Найти в Дзене

Топ-3 нераскрытых ограблений: шедевры, которые ищут до сих пор

Оглавление

Она обитает в пустоте. Это особая, призрачная боль пустых рам на стенах музеев, где ещё вчера висели шедевры. Их пропажа остаётся незаживающей раной для следствия и всего культурного сообщества уже десятилетия. Сегодня я расскажу о 3 самых громких из них.

1. Бостон, 1990: Ночные гости в полицейской форме

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер — это особняк XIX века, построенный по образцу венецианского палаццо. Здесь пахнет старыми книгами, лакированным деревом и тишиной. 18 марта 1990 года два человека в форме бостонской полиции постучали в дверь музея. Это была тихая ночь после Дня святого Патрика. Охранники, нарушив все инструкции, впустили их. Так начался самый громкий и дорогой арт-криминальный спектакль в истории.

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер

В течение 88 минут призрачные "копы" хозяйничали в святилище искусства. Они связали охрану, отключили сигнализацию и методично, с пугающим спокойствием, выбирали свои трофеи. Их рукам достались 13 произведений. Среди них — «Концерт» Вермеера, одна из немногих дошедших до нас работ мастера тишины и света. «Христос во время шторма на море Галилейском» — единственный морской пейзаж Рембрандта, чья мощь и драма до сих пор заставляют зрителя замирать. Или — должны были бы заставлять.

«Христос во время шторма на море Галилейском» Рембрандт 1633 год
«Христос во время шторма на море Галилейском» Рембрандт 1633 год

Помимо картин, воры забрали с собой древнюю китайскую чашу династии Шан и даже бронзового орла с наполеоновского штандарта — словно собирали некий абсурдный набор трофеев.

Гу (чаша для вина)
Гу (чаша для вина)

Французский имперский орёл
Французский имперский орёл

Общий ущерб от этой ночной «операции» оценивается в умопомрачительные 600 миллионов долларов. Но как оценить ущерб, нанесённый культурному наследию человечества?

ФБР десятилетиями вело расследование, подозревая ирландскую мафию Бостона. Выдвигались версии, что картины использовались как залог в криминальных сделках, что их переправили в Ирландию или что они были бесследно уничтожены. Абсурдность ситуации в том, что ФБР официально заявляет о вероятной гибели шедевров, но при этом до сих пор предлагает награду в 10 миллионов долларов за информацию, ведущую к их возвращению.

2. Палермо, 1969: Рождество, похищенное мафией

Если в Бостоне действовали под маской закона, то в Палермо не скрывались. Рано утром 21 июня 1969 года двое мужчин вошли в скромную церковь Святого Лаврентия. Они не были ценителями искусства. Их интересовал один объект — гигантское полотно Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием».

Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием» 1609 год
Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием» 1609 год

Картина, написанная в 1609 году для ордена францисканцев, — это квинтэссенция позднего стиля Караваджо: беспощадный реализм, пронзительный мистицизм и драма, выхваченная из кромешной тьмы лучом света. Младенец Христос здесь живой, настоящий ребенок, а пастухи и святые — грубые и простые люди с сицилийских улиц.

Похитители действовали варварски: они просто вырезали холст из массивной рамы, свернули в рулон и скрылись.

Эта кража стала символом власти и безнаказанности сицилийской мафии «Cosa Nostra». По словам пентивов (раскаявшихся мафиози), шедевр годы висел в конюшне, пока его не уничтожили крысы и сырость. Другие утверждают, что его сожгли, чтобы скрыть улики. Но самая зловещая теория гласит, что полотно сохранилось и используется как «сигаретная бумага» — уникальный залог при заключении важнейших мафиозных сделок. Его предъявляют как доказательство возможностей, а затем он снова исчезает в тени. Интерпол включил его в список самых разыскиваемых артефактов, но для Сицилии украденный Караваджо — это призрак, вечно напоминающий о том, кто здесь настоящий хозяин.

3. Париж, 2010: Человек-паук, похитивший авангард

В ночь на 20 мая 2010 года Парижский музей современного искусства на авеню президента Вильсона замер в своем обычном ночном оцепенении. Датчики движения, системы видеонаблюдения, сигнализации — всё было исправно. Но преступники не стали ломать двери. Они выбрали путь человека-паука— через крышу.

Парижский музей современного искусства
Парижский музей современного искусства

Один из них спустился по веревке с крыши соседнего здания. С ювелирной точностью, используя обычный стеклорез, он вырезал квадратное отверстие в оконном стекле под самым карнизом музея. Ни одна сигнализация не сработала — он попал в слепую зону. Внутри его уже ждал сообщник. Вся операция заняла не более 20 минут. Ни суеты, ни лишних движений. Руки в перчатках уверенно снимали со стен самые знаковые работы эпохи модерна. Утром сотрудники музея обнаружили пустые рамы. Пять шедевров общей стоимостью более 100 миллионов евро растворились в предрассветном парижском тумане:

Пабло Пикассо «Голубь с зелёным горошком» 1911 год
Пабло Пикассо «Голубь с зелёным горошком» 1911 год
Анри Матисс «Пастораль» 1905 год
Анри Матисс «Пастораль» 1905 год
Жорж Брак «Олива возле Эстака» 1906 год
Жорж Брак «Олива возле Эстака» 1906 год
Фернана Леже «Натюрморт с подсвечником» 1922 год
Фернана Леже «Натюрморт с подсвечником» 1922 год
Амедео Модильяни «Женщина с веером» 1919 год
Амедео Модильяни «Женщина с веером» 1919 год

Следствие зашло в тупик почти сразу. Прорыв случился лишь спустя несколько лет, когда французская полиция задержала Вьерана Томича, 48-летнего альпиниста и вора-рецидивиста, известного в криминальных кругах под кличкой «Человек-паук». На суде он признал факт проникновения, но его объяснение повергло всех в шок: «Я просто взял то, что мне понравилось».

Этой наивной фразой он попытался прикрыть тщательно спланированную операцию. Следователи не сомневаются: Томич был всего лишь высококлассным исполнителем, нанятым организованной группой. Его навыки скалолазания были инструментом, как отмычка у взломщика. Но кто был архитектором этого преступления? Кто дал ему точную схему расположения камер и слепых зон? И, главное, кому были предназначены эти шедевры?

Томич получил 8 лет тюрьмы и символический штраф в 104 миллиона евро, который он, разумеется, никогда не выплатит. Но настоящая тайна — где шедевры сейчас? — так и осталась нераскрытой.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Что объединяет все эти истории? Дерзость преступлений? Безусловно. Но главная общая черта — оглушительное, давящее молчание. Ни шепота на чёрном рынке, ни следов, ни намёка. Эти картины словно провалились в черную дыру.

А может, вы слышали о других громких кражах? Пишите в комментариях!

Если вам интересны загадки мира искусства, поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал — в подборке «Арт-детектив» мы продолжаем расследование. Вас ждут новые истории о запутанных художественных аферах.