Найти в Дзене
Generalissimus

Российские художественные военные фильмы и сериалы, вышедшие на экраны накануне празднования 80-летия Великой Победы. Часть 1-я

Данный мини-сериал является продолжением четырёхсерийного фильма «Самогон», о котором достаточно подробно говорилось в одной из предыдущих публикаций, посвященной обзору современных российских художественных кинокартин о Великой Отечественной войне. В нашем современном кинематографе крайне редко продолжение любого фильма оказывается «смотрибельным» или заслуживающим хотя бы мимолётного внимания. Если речь идёт о военных фильмах, то практически всегда вторые и последующие части получаются на порядок хуже и слабее первой картины. Однако случай с «Самогоном» особый. По совокупности провального сценария, дилетантской режиссёрской работы, полного отсутствия в кадре здравого смысла, тотальной бездарной актёрской игры практически всех персонажей, абсурдности сюжета первый сезон мини-сериала (а, быть может, и очередной конгениальной НТВ-шной франшизы) заслужил итоговую оценку, расположившуюся на арифметической шкале где-то между двойкой и единицей. Оценивая продолжение «Самогона», который носи
Оглавление

«Самогон. Снайперский шабаш»

Данный мини-сериал является продолжением четырёхсерийного фильма «Самогон», о котором достаточно подробно говорилось в одной из предыдущих публикаций, посвященной обзору современных российских художественных кинокартин о Великой Отечественной войне.

В нашем современном кинематографе крайне редко продолжение любого фильма оказывается «смотрибельным» или заслуживающим хотя бы мимолётного внимания. Если речь идёт о военных фильмах, то практически всегда вторые и последующие части получаются на порядок хуже и слабее первой картины.

Однако случай с «Самогоном» особый. По совокупности провального сценария, дилетантской режиссёрской работы, полного отсутствия в кадре здравого смысла, тотальной бездарной актёрской игры практически всех персонажей, абсурдности сюжета первый сезон мини-сериала (а, быть может, и очередной конгениальной НТВ-шной франшизы) заслужил итоговую оценку, расположившуюся на арифметической шкале где-то между двойкой и единицей.

Оценивая продолжение «Самогона», который носит вполне символичное название «Снайперский шабаш», можно смело поставить создателям очередного киношлака от успешно деградирующего сообщества «Двояк & Co» нулевую оценку, поскольку происходящее на экране в течение двух с половиной часов, не заслуживает даже «единицы».

Для того чтобы показать весь масштаб прогрессирующей деградации второй части «Самогона», потребуется целый цикл публикаций, поскольку абсурд, околонаучная фантастика, несусветная и беспросветная глупость, творческая ахинея, глумление над военно-исторической реконструкцией и элементарной логикой, бездарнейшая игра актёров и огромное количество всевозможных ляпов присутствуют без преувеличения буквально в каждой сцене.

Достаточно коротенько пересказать сюжет «Снайперского шабаша», чтобы оценить уровень творческих изысканий создателей этого «супершедеврального кинематографического продукта». Комиссованный после тяжёлого ранения Николай Слепков сбегает на фронт в день своей свадьбы, поскольку алчной невесте нужен не он сам, а его льготы.

Минуя военкомат и медицинскую комиссию, не оформляя никаких документов, на попутной «полуторке» Самогон прибывает в роту, в которой служил прежде. Ротный и взводный с одной стороны рады возвращению «блудного аутиста», поскольку он значительно улучшает боевые показатели подразделения. С другой стороны, они вновь стараются разными способами мешать охотнику-одиночке пачками истреблять глупых немцев, которые так и напрашиваются на пулю в лоб.

Чтобы избавиться от Слепков на долгий срок, ротный отсылает его на слёт снайперов в Москву. Едва ли не в первый день слёта Самогон (значительно поумневший, адаптировавшийся и пополнивший словарный запас) постоянно вслух высказывает мысль о том, что учиться надо, не слушая скучные теоретические лекции, а непосредственно на поле боя.

Генералу – начальнику слёта эта мысль понравилась, и он организовал прибытие на «важнейший участок Юго-Западного фронта» самых лучших и результативных снайперов Красной армии. Действуя на развалинах «стратегически важного города», название которого не раскрывается, советские стрелки начинают методично уничтожать немецких солдат и офицеров.

Германские генералы и штабные офицеры долго не могут понять, почему их потери в личном составе стремительно возросли. Наконец, они узнают про слёт советских стрелков, окрестив его «снайперским шабашем». Главный немецкий генерал добивается, чтобы к нему на усиление прислали лучших снайперов вермахта.

В ходе столкновений между советскими и немецкими снайперами решительную победу одерживают стрелки РККА. Разумеется, самым крутым суперменом среди наших снайперов оказывается Самогон. Он и вражеские планы разгадывает, и все ловушки заранее чует, и всех самых плохих, опытных и матёрых врагов перебил, и спас всю свою роту, которая в полном составе угодила в плен.

Заодно в перерывах между боями некогда стеснительный ханжа Самогон приобретает и постоянно оттачивает навыки опытного ходока-пикапера. Он успешно крутит любовь и с прежней своей пассией, и не менее удачно методично и целенаправленно «окучивает» новую девицу из числа снайперов, прибывших на слёт/шабаш.

В каждой серии и первой, и второй части Самогон с каменным выражением на лице утробным голосом повторяет самую любимую свою фразу-вопрос: «На кой?..» После просмотра «Снайперского шабаша» у адекватного зрителя к создателям фильма во главе с господином Двояком также возникает именно этот вопрос: «На кой, и для какой аудитории всё это абсурдное халтурное безобразие снимается?»…

Кадры из мини-сериала «Самогон. Снайперский шабаш» (2025 год; производство – Россия. Режиссёр – Сергей Малюгов. Авторы сценария – Виктор Двояк и Сергей Малюгов)
Кадры из мини-сериала «Самогон. Снайперский шабаш» (2025 год; производство – Россия. Режиссёр – Сергей Малюгов. Авторы сценария – Виктор Двояк и Сергей Малюгов)
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13

«Укрощение "Пантеры"»

Ещё один изначально обречённый на провал НТВ-шный мини-сериал, снятый в канун празднования 80-летия Великой Победы. Применительно к данному фильму, перефразируя известную фразу, можно выразится следующим образом: «Скажи мне, кто режиссёр фильма, и я отвечу, стоит ли тебе тратить время на его просмотр».

Главным сценаристом «Укрощения "Пантеры"» является самый известный в последнее время штамповщик самого низкосортного отечественного военного киношлака – Виктор Двояк, чьи сценарные и режиссёрские «шедевры» упоминались и в сегодняшней публикации, и в предыдущих обзорах.

На этот раз господин Двояк решил порадовать поклонников своего конгениального творчества и феноменального режиссёрско-литературного таланта историей о том, как ещё до начала Курской битвы группа советских фронтовых разведчиков угнала у немцев исправный новейший средний танк Pz.Kpfw. V Panther больше известный под названием «Пантера».

Параллельно с угоном опытного образца в фильме показана не менее фантастическая и абсолютно нереальная история о том, как агентурная сеть, действующая на территории Германии, достаёт для советского командования техническую документацию «Пантеры».

Данный мини-сериал вобрал в себя все худшие традиции «двояковских» фильмов: сценарий нижайшего качества, который походит на безнадёжно испорченный черновик, недописанного до конца сочинения ученика младших классов; бездарная игра актёров (если происходящее на экране унылое действо вообще можно назвать актёрской игрой), который вслед за Двояком кочуют по НТВ-шным съёмочным площадкам, принимая активное участие в создании отстойных фильмов; сюжет, абсурдность и полная оторванность от реалий Великой Отечественной войны которого не поддаётся никакой критике или логике; ужасающие диалоги; невразумительные картонные или опереточные персонажи вместо главных и второстепенных героев; плачевное качество пиротехники и спецэффектов; удручающее качество батальных сцен; беспросветная тьма киноляпов, связанных с военно-исторической реконструкцией.

Главным и единственным достоинством представленного мини-сериала можно смело назвать участие в съёмках настоящего танка Pz.Kpfw. V Panther (модификация Ausf. G), полностью восстановленного и способного к самостоятельному передвижению. Он является действующим экспонатом «Центрального военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации „Патриот“».

Кадры из мини-сериала «Укрощение "Пантеры"» (2025 год; производство – Россия. Режиссёр – Павел Мальков. Авторы сценария – Виктор Двояк и Геннадий Кондратьев)
Кадры из мини-сериала «Укрощение "Пантеры"» (2025 год; производство – Россия. Режиссёр – Павел Мальков. Авторы сценария – Виктор Двояк и Геннадий Кондратьев)
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24

«Значит, нам туда дорога»

Очень жаль, что этот сериал, широко разрекламированный и многократно анонсированный, не оправдал ожиданий большинства адекватных телезрителей. Вместо настоящей военной драмы создатели фильма к 80-летию Великой Победы сварганили очередной проходной приключенческий боевик на тему Великой Войны.

Сюжет выстроен достаточно оригинально, следуя куплетам известной песни военных лет «Дорога на Берлин», текст которой сочинил военный корреспондент, поэт-фронтовик и известный литератор Евгений Долматовский. Песня эта в исполнении Леонида Утёсова звучит в самом начале первой серии замечательного фильма «Место встречи изменить нельзя».

События фильма «Значит, нам туда дорога» охватывают значительные временные рамки с августа 1943 года до взятия Берлина советскими войсками. Красная армия освобождает один за другим советские города… Бойцы стрелкового подразделения, читая название улицы, на которой они оказались, выполняя боевое задание, предугадывают, какой город им предстоит освобождать в ближайшее время.

Существенные недостатки данного сериала достаточно подробно разобраны в многочисленных критических статьях и обзорах, вышедших сразу после премьеры картины. Не придираясь к мелочам, которых тоже имеется изрядное количество, отметим самые главные минусы и упущения.

Во-первых, боевые операции и задания, выполнение которых поручают главным героям, несмотря на всю тяжесть, а порой и невозможность осуществления, проводятся с лёгкостью, постоянным фантастическим везением и счастливым стечением обстоятельств, быстро, успешно и почти без потерь.

Ряд критиков усмотрели попытку создателей фильма «Значит, нам туда дорога» снять российский вариант знаменитого американского сериала «Братья по оружию». Но в проекте Тома Хэнкса и Стивена Спилберга, снятом почти четверть века назад, боевые сцены смотрятся максимально реалистично, а в нашем сериале даже неискушенный и нетребовательный зритель видит «великолепную пятёрку» абсолютно неуязвимых бойцов, находчивых, всё знающих и всё умеющих, легко находящих выходы из самых непреодолимых и смертельно опасных ситуаций.

Пятеро главных героев – это очередная солянка из штампов и клеше, позаимствованных из других военных фильмов. На этот раз создатели сериала предлагают зрителю отряд супергероев в составе несправедливо разжалованного до звания сержанта бывшего полковника, отказавшегося выполнять убийственный приказ генерала-самодура, молчуна-снайпера, называющего свою винтовку «Аннушкой», недалёкого, но доброго здоровяка-пулемётчика, «своего в доску рубаху-парня» из местных белорусов и, конечно же, одессита. По факту наиболее неудачный образ из всей представленной пятёрки – это бездарно косящий под одессита Марк Богатырёв с его абсолютно провальным говором и отталкивающим оскалом-ухмылкой.

В который раз приходится упоминать о том, что в представленном сериале чрезмерное количество ляпов, связанных с обмундированием, вооружением, субординацией, нахождением личного состава на передовой, фронтовыми особенностями работников штаба и т.д. Поскольку создатели фильма сделали ставку на боевую составляющую, стоит отметить слишком слабое качество спецэффектов, напоминающее картинку из компьютерных стратегий двадцатилетней давности, недостаточную массовку, недостоверность и откровенную «сказочность» эпизодов, в которых «бравая пятёрка» ведёт перестрелки с противником.

В заключении первоначально хотелось высказать мнение о том, что сериал «Значит, нам туда дорога», к сожалению, занял место среди военных фильмов для одноразового просмотра. Однако, прочитав достаточное количество отзывов телезрителей, автор данной публикации убедился в том, что далеко не все из тех, кто начал просмотр сериала, нашёл в себе силы и желание увидеть полностью все шесть серий.

Кадры из сериала «Значит, нам туда дорога» (2025 год; производство – Россия. Режиссёр – Дмитрий Геннадьевич Петрунь. Автор сценария – Сергей Юрьевич Волков)
Кадры из сериала «Значит, нам туда дорога» (2025 год; производство – Россия. Режиссёр – Дмитрий Геннадьевич Петрунь. Автор сценария – Сергей Юрьевич Волков)
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33

«Солдатская мать»

Данный сериал яркий пример того, как изначально замечательную и перспективную идею слабый сценарий, посредственная режиссура и неубедительная игра большинства актёров превратила в типичную и ничем особо не примечательную современную среднестатистическую мелодраму.

В основе сюжета картины лежит история простой советской сельской труженицы Ефросиньи Семёновой – матери девятерых сыновей. Жизнь самого старшего оборвалась во время Гражданской войны, второй сын погиб на Финской войне. В годы Великой Отечественной войны мать-героиня потеряла ещё шесть сыновей. Единственный сын, которому посчастливилось вернуться с фронта домой, из-за последствий тяжёлых ранений прожил после Победы совсем недолго.

Создатели сериала попытались рассказать историю каждого из семи сыновей, участвовавших в Великой Войне, сделав главным персонажем Ефросинью Семёнову, на долю которой выпало длительное ожидание возвращения сыновей, многочисленные лишения военных лет, оккупация и постоянная боль невосполнимых утрат.

Общая концепция сюжета нареканий не вызывает. Повествование о судьбах сыновей в целом задумано неплохо и местами смотрится вполне реалистично, динамично и с необходимой степенью драматичности. Создателей фильма очень сильно подвела реализация.

Во-первых, только ближе к середине сериала можно, наконец-то, разобраться с именами главных героев. Во-вторых, пытаясь практически одновременно рассказать сразу обо всех сыновьях, режиссер и сценарист создают слишком прерывистое и хаотичное повествование, которое путает зрителя, вносит сумятицу в хронологию и общий ход сюжета.

Характеры многих героев, как главных, так и второстепенных, несмотря на восьмисерийный формат, так и остались нераскрытыми, а то и вовсе обозначенными пунктирами. Откровенно слабая игра едва ли не половины актёрского состава (прежде всего, это касается молодых артистов), зачастую ненужные и плохо прописанные диалоги, излишнее нагнетание трагизма посредством бесцельного брожения отдельных персонажей в кадре в состоянии прострации, постоянное стремление создателей кинокартины выдавить из зрителя лишнюю слезу – всё это в значительной степени снижает общее итоговое восприятие.

Есть много претензий к военной составляющей сериала – откровенно слабая и постоянно режущая глаз скуднейшая массовка. Неудовлетворительное качество пиротехнических эффектов, ставшие уже почти привычными «нарисованные вспышки» выстрелов стрелкового оружия, извечные киноляпы, связанные с обмундированием. Отчасти картину спасает показ аутентичной немецкой бронетехники и образцов советского артиллерийского вооружения.

Безусловно, сериал получился бы «проходным» и малопривлекательным, если бы не участие в нём известной, талантливой и любимой зрителями Анны Каменковой, достоверно, трогательно и проникновенно исполнившей главную роль. Впрочем, в ряде ключевых сцен и отдельных эпизодов, уже неоднократно упоминавшиеся неудачный сценарий и слабоватая режиссерская работа, явно не позволили Анне Семёновне раскрыть и задействовать весь свой актёрский талант и колоссальный профессиональный потенциал.

В общем и целом сериал «Солдатская мать» получился неплохим и вполне пригодным для вдумчивого, полноценного и серьёзного просмотра. На фоне очередных «шлаковых киношЫдевров» господина Двояка, о которых речь шла в начале публикации, «Солдатской матери» можно смело поставить итоговую оценку «4+» или «5–».

Кадры из сериала «Солдатская мать» (2025 год; производство – Россия. Режиссёр – Давид Заурович Дадунашвили. Автор сценария – Алексей Андреевич Гравицкий)
Кадры из сериала «Солдатская мать» (2025 год; производство – Россия. Режиссёр – Давид Заурович Дадунашвили. Автор сценария – Алексей Андреевич Гравицкий)
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43

«Таганрог»

Словно реабилитируясь за провальную и невостребованную халтуру, с избытком снятую за последнюю пятилетку, канал «НТВ» создал достойный, самобытный, захватывающий, а главное интересный для зрителей разных поколений сериал, действительно основанный на реальных событиях.

Безусловно, «Таганрог» – один из лучших современных российских художественных фильмов, посвященных борьбе молодёжного подполья с нацистским режимом и его пособниками из числа коллаборационистов на оккупированных фашистскими войсками советских территориях.

В данном конкретном случае речь идёт о противостоянии комсомольцев-подпольщиков и фашистских оккупационных властей, находившихся в Таганроге в период с 17 октября 1941 по 30 августа 1943 годов. Несмотря на имеющиеся недостатки и недочёты, «Таганрог», однозначно по всем основным показателям и главным параметрам превосходит сериал «Молодая гвардия» (2015).

Создатели «Таганрога» ещё до премьеры сериала предупредили зрителей о том, что они не смогут экранизировать подробности подвигов всех героев подполья, ведь число его активных участников превышало 500 человек. В основу сюжета легло повествование о деятельности подпольной антифашистской группы, во главе которой стоял Семён Григорьевич Морозов – первый секретарь ГК ВЛКСМ города Таганрог.

Группа Семёна Морозова в период с 15 ноября 1941 по февраль 1943 годов уничтожила и вывела из строя 220 автомобилей, повредила 75 железнодорожных вагонов и поездов, организовала сход с рельсов двух военных эшелонов, взорвала и подожгла несколько тыловых армейских и портовых складов. В результате подпольной деятельности таганрогских комсомольцев-подпольщиков были убиты, смертельно ранены или отравлены 147 солдат и офицеров вермахта, а также ликвидированы десятки местных полицаев, нацистских прислужников и пособников.

18 февраля 1943 года Семён Морозов, штаб его подпольной организации и порядка 180 активистов были арестованы. После серии жесточайших допросов, мучительных пыток, истязаний, избиений и изуверских расправ 23 февраля 1943 года Семён Морозов и ещё около двух сотен подпольщиков были расстреляны в Петрушиной балке.

В годы Великой Отечественной войны и после её завершения 126 участников Таганрогского движения сопротивления были награждены орденами и медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года в канун празднования 20-летия Великой Победы советского народа над нацистской Германией за организацию подпольной деятельности против немецко-фашистских захватчиков в тылу противника и проявленные при этом отвагу и геройство комиссару таганрогского подполья Морозову Семёну Григорьевичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Создателям сериала удалось достаточно подробно и наглядно показать наиболее яркие, одновременно трагические и геройские страницы летописи таганрогского сопротивления, а также самые вопиющие злодейства и не имеющие срока давности преступления против человечности оккупационного нацистского режима – массовые расстрелы гражданского населения в Петрушинской балке (за годы оккупации фашисты расстреляли свыше 7000 жителей Таганрога, в том числе 1500 детей); использование детей в качестве доноров крови; геноцид в отношении представителей еврейской национальности и цыган; особо тяжкие военные преступления, совершенные служащими айнзацкоманды 10А, служащими комиссариата 721-й группы германской тайной полевой полиции, а также коллаборационистами, состоявшими на службе в «Русской вспомогательной полиции».

И хотя некоторые кинокритики и зрители к основным недостаткам сериала отнесли излишнее количество сцен, демонстрирующих жестокость и насилие, «Таганрог», однозначно, следует рекомендовать к просмотру всем гражданам нашей страны, достигшим совершеннолетия.

Что касается «излишней жестокости», то на самом деле сцены истязаний и казней советских граждан, показанные в фильме, едва ли отображают сотую часть тех нечеловеческих страданий, лишений, мучений, издевательств, унижений и изуверств, выпавших на долю жителей Таганрога и других советских городов, познавших на собственном опыте истинную суть и подлинное обличие «свободы и процветания», которые принесла «порабощенным» советским гражданам «великая, просвещенная и цивилизованная» фашистская Германия.

Кадры из сериала «Таганрог» (2025 год; производство – Россия. Режиссёр – Арменак Давидович Назикян. Авторы сценария – Мария Леонидовна Ошмянская и Александр Николаевич Иванов)
Кадры из сериала «Таганрог» (2025 год; производство – Россия. Режиссёр – Арменак Давидович Назикян. Авторы сценария – Мария Леонидовна Ошмянская и Александр Николаевич Иванов)
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53

Все присутствующие в статье упоминания и изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.

-54

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)