добавляет очередной вопросительный знак. Происхождение русского народа — это не глава из школьного учебника, а детектив, растянувшийся на тысячелетия, где ученые выступают в роли следователей, а ДНК древних костей — в роли главных улик. Почему же этот пазл до сих пор не сложен? Нескончаемый спор: Норманнисты vs Антинорманнисты Споры о начале Руси и, следовательно, о корнях русского народа, вспыхнули не вчера. Они ведутся с 18 ноября 1724 года, когда немецкий историк Готлиб Байер впервые обосновал «норманнскую теорию» в стенах Петербургской академии наук. Согласно ей, государственность нашим предкам принесли варяги-викинги под предводительством Рюрика. Им навстречу тут же выступил Михаил Ломоносов, я

Этот вопрос, кажется, лежит на поверхности, как учебник истории для пятого класса: от восточных славян. Но стоит копнуть глубже — и почва под ногами превращается в лабиринт из археологических культур, миграционных волн и генетических маркеров, где каждая новая находка не ставит точку, а добавляет очередной вопросительный знак. Происхождение русского народа — это не глава из школьного учебника, а детектив, растянувшийся на тысячелетия, где ученые выступают в роли следователей, а ДНК древних костей — в роли главных улик. Почему же этот пазл до сих пор не сложен?

-2

Нескончаемый спор: Норманнисты vs Антинорманнисты

Споры о начале Руси и, следовательно, о корнях русского народа, вспыхнули не вчера. Они ведутся с 18 ноября 1724 года, когда немецкий историк Готлиб Байер впервые обосновал «норманнскую теорию» в стенах Петербургской академии наук. Согласно ей, государственность нашим предкам принесли варяги-викинги под предводительством Рюрика.

Им навстречу тут же выступил Михаил Ломоносов, яростно отстаивавший славянскую версию. Этот академический конфликт оказался на удивление живуч. Он пережил империи, советский атеизм и перекочевал в XXI век, из области истории в область политики и национального самоощущения. Каждая сторона искала свои доказательства, но ни одна не могла привести решающий аргумент. Потому что вопрос изначально был поставлен неверно: либо/либо. Современная наука доказала — ответ лежит в парадоксальной плоскости «и то, и другое».

-3

Молчаливые свидетели: что рассказывают курганы и гены

Чтобы докопаться до истины, историкам пришлось спуститься с высот летописей в ямы археологических раскопов и погрузиться в молекулярные глубины ДНК-лабораторий.

Ключевым периодом здесь является эпоха Великого переселения народов (IV—VII века нашей эры). В это время гигантский пласт племен и народов пришел в движение. Славянские племена, которые исторически обитали на территории между Одером и Днепром, начали активную экспансию на восток, север и юг. К VIII-IX векам они уже плотно освоили будущие русские земли, вступив во взаимодействие с местным финно-угорским населением — мерей, муромой, весью.

Но что было до них? Археология указывает на загадочный народ — готтов, создавших Черняховскую культуру (II—IV века н.э.), в которой уже тогда причудливо смешались германские, славянские и сарматские элементы. А еще раньше, в I тысячелетии до нашей эры, здесь кочевали иранскоязычные сарматы и жили загадочные балты.

С появлением палеогенетики у ученых появился настоящий «машина времени». Анализ ДНК из древних захоронений подтвердил эту многокомпонентную смесь. Генетический портрет современного русского человека — это сложная мозаика. Преобладающим является славянский компонент, но с значительной примесью финно-угорского наследия (особенно на севере европейской части России) и заметным следом тех самых скандинавов-викингов (но не как создателей государства, а как одной из влиятельных элитных групп в период становления Руси). К этому добавляются более древние пласты — возможно, балтский и даже дославянский индоевропейский.

-4

Взгляд эксперта: почему consensus невозможен?

С профессиональной точки зрения, проблема происхождения русских упирается в несколько фундаментальных сложностей.

Во-первых, понятие «происхождение». Что мы ищем? Первых антропологических предков? Язык? Зарождение национального самосознания? Элиту, которая дала имя народу? Каждый из этих вопросов ведет в свою сторону. Русский этнос формировался не одномоментно, а в процессе длительного симбиоза разных групп.

Во-вторых, недостаток письменных источников. Повесть временных лет, на которую все ссылаются, была написана в 1116 году — через почти три столетия после событий, которые она описывает. Это не репортаж, а сложный литературный, политический и религиозный текст, имевший своей целью не столько фиксацию фактов, сколько обоснование династии Рюриковичей и места Руси в христианском мире. В-третьих, политизация. Этот вопрос всегда был нагружен идеологически. Империя нуждалась в одной истории, советская власть — в другой, современные национальные государства — в третьей. Наука же стремится к объективности, которая зачастую оказывается сложнее и неудобнее любой однозначной версии.

-5

Заключение: Мы — не чистокровная лошадь, а бурная река

Итак, от кого же произошли русские? Правильный ответ: ни от одного единственного племени. Русский народ — это не чистокровная лошадь, чью родословную можно проследить до одного жеребца в конкретном загоне. Это скорее большая, полноводная река.

Она берет начало из множества истоков: славянского, финно-угорского, балтского, скандинавского. Она на своем пути вбирала в себя воды других ручьев и рек, меняла русло, то замедлялась, то ускорялась. Она размывала одни берега и намывала другие. Ее воды — это постоянное движение, смешение и изменение. IX век с его варягами и XIII век с монгольским нашествием, эпоха Петра I и индустриализация 1930-х годов — все это этапы формирования того сложного, многоликого и динамичного явления, которое мы называем русским народом.

Его сила и уникальность — не в мифической чистоте, а в удивительной способности вбирать, ассимилировать и переплавлять в нечто новое самые разные влияния, оставаясь при этом собой. Ученые будут спорить еще не одно десятилетие, находя новые детали мозаики. Но ее главная картина уже ясна: мы — продукт диалога, а не монолога истории.

Вам так же может быть интересно: