Найти в Дзене
Киновед в штатском

📑 В одном черном-черном городе: Лучшие нуарные сериалы прошедших десяти лет

Оглавление

Справочники уверяют, что нуар как литературный жанр прожил около сорока лет - с 1920-х по 1960-е, а в кино ему и вовсе было отпущено примерно семнадцать послевоенных лет, вместивших “Леди из Шанхая”, “Бульвар Сансет” и “Незнакомцев в поезде”. Но если дистиллированный нуар и исчез, его тень до сих пор тянется через десятилетия - особенно в сериалах. Именно здесь любят густую атмосферу, героев с темным прошлым и морально серые зоны, где каждый выбор - путь в тупик. Собрал для вас несколько проектов последних десяти лет, в которых нуар не просто цитируется - он живет и дышит. От Берлина до Токио, от ретро-Лос-Анджелеса до ледяной Аляски - добро пожаловать в мир, где широкополые шляпы давно сменили футболки цвета “хаки”, а джентльменские принципы заменила борьба за выживание.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Что же подарил нам малый экран в жанре криминала и страстей?

Однажды ночью / The Night Of (2016)

Нью-Йорк при свете ночных фонарей - всегда немного нуар. Молодой пакистанец Назир, тайком сбежавший на вечеринку, знакомится с загадочной девушкой, утром обнаруживает ее мертвой и - в панике - становится главным подозреваемым. Дальше - полицейские протоколы, адвокатские уловки, прокурорская тактика и жесткий разбор системных дефектов правосудия. “Однажды ночью” - сериал не только о крови на руках, но и о машине обвинения, где человек - винтик. Атмосфера вязкая, как ночной туман над Ист-Ривер, а моральные дилеммы - плотнее бетона на Бруклинском мосту. В духе классического нуара, истина здесь не живет по соседству с законом, а справедливость - не обязательный пункт в финальном отчете.

-3

Озарк / Ozark (2017)

Если “Во все тяжкие” - это криминальная лаборатория, то “Озарк” - бухгалтерия, где цифры страшнее оружия. Финансовый консультант Марти Бирд вынужден спасаться от бандитов, увозя семью в глушь и придумывая схему отмывания денег. Чем лучше у него получается, тем прочнее затягивается петля - вокруг дома, брака и собственной совести. “Озарк” держится на блестяще прописанных персонажах: здесь каждый балансирует над пропастью, а падение любого неизбежно тянет за собой других. Сериал выстраивает нуар из будней: тишина озера, фальшивые улыбки соседей, скрытая коррупция - рецепт провинциального ада. И, как положено жанру, за фасадом благополучия всегда найдется подвал, в который лучше не спускаться.

-4

Вавилон-Берлин / Babylon Berlin (2017)

Берлин межвоенного периода - идеальные декорации для большого нуара: страна срочно учится жить после одной катастрофы и бежит навстречу следующей. “Вавилон-Берлин” с филигранной точностью собирает мир Веймарской республики: здесь политика сплетена с мафией, полиция с заговорщиками, а роскошь - с бедностью. Это не просто криминальный сюжет, это хроника распада цивилизации, рассказанная языком стиля, музыки и костюмов. Сериал когтями вцепляется в атмосферу тревоги и упоения - Калигула XXI века для любителей хорошей постановки. Нуар здесь - не декорация, а нерв: каждый взгляд, каждая сцена намекает, что завтра будет хуже. А наблюдать за этой красотой - почти неприличное удовольствие.

-5

Алиенист / The Alienist (2018)

Готический нуар на стыке XIX и XX веков - это Нью-Йорк в процессе взросления, где небоскребы еще только мечтают вырасти, а убийцы уже действуют на опережение. “Алиенист” собирает команду мечты: будущий президент, первая женщина-полицейский, психолог-новатор и репортер, жадный до истины. Серийного убийцу детей в городе-монстре ищут методами, которые только предстоит заново открыть миру: криминалистика буквально рождается на наших глазах. Визуально - пиршество, сюжетно - тревожная симфония о прогрессе и его побочных эффектах. Это история не только преступления, но и систем, которые еще не умеют отличать зло от аномалии. И нуар здесь - в осознании: темнота живет не в подворотнях, а в людях.

-6

Долг/стыд / Giri/Haji (2019)

Британский нуар встречает японский эпос - и это свидание, которое стоит запомнить. Токийский полицейский приезжает в Лондон, чтобы расследовать смерть, способную разжечь войну якудза. “Giri/Haji” - не просто жанровая смесь, это сериал-оркестр: семейная драма, боевик, чуть-чуть анимации, визуальные находки и тягучее напряжение. Город здесь - тоже герой: Лондон принимает чужака холодно, но честно, без скидок. Сценарно - бритва, режиссерски - каллиграфия. Нуар здесь про долг и стыд, про то, что выбраться можно, только если заплатить. И плата, как водится - не деньгами.

-7

Перри Мейсон / Perry Mason (2020)

Лос-Анджелес 1930-х, пыль, табачный дым и моральные компромиссы - нуар в чистом виде. Перри Мейсон в этой версии - не гладкий адвокат из телепередач, а уставший частный сыщик, которого втягивают в гнусное дело об убийстве ребенка. Каждая улица здесь врет, каждая истина - с хвостиком из лжи. Невероятная работа художников по костюмам и декорациям делает сериал учебником по визуальному нуару. Мэттью Риз играет героя, которому неприятно жить в собственной коже - и в этом его сила. Это не реставрация мифа, а попытка вернуть нуару его изначальную горечь - с привкусом крови и дешевого виски.

-8

Полиция Токио / Tokyo Vice (2022)

Западный журналист приходит в мир японской преступности и полицейской этики - и обнаруживает, что неопытность дороже любой ошибки. “Tokyo Vice” - сериал, придуманный Майклом Манном, с его фирменным вниманием к деталям: свет неона, тишина переговоров, ритуальность жестов. Якудза представлены без экзотики: суровый бизнес с лицом традиции. Нуар строится на чуждости: герой - не свой ни там, ни тут, а правда всегда с чеком на оплату. Это редкий случай, когда культура - не декорация, а материя конфликта. И да, город снова - хищник, терпеливый и холодный.

-9

Ричер / Reacher (2022)

Широкие плечи, узкий коридор - и одинокий герой, решающий вопросы без посредников. “Ричер” - это возвращение к корням жанра: маленькие городки с большими секретами, ледяные взгляды, грязные сделки. Ли Чайлд придумал систему, где справедливость - дело частное; сериал аккуратно ее обновил, не предав духа. Нуар здесь не в плаще и шляпе - он в молчаливом взгляде и простых моральных сопоставлениях: “правильно” или “как положено”. Экшен - плотный ровно настолько, чтобы не перекрывать главного: расследование и угрозу. Рецепт старый, ингредиенты свежие - отлично работает.

-10

Настоящий детектив / True Detective (сезон 4, 2024)

“Полярная ночь” - не метафора: действие четвертого сезона культового шоу разворачивается на Аляске, где тьма - физическая величина. Но нуар здесь не в погоде: снова под микроскопом человеческая природа, снова в центре - вина, страхи, память. “Настоящий детектив: Страна ночи” скользит по грани между детективом и мистерией, но не забывает главное - преступление всегда начинается внутри. Атмосфера - густая, как нефть в промороженной земле, диалоги - колкие, как ледяные кромки. Здесь улики - лишь поводы поговорить о том, что мы предпочитаем не вспоминать. И да, это нуар: мир без гарантии спасения.

-11

Рипли / Ripley (2024)

Новый “Рипли” - не просто экранизация Хайсмит, это возвращение нуара в черно-белом эталоне. Том Рипли - человек-тень, мастер присвоений и пустот, ворующий личности так легко, как другие - галстуки. Эндрю Скотт гипнотичен: мягкий голос, мягкие жесты - и абсолютная пустота за улыбкой. Режиссура - медитативная, холодная, будто режущая глаз грань бритвы. Верность духу книги, визуальная строгость, звуковая тишина - сериал-живопись. Нуар здесь - в остранении: вы не заметите, как окажетесь на стороне монстра. А он - заметит. И заметит первым.

-12

Нуар, как часто бывает с “мертвыми” жанрами, прекрасно чувствует себя после смерти. Он растворился в форматах, странах, временах, но суть осталась прежней: мир грязен, люди сложны, правда дороже, чем кажется. Эти сериалы - не музейные экспонаты, а живые организмы, питающиеся современными тревогами. В них есть стиль, нерв, характер и то самое чувство осознания, что свет - это просто тень, раскрытая по максимуму. Подписывайтесь, пересматривайте, спорьте - нуар не любит одиночества. И, как всегда…

Увидимся в кино.

Читайте также: