Найти в Дзене
Узнай новое!

Глоссолалия: ангельские языки или иллюзия? Разбор книги «Наречия людей и ангелов: религиозный язык пятидесятничества»

Оглавление

Феномен глоссолалии — «говорения на языках» — давно вызывает споры среди богословов, лингвистов и психологов. Пятидесятническое движение считает этот дар свидетельством присутствия Святого Духа. В основе этого убеждения лежат слова апостола Павла о «языках человеческих и ангельских». Но действительно ли мы имеем дело с языком? А может, это лишь психолингвистический феномен, не имеющий отношения к сверхъестественному? Ответы на эти вопросы даёт книга Уильяма Дж. Самарина «Наречия людей и ангелов: религиозный язык пятидесятничества» (Tongues of Men and Angels: The Religious Language of Pentecostalism), ставшая классикой в исследовании глоссолалии.

Что такое глоссолалия?

Глоссолалия (от греч. glōssa — «язык» и lalein — «говорить») — это речь, состоящая из последовательностей звуков, напоминающих язык, но не являющихся осмысленным текстом на каком-либо известном наречии. Явление широко распространено в харизматических и пятидесятнических общинах, где считается проявлением дара Святого Духа.

Сторонники утверждают, что человек в этот момент говорит на небесных, ангельских или забытых человеческих языках. Оппоненты же видят в этом пример автоматической речи, возникающей в условиях религиозного транса.

Что пишет Самарин?

Уильям Самарин, лингвист и антрополог, несколько лет изучал практику глоссолалии в пятидесятнических церквях. Его наблюдения базируются на анализе аудиозаписей, интервью и полевых исследований. Выводы Самарина однозначны: глоссолалия не является языком в научном смысле.

Почему?

  1. В глоссолалии нет устойчивой грамматики.
  2. Нет фиксированного словаря.
  3. Звуковые комбинации напоминают структуру реальных языков, но повторяются стереотипно.
  4. Отсутствует семантическая нагрузка — смыслового содержания нет.

Другими словами, глоссолалия — это имитация речи, создающая иллюзию языка, но не несущая смысла. Самарин подчеркивает: это не обман сознательный, а психолингвистический феномен, связанный с особым состоянием человека в религиозной среде.

Почему верующие считают это даром?

Пятидесятники опираются на книгу Деяний, где описан эпизод Пятидесятницы: апостолы «начали говорить иными языками, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4). Традиционная интерпретация — они получили способность говорить на иностранных языках, чтобы проповедовать разным народам.

Но апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (1 Кор. 13:1) говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими...». Именно эта фраза дала основание верить, что существует сверхъестественная речь — «ангельские языки».

Позиция РПЦ и упрощение проблемы

-2

Русская Православная Церковь, сталкиваясь с вопросами глоссолалии, обычно отмахивается от проблемы, упрощая объяснение библейской Пятидесятницы как говорение на «иностранных языках». Такой подход игнорирует апелляцию Павла к «ангельским языкам». Как говорил Глеб Жеглов: «Если бы это было так просто, мы бы их всех давно переловили.» Если бы всё сводилось к знанию иностранных языков, то вопрос был бы закрыт. Но нет: текст Нового Завета ясно демонстрирует, что речь идет не только о человеческих языках.

Однако здесь кроется парадокс. Павел, рассуждая о дарах Духа, утверждает, что говорение на языках — это духовное переживание, но сам не даёт ясных критериев проверки подлинности этого дара. В результате каждый, кто произносит нечленораздельные звуки в экстазе, может счесть себя «носителем ангельской речи».

Ангельские языки или психологический эффект?

Если прочитать внимательно все отрывки из 1 Кор. 12–14, видно, что Павел допускал хаос в коринфской общине из-за массового говорения на языках. Он даже призывает: «Лучше пять слов сказать разумом, чем тьму слов на языках». Это показывает, что даже в первохристианской церкви глоссолалия была проблемой.

Теперь вопрос: действительно ли Павел описывал сверхъестественный феномен или же это была культурная практика своего времени?

Многие исследователи, включая Самарина, утверждают, что глоссолалия не уникальна для христианства. Подобные практики встречались у шаманов, в античных мистериях, в африканских культах. Это объясняет, почему Павел мог воспринять эмоциональную речевую экспрессию как «дар Духа». Он интерпретировал явление своего времени, не имея научного инструментария.

Василий Ряховский  (30 лет)(слева) и Иван Федотов (30 лет)(справа), епископы и духовные руководители нелегальной Церкви пятидесятников на процессе 1960 года. Глоссолалия пятидесятников рассматривалась атеистической властью как антиобщественная и изуверская практика. Федотов был осужден на 10 лет лагерей, Ряховский, у которого к тому времени было пятеро детей, получил, с учетом этого обстоятельства, только 3 года.
Василий Ряховский (30 лет)(слева) и Иван Федотов (30 лет)(справа), епископы и духовные руководители нелегальной Церкви пятидесятников на процессе 1960 года. Глоссолалия пятидесятников рассматривалась атеистической властью как антиобщественная и изуверская практика. Федотов был осужден на 10 лет лагерей, Ряховский, у которого к тому времени было пятеро детей, получил, с учетом этого обстоятельства, только 3 года.

Доказательства поддельности глоссолалии

Существует несколько аргументов, которые подтверждают вывод Самарина:

  • Отсутствие перевода
Павел говорит: «Если нет истолкователя, молчи в церкви» (1 Кор. 14:28). Но практика истолкования в пятидесятнических церквях носит произвольный характер. Лингвисты не обнаружили ни одного случая, где «перевод» глоссолалии был воспроизводимым.
  • Эксперименты Самарина
Он проводил тесты с участниками, просил повторить «полученные языки» через время. Результат: повторяемости нет.
  • Сравнение с реальными языками
Структура глоссолалии напоминает «фонологическую маску» языка — есть слоги, интонация, ритм, но нет грамматики и лексики.

Вывод очевиден: глоссолалия не язык, а форма эмоциональной экспрессии.

Примитивный характер веры в «языки»

Рассмотрев доказательства поддельности глоссолалии, мы делаем важный вывод: это заблуждение не современное, а придумано ещё апостолом Павлом. Оно отражает примитивный характер мышления древнего человека, который склонен объяснять экстатические состояния через мистику.

Для Павла это был способ показать духовность, отделить «своих» от «чужих». Но сегодня, когда мы знаем основы лингвистики и психологии, наивно думать, что набор бессмысленных звуков — «ангельский язык».

Почему этот феномен жив?

Несмотря на разоблачения, практика глоссолалии продолжает существовать. Почему?

  • Эмоциональный катарсис: в состоянии транса человек испытывает чувство освобождения.
  • Групповая динамика: совместная практика усиливает чувство общности.
  • Авторитет традиции: если Павел говорил об «ангельских языках», значит, это «свято».

Таким образом, глоссолалия — это не «дар Духа», а социально-психологический механизм.

Заключение

Книга Уильяма Самарина «Наречия людей и ангелов: религиозный язык пятидесятничества» (Tongues of Men and Angels: The Religious Language of Pentecostalism) остаётся фундаментальной для понимания природы глоссолалии. Она показывает, что мы имеем дело не с небесной речью, а с феноменом, корни которого уходят в древние мистерии и психологические особенности человека. Апостол Павел, возможно, искренне верил в «ангельские языки», но его вера основана на ограниченном мировоззрении своего времени.

Сегодня, глядя на это с позиции науки, мы должны признать: глоссолалия — это не язык, а иллюзия языка. И в этом нет ничего сверхъестественного, кроме силы человеческой веры.

Говорение ангельскими языками и его истолкование на тайном собрании нерегистрированных пятидесятников в лесу в 60-е годы
Говорение ангельскими языками и его истолкование на тайном собрании нерегистрированных пятидесятников в лесу в 60-е годы

Иван Федотов в 1960-м году накануне ареста, в возрасте тридцати лет. За веру в ангельские языки и проповедь крещения Святым Духом провел в заключении 10 лет, выйдя на свободу был рукоположен в епископы Объединенной церкви христиан веры евангельской (самая массовая и нелегальная пятидесятническая церковь в СССР), женился и вскоре был снова осужден на три года. После освобождения служил епископом общины в Малоярославце и в 1981 году был в третий раз осужден, теперь на пять лет, за обучение христианству детей. В 2002 году, после смерти начальствующего епископа ОЦХВЕ Виктора Белых, возглавил нерегистрированных пятидесятников бывшего СССР и оставался главой церкви почти десять лет до своей смерти в 2011 году.
Иван Федотов в 1960-м году накануне ареста, в возрасте тридцати лет. За веру в ангельские языки и проповедь крещения Святым Духом провел в заключении 10 лет, выйдя на свободу был рукоположен в епископы Объединенной церкви христиан веры евангельской (самая массовая и нелегальная пятидесятническая церковь в СССР), женился и вскоре был снова осужден на три года. После освобождения служил епископом общины в Малоярославце и в 1981 году был в третий раз осужден, теперь на пять лет, за обучение христианству детей. В 2002 году, после смерти начальствующего епископа ОЦХВЕ Виктора Белых, возглавил нерегистрированных пятидесятников бывшего СССР и оставался главой церкви почти десять лет до своей смерти в 2011 году.

А вы верите в ангельские языки? Расскажите в комментариях.