На первом курсе у нас появился очень загадочный предмет — «Бережливое производство». Мы, наивные первокурсники, думали, что это что-то про экономию шприцов или про то, как разрезать один бинт на десять пациентов. Но нет.
Наш преподаватель сразу заявил:
— Всё началось с Toyota.
И вот каждое занятие мы слушали истории про то, как японцы придумали «кайдзен», «канбан», «муда» и ещё кучу слов, которые звучали так, будто мы учим не медицину, а японский.
Мы сидели и думали: «Ну да, конечно, я приду на практику в больницу, увижу очередь из пациентов и скажу: “Извините, у вас тут муда, надо кайдзеном поправить».
Особенно понравился термин «муда». В студенческих разговорах он прижился моментально. Если на лекции конспект выходит на десять страниц вместо двух — «муда». Если столовка закрылась за пять минут до нашего прихода — «муда». Если преподаватель задержал нас на час — «муда максимального уровня».
В итоге предмет, который сначала казался абсолютно ненужным, стал источником мемов и приколов. И до сих пор, когда кто-то делает что-то неэффективно, мы шутим:
— Тебе срочно нужен кайдзен, иначе муда сожрёт твой канбан!