Найти в Дзене

ЕНИНЫ И ХОЛОПОВЫ

Продолжение публикаций Андрея Михайленко, посвящённых истории села Озёрное (Рождественское, Дурасовка) Аткарского района Саратовской области.

Предыдущие статьи:

НЕКЛЮДОВЫ - ПЕРВЫЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ.

ДУРАСОВЫ (Часть 1). САРАТОВСКИЙ ВОЕВОДА СТЕПАН ДУРАСОВ.

ДУРАСОВЫ (Часть 2). НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ ВОЕВОДЫ ДУРАСОВА.

В качестве помещика по третьей ревизии в селах Рождественское и Идолга (в базе данных Государственного Архива Саратовской области сёла упоминаются, практически всегда, совместно), наряду с потомками Степана Дурасова, фигурирует Семён Петрович Енин (в некоторых документах Генин). По состоянию на 1764 год крепостных крестьян у него было 46 душ обоего пола. О самом Семёне Енине очень скупые сведения. На момент ревизии он пребывал в отставке, завершив военную службу в чине капрала, но получил по выходу повышение до прапорщика в 1777 году. Двоякое написание фамилии обусловлено, вероятнее всего, реформой русского языка, проведённой Петром I. Например, месяц январь писался до первой половины XVIII века как «генварь». Во всяком случае, родственники и наследники во всех источниках указываются как Енины.

Фрагмент описи дел РГАДА Ф. 286. Герольдместерская контора. Оп. 2 Кн. 30. Л. 194-205
Фрагмент описи дел РГАДА Ф. 286. Герольдместерская контора. Оп. 2 Кн. 30. Л. 194-205

Енины – старинный дворянский род, внесённый в I часть Дворянской книги Саратовской губернии, а также ещё ряда российских регионов (Воронежской, Екатеринославской и т.д.). Общий Гербовник дворянских родов Российской империи герба дворянского рода Ениных не содержит. Гербы имели только наиболее состоятельные дворянские семьи и только среди наследных дворян, так как для официального закрепления герба требовалась процедура обращения к государственному герольдмейстеру и доказательство заслуг рода.

Первые представители фамилии Ениных упоминаются со второй половины XVII века, однако проследить родословную предков Семёна Петровича Енина пока не удалось. Есть лишь такое упоминание в писцовых книгах от 1646 года в Коренском стане Белгородского уезда «Деревня Чураева на реке на Кореню. Поместья за детьми боярскими: Гришко Переславцев. Пётр Енин», но вряд ли указанный Пётр Енин является отцом Семёна Петровича в силу большой разницы в возрасте.

В третьей ревизии указывается, что часть крестьян «Генину С.П. достались после первой его жены Василисы Григорьевны», а до неё по второй ревизии, принадлежали Щукиной Дарье Петровне, вдове, и были переведены в Рождественское из деревень Щукино и Палатцовка (предположительно, Пензенский уезд – А.М.). Здесь несложно сделать вывод, что Семён Петрович овдовел, впоследствии вновь женился, имя новой жены неизвестно. Из представленных данных можно предположить, что скончался Семён Петрович Енин в 1779 г. Данные о дате и месте его рождения найти не удалось, а вот о двоих детях немного информации есть.

Сын, Николай Семёнович Енин, по четвёртой ревизии (1782 г.) указан как недоросль, получивший от отца-капрала в 1779 году в наследство часть душ мужского и женского пола (9 чел.). Исходя из этого, родился он не позднее 1767 года. Часть крестьян в 1780 году в наследство получила дочь – Мария Семёновна Холопова (в девичестве Енина). Муж Марии Семёновны, Лорион Фомич Холопов, отставной прапорщик, имел своих крестьян, переведённых в с. Рождественское из д. Холоповки Тамбовского наместничества в 1780 г. По всей видимости, он имеет свои корни от древнего дворянского рода Холоповых, записанных в VI части родословной книги Тамбовской и Вологодской губерний и восходящие к XVII в. В Гербовнике информация о них отсутствует. Есть еще несколько родов Xолоповых более позднего происхождения.

О сыне, Николае Семёновиче, также известно, что по пятой ревизии (1795 г.) он записан уже как «канцелярист, из дворян», числится владельцем тринадцати душ мужского и такого же количества женского пола в селе Дурасовка (бывш. Рождественское), часть которых переведены из с. Девяти Дубов Карачевской округи Орловского наместничества в 1792 и 1793 г.г., часть достались в наследство от сестры – Холоповой Марии Семёновны. Кстати, ещё 48 крестьян обоего пола числятся как «оставшиеся после Холоповой М.С. Без наследников и состоящие в казенном ведомстве до решения дела». Чем закончилось решение дела, пока установить не удалось, но можно сделать вывод, что к моменту пятой ревизии Марии Семёновны Холоповой уже не было в живых.

Жена Николая Семёновича – Матрёна Ефимовна Енина – также числится владелицей 7 д.м.п. и 6 д.ж.п., в селе Дурасовке по пятой ревизии. Крестьяне были куплены у Чичеговой Анны Савельевны, корнетши, вдовы, в 1791 г., Гавриловой Авдотьи Артемьевны, прапорщицы, в 1791 и 1795 г.г., Попова Игнатия Федоровича и Пухова Максима Дементьевича, прапорщиков, в 1795 г. Из каких сёл – указаний нет, но точно были переселены из других регионов.

Генеалогическое древо Семёна Петровича Енина можно представить следующим образом:

Генеалогическое древо Семёна Енина
Генеалогическое древо Семёна Енина

Выше уже упоминалось, что фамилия Ениных внесена в первую часть Книги Дворянских родов Саратовской области. Сама книга содержала шесть частей (разрядов), фамилии заносилась в соответствующею часть по степени «благородства» в соответствии с Жалованной грамотой.

К первому разряду относилось действительное дворянство, которое даровалось монархом лично и подтверждалось специальным дипломом, гербом и печатью. Сюда же относились дворянские роды, имевшие «давность до 100 лет».

Второй разряд содержал перечень лиц, получивших право на дворянство за военную службу. По указу Петра I от 16 января 1721 г. его получали «все обер-офицеры, которые произошли не из дворянства», а также их потомки. Так называемое военное дворянство.

К третьему разряду относилось «осьмиклассное» дворянство, заслужившее свое звание на гражданской службе. Под ними подразумевались «все служители российские или иностранные, которые осьми первых рангов находятся или действительно были». Иностранцы должны были принести присягу на верность российскому престолу.

К четвертому разряду относились иностранные роды, принявшие российское подданство.

К пятому разряду относились титулованные роды – князья, графы, бароны и др. Эти титулы были наследственными, однако, каждый их носитель должен был иметь персональную грамоту от государя, подтверждающую степень его достоинства.

К шестому разряду относились древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I.

Жалованная грамота дворянству
Жалованная грамота дворянству

Фактически, рост дворянских сословных привилегий завершился после утверждения Екатериной II в 1785 году «Грамоты на права вольности и преимущества благородного дворянства». Подтверждалось полное право дворян распоряжаться своими поместьями, а также крепостными: продавать их, завещать.

Состав саратовского дворянства в конце XVIII в. выглядит следующим образом: 60,4% потомственных дворян губернии, занесенных в родословную книгу 1787–1796 гг., получили дворянство путем выслуги или пожалования и относились к так называемому «новейшему» дворянству, записанному в первую, вторую и третью части родословной книги, 39,6% являлись «родовыми или столбовыми» дворянами или представителями «старшего» дворянства (они были записаны в четвертую, пятую и шестую части родословной книги).

Весьма примечательным фактом является то, что во время пятой ревизии появляется новое название села Рождественского – Дурасовка.

Андрей Михайленко, 2025

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1.Государственный архив Саратовской области, ЕАИС, Фонд 28.

2.Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства. — Санкт-Петербург: Губ. тип., 1885.

3.Историческая летопись курского дворянства / Сост. чл. С.-Петерб. археол. ин-та А. А. Танков. Т. 1. — Москва: Изд. курск. дворянства, 1913.

4.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.