Кожиль - обычная транзитная станция на главном ходу Транссиба в селе Дзякино, Глазовского района, Удмуртской Республики на 1143 километре от Москвы, ничем примечательным в настоящее время не выделяется.
Но почти двадцать лет назад здесь все же была одна достопримечательность - местная торфовозная узкоколейка, которая практически вплотную подходила к широкой колее.
Дзякинская ужд была одной из самых долгожительниц в Удмуртии. Её разобрали примерно в 2007 году. Позже ликвидировали в п. Орловский, Селтинского района в 2010 г. и ужд в п. Менил, Игринского района в 2013 гг.
В настоящее время на территории Удмуртии нет ни одной действующей узкоколейки (пути на Камбарском машиностроительном заводе не в счёт).
За 14 лет путешествий по Удмуртии я ни разу не был в Дзякино, меня интересуют разобранные узкоколейки Удмуртии. Эта тема в полном объеме мною не исследована. Понимаю, что уже все давно разобрано, но хотя бы останки надо исследовать, ибо то, что ещё возможно сохранилось, могут уничтожить.
В середине лета текущего года я написал в сообщество местной Дзякинской библиотеки с целью получения какой-нибудь исторической информации о местной узкоколейке, но ответа не дождался.
Решил съездить туда сам.
Выезд из Кирова ночной электричкой в 03:03, здесь указываю время московское. Из-за окон на Транссибе произошло изменение в расписании электричек, сделали на время пересадку на станции Яр (06:19-06:30). Это напомнило мне 2013 год, когда электрички, курсирующие между Кировом Глазовом и Балезино, обрезали до станции Яр, где была обязательная пересадка. Не самое приятное воспоминание.
Прибытие на станцию Кожиль в 06:51. В запасе почти два часа.
Электропоезд ЭД9М-0192/0224 сообщением № 6474 Яр - Глазов.
Бывшая узкоколейная железная дорога.
По спутниковым снимкам до сих пор видно место, где проходит насыпь бывшей ужд, не заблудишься.
с. Дзякино.
Путь ужд примыкал к станции Кожиль на перегрузку. Для перегрузки торфа было построено два тупиковых пути широкой колеи 1520 мм, которые были электрифицированы.
Карта Дзякинской УЖД 1967 г. Взята отсюда.
Торф вывозили в основном на Ижевскую ТЭЦ-1 и нашу Кировскую ТЭЦ-4. В Дзякино имелся механизированный торфоперегруз.
Все оказалось просто. Бывшую ужд нашел быстро.
Путь на фото. Начинаю исследование бывшей ужд.
Узкоколейка появилась примерно в 1940-е годы для хозяйственных нужд.
В лучшие годы её протяжённость была более 20 километров.
УЖД тянулась до берега р. Чепца.
К сожалению, в 2000-е годы многие торфопредприятия стали работать в убыток, когда многие ТЭЦ стали отказываться от торфа. Дзякино не стало исключением, здесь был построен торфобрикетный завод, который проработал недолго. Перевозки по ужд остановились примерно в 2003 году, дорога требовала ремонта и вложений, а со временем предприятие перешло на автотранспорт, после чего история дороги подошла к концу...
Ага! Вот и пара сохранившихся шпал.
Вид в сторону Транссиба в обратном направлении.
Сейчас уже сложно представить, что здесь ходили поезда.
Бывший переезд.
Со временем даже фото насыпи могут стать историей.
А так выглядело это место 09 октября 2009 г. Останки рельс еще лежали. Взято отсюда.
26 июня 2003 г. Взято отсюда.
Окраина села. Впереди была стрелка: влево, за газовой трубой, уходил путь в депо, прямо на торфомассивы.
Насыпь на окраине села. Вид в сторону торфомассивов. Сюда больше никогда не придёт поезд.
О том, что здесь была узкая колея, вспомнит, наверное, только старшее поколение да немногочисленные любители железных дорог.
Идти в сторону торфомассивов по грязи нет никакого смысла, а вот осмотреть депо и то, что там осталось, необходимо.
Вид в противоположную сторону.
На дороге я встретил вот такую кошку.
Бывший вагончик.
Путь к депо.
Вид в обратном направлении (на магистральный ход).
Останки торфопогрузчика-крана КПТ-1.
Развалины бывшего депо... Практически все следы истории главного предприятия Дзякино уничтожены.
Водонапорная башня.
Имела ли она отношение к узкоколейке? Все возможно. Находится немного в стороне от руин депо. Башня - одна из главных достопримечательностей Дзякино. Возможно, она будет напоминать жителям и немногочисленным туристам о существовании узкоколейки, если ее не снесут...
Остатки экскаватора, который, возможно, использовался при погрузке торфа.
Останки цистерны и прочий металлолом.
Насыпь, несколько шпал, руины пока еще не полностью ликвидированного депо, останки экскаватора и крана - это то, что осталось от узкоколейки.
Большего уже не найдешь.
Карта моего маршрута по бывшей УЖД выделена красным цветом. Отдельно отобразил путь к бывшему депо.
Село и его достопримечательности.
Кроме поисков останков ужд, хочу рассказать о достопримечательностях села Дзякино.
Арт-объект "Я люблю Дзякино".
Центр русского фольклора.
ул. Советская.
Памятник погибшим во время ВОв.
ул. Кирова.
Школа.
Старый дом на ул. Кирова.
Магазин "Хлебосол".
Здание бывшего торфопредприятия.
Площадь в центре села.
Местная больница.
Все местные достопримечательности осмотрены, пора возвращаться на станцию, а оттуда уеду в п. Яр.
Возвращаюсь на станцию Кожиль.
Электровоз ВЛ80С-194/784.
Электровоз переменного тока ЧС4Т-383 со скорым поездом сообщением № 070 Москва - Чита.
Электропоезд прибыл около 09 часов утра вместо 08:34.
Уезжаю отсюда в Яр. Далее предстоит традиционное путешествие по Ярскому району.
30.08.2025