Найти в Дзене
Русская Семёрка

Что для казаков было самым унизительным

Оглавление

Казачество создало уникальную культуру чести, где понятие достоинства стояло выше жизни. Малейшее нарушение неписаного кодекса могло привести к полному изгнанию из общины. Что же считалось страшным позором для разных казачьих войск?

Кубанские казаки: «Мужики в лаптях, а казаки — в лампасах!»

Для кубанского казака не существовало оскорбления страшнее, чем быть названным «мужиком». Это слово ассоциировалось с закабалёнными крестьянами, гнувшими спину на помещиков. Казаки, считавшие себя вольными людьми, предпочитали обращения «мужчина» или «братец». В ответ на случайное «мужик» следовала мгновенная отповедь: «Мужики в лаптях, а казаки — в лампасах!». Обидчик должен был немедленно извиниться.

Донские казаки

Для казаков Войска Донского считалось унизительным родство со славянками. Охотно беря в жены турчанок, они избегали женитьбы на русских и украинках, которые с середины XVIII века стали активно селиться на Дону. Если же чары прелестницы оказывались сильнее здравого смысла и, поддавшись чувству, донец играл с ней свадьбу, то в глазах общины он и весь его род терял уважение. Такое унижение было веским основанием для осторожности в любви, которая приносила неудобства не только мужчине, но и женщине, поскольку в случае смерти мужа никто, даже его родственники, не протягивал ей руку помощи и все лишь способствовали ее удалению из станицы.

«Ева согрешила раньше, чем Адам»: кто на самом деле был его отцом Каина

Донским казакам, беспрерывно вступавшим в конфликт с азакцами – жителями современного города Азов, для совершения очередного военного набега на неприятеля хватало даже одного оскорбления, нанесенного врагами члену их общины. Для унижения попавшего по неосторожности в их руки донца, азакцы отстригали ему бороду и усы и в таком непотребном виде отправляли в станицу. Вольный образ жизни донцов, имевших свой собственный независимый от государства устав, очень раздражал Петра I, который, желая подчинить их себе, усмирить и унизить, даровал Войску Донскому новый герб.

На этом искренне ненавидимом казаками геральдическом символе император велел изобразить сидящего на винной бочке полуголого мужчину с саблей, ружьем и кальяном, поскольку точно знал, что пьянство никогда не приветствовалось на Дону.

В середине XVII веке, когда к Дону стали стекаться раскольники-староверы, остро встал вопрос с обеспечением пропитания. Присылаемая из центра продовольственная помощь не решала полностью проблемы, и тогда новоприбывшие попробовали сами заняться земледелием, что донские казаки расценили как унижение, поскольку они никогда не возделывали землю.

Привыкшие воевать, а не взращивать, донцы издали указ: «Чтобы никто и нигде хлеба не пахали и не сеяли, а если станут пахать, и тогда бить до смерти и грабить, а кто хочет пахать, те бы шли в прежние свои места, где кто и жил».

Запорожские казаки

Признанные самыми безжалостными и оголтелыми казаки из Запорожской Сечи всегда применяли к провинившимся собратьям унизительные меры наказания, чтобы другим было неповадно повторять их «подвиги».

Выказывая презрение к чрезмерному увлечению алкоголем, они хоронили алкоголиков на отдельном кладбище рядом с самоубийцами, а на могиле ставили не крест, а осиновый кол, который даже после смерти казака напоминал окружающим о его неприличном образе жизни.

Гибель Александра Дедюшко: что на самом деле произошло со знаменитым актёром

Запорожцы, уличенные в воровстве, приговаривались общиной к смертной казни, но прежде им три дня предстояло простоять прикованными к позорному столбу, после чего их забивали палками другие осужденные на такую же участь. Серьезным оскорблением достоинства запорожского казака было отсечение его длинного чуба-оселедца, за который, по поверью, Бог должен был вытащить его из ада за многочисленные убийства врагов.

Папаха и шашка

Особый пиетет казаки испытывали к головному убору, который они носили не для тепла, а для чести. Каракулевая папаха, в силу специфичного кроя не позволявшая бойцу ходить с опущенной головой, отражала традиционное мировоззрение не гнущих ни перед кем спины казаков.

Она являлась важным атрибутом их самоопределения, а потому, сбив ее с головы, оппонент наносил служивому глубокое оскорбление. Упавшая шапка была олицетворением вызова на поединок, где обидчик мог доказать свою правоту, а казак отстоять свое доброе имя. Оберегая бойца в бою, она олицетворяла собой его мужество, мудрость и достоинство, а ее потеря сулила ему скорую смерть.

Обязательным элементом обмундирования казака была шашка, которая служила своеобразным символом всей полноты его прав. Получив ее из рук стариков в 17 лет, он должен был с честью исполнять законы казачьей общины, нарушение которых могло повлечь унизительное лишение шашки. Если «братец» раскаивался в своих деяниях, то спустя некоторое время по решению Круга ему возвращали оружие, в противном случае его изгоняли из Войска.

Самые опасные болевые точки человека: где они находятся

Любовник дочери Брежнева: какие необычные сокровища нашли у Бориса Буряце при обыске

Колмогорова и Дубинина: что узнали патологоанатомы при вскрытии туристок из группы Дятлова

The post Что для казаков было самым унизительным appeared first on Русская семерка.