Найти в Дзене

Поездка на бывшую Дзякинскую узкоколейку.

Кожиль - обычная транзитная станция на главном ходу Транссиба в селе Дзякино, Глазовского района, Удмуртской Республики на 1143 километре от Москвы, ничем примечательным в настоящее время не выделяется. Но почти двадцать лет назад здесь все же была одна достопримечательность - местная торфовозная узкоколейка, которая практически вплотную подходила к широкой колее. Дзякинская ужд была одной из самых долгожительниц в Удмуртии. Её разобрали примерно в 2007 году. Позже ликвидировали в п. Орловский, Селтинского района в 2010 г. и ужд в п. Менил, Игринского района в 2013 гг. В настоящее время на территории Удмуртии нет ни одной действующей узкоколейки (пути на Камбарском машиностроительном заводе не в счёт). За 14 лет путешествий по Удмуртии я ни разу не был в Дзякино, меня интересуют разобранные узкоколейки Удмуртии. Эта тема в полном объеме мною не исследована. Понимаю, что уже все давно разобрано, но хотя бы останки надо исследовать, ибо то, что ещё возможно сохранилось, могут уничтожи
Оглавление

Кожиль - обычная транзитная станция на главном ходу Транссиба в селе Дзякино, Глазовского района, Удмуртской Республики на 1143 километре от Москвы, ничем примечательным в настоящее время не выделяется.

Но почти двадцать лет назад здесь все же была одна достопримечательность - местная торфовозная узкоколейка, которая практически вплотную подходила к широкой колее.

Дзякинская ужд была одной из самых долгожительниц в Удмуртии. Её разобрали примерно в 2007 году. Позже ликвидировали в п. Орловский, Селтинского района в 2010 г. и ужд в п. Менил, Игринского района в 2013 гг.

В настоящее время на территории Удмуртии нет ни одной действующей узкоколейки (пути на Камбарском машиностроительном заводе не в счёт).

За 14 лет путешествий по Удмуртии я ни разу не был в Дзякино, меня интересуют разобранные узкоколейки Удмуртии. Эта тема в полном объеме мною не исследована. Понимаю, что уже все давно разобрано, но хотя бы останки надо исследовать, ибо то, что ещё возможно сохранилось, могут уничтожить.

В середине лета текущего года я написал в сообщество местной Дзякинской библиотеки с целью получения какой-нибудь исторической информации о местной узкоколейке, но ответа не дождался.

Решил съездить туда сам.

Выезд из Кирова ночной электричкой в 03:03, здесь указываю время московское. Из-за окон на Транссибе произошло изменение в расписании электричек, сделали на время пересадку на станции Яр (06:19-06:30). Это напомнило мне 2013 год, когда электрички, курсирующие между Кировом Глазовом и Балезино, обрезали до станции Яр, где была обязательная пересадка. Не самое приятное воспоминание.

Прибытие на станцию Кожиль в 06:51. В запасе почти два часа.

Электропоезд ЭД9М-0192/0224 сообщением № 6474 Яр - Глазов.

Бывшая узкоколейная железная дорога.

По спутниковым снимкам до сих пор видно место, где проходит насыпь бывшей ужд, не заблудишься.

с. Дзякино.

-2

Путь ужд примыкал к станции Кожиль на перегрузку. Для перегрузки торфа было построено два тупиковых пути широкой колеи 1520 мм, которые были электрифицированы.

Карта Дзякинской УЖД 1967 г. Взята отсюда.

-3

Торф вывозили в основном на Ижевскую ТЭЦ-1 и нашу Кировскую ТЭЦ-4. В Дзякино имелся механизированный торфоперегруз.

Все оказалось просто. Бывшую ужд нашел быстро.

Путь на фото. Начинаю исследование бывшей ужд.

-4

Узкоколейка появилась примерно в 1940-е годы для хозяйственных нужд.

-5

В лучшие годы её протяжённость была более 20 километров.

-6

УЖД тянулась до берега р. Чепца.

К сожалению, в 2000-е годы многие торфопредприятия стали работать в убыток, когда многие ТЭЦ стали отказываться от торфа. Дзякино не стало исключением, здесь был построен торфобрикетный завод, который проработал недолго. Перевозки по ужд остановились примерно в 2003 году, дорога требовала ремонта и вложений, а со временем предприятие перешло на автотранспорт, после чего история дороги подошла к концу...

Ага! Вот и пара сохранившихся шпал.

-7

Вид в сторону Транссиба в обратном направлении.

-8

Сейчас уже сложно представить, что здесь ходили поезда.

-9

Бывший переезд.

-10

Со временем даже фото насыпи могут стать историей.

-11

А так выглядело это место 09 октября 2009 г. Останки рельс еще лежали. Взято отсюда.

-12

26 июня 2003 г. Взято отсюда.

-13

Окраина села. Впереди была стрелка: влево, за газовой трубой, уходил путь в депо, прямо на торфомассивы.

-14

Насыпь на окраине села. Вид в сторону торфомассивов. Сюда больше никогда не придёт поезд.

-15

О том, что здесь была узкая колея, вспомнит, наверное, только старшее поколение да немногочисленные любители железных дорог.

Идти в сторону торфомассивов по грязи нет никакого смысла, а вот осмотреть депо и то, что там осталось, необходимо.

Вид в противоположную сторону.

-16

На дороге я встретил вот такую кошку.

-17

Бывший вагончик.

-18

Путь к депо.

-19

Вид в обратном направлении (на магистральный ход).

-20

Останки торфопогрузчика-крана КПТ-1.

-21

Развалины бывшего депо... Практически все следы истории главного предприятия Дзякино уничтожены.

-22

Водонапорная башня.

-23

Имела ли она отношение к узкоколейке? Все возможно. Находится немного в стороне от руин депо. Башня - одна из главных достопримечательностей Дзякино. Возможно, она будет напоминать жителям и немногочисленным туристам о существовании узкоколейки, если ее не снесут...

Остатки экскаватора, который, возможно, использовался при погрузке торфа.

-24

Останки цистерны и прочий металлолом.

-25

Насыпь, несколько шпал, руины пока еще не полностью ликвидированного депо, останки экскаватора и крана - это то, что осталось от узкоколейки.

Большего уже не найдешь.

Карта моего маршрута по бывшей УЖД выделена красным цветом. Отдельно отобразил путь к бывшему депо.

-26

Село и его достопримечательности.

Кроме поисков останков ужд, хочу рассказать о достопримечательностях села Дзякино.

Арт-объект "Я люблю Дзякино".

-27

Центр русского фольклора.

-28

ул. Советская.

-29

Памятник погибшим во время ВОв.

-30

ул. Кирова.

-31

Школа.

-32

Старый дом на ул. Кирова.

-33

Магазин "Хлебосол".

-34

Здание бывшего торфопредприятия.

-35

Площадь в центре села.

-36

Местная больница.

-37

Все местные достопримечательности осмотрены, пора возвращаться на станцию, а оттуда уеду в п. Яр.

-38

Возвращаюсь на станцию Кожиль.

Электровоз ВЛ80С-194/784.

-39

Электровоз переменного тока ЧС4Т-383 со скорым поездом сообщением № 070 Москва - Чита.

-40

Электропоезд прибыл около 09 часов утра вместо 08:34.

Уезжаю отсюда в Яр. Далее предстоит традиционное путешествие по Ярскому району.

30.08.2025