Найти в Дзене
Дед Боровик

Память!

Братское захоронение воинов 7-й бригады морской пехоты
Братское захоронение воинов 7-й бригады морской пехоты

1.

Дождь шёл вторые сутки, большая редкость для Севастополя. Двое поседевших мужчин, слегка за 60, стояли перед памятником «Братская могила воинам 7 бригады морской пехоты».

Они приехали рано утром. Ещё не было 8:00 утра. Машину оставили у дороги, поднялись на холм к памятнику. В бетоне стелы - профиль отлитый матрос с автоматом. Серое небо, огромная редкость для их родного города. Мелкая сетка дождя застилала видимость.

Положив букеты сирени, они молча встали и стояли. Сирень - цветок верности. Верность долгу проявили все матросы 7 бригады морской пехоты Жидилова Е. И. Чуть дальше, расположена гора Гасфорта, которую в декабре 1941 года, в бессильной злобе, не сумев прорвать оборону моряков, фрицы прозвали «Матросская высота». На этой высоте дрались их деды, которым тогда было в два раза меньше, чем им сегодня. Шёл нескончаемый дождь. Оба промокшие они стояли, молча, склонив голову…

Ещё мальчишками в 1970 они дали друг другу клятву приходить на это место 9 мая и 3 июля. Здесь их познакомили их прабабушки и бабушки.

Двое мужчин под дождём у памятника воинам Великой Армии, Великого Советского народа. Один был чуть выше и стройный для своих лет. Второй невысокий, полный и плотный. Они стояли, отдавая свой долг памяти и верности тем, благодаря кому они живут на родной земле. Могут говорить на родном русском языке. Они не считали время, стоя у памятника, им было что сказать погибшим морякам …

- Ну, что, пошли, Серёга? - спросил, который постройней.

- Пожалуй, да. Пошли, Аркаша! - ответил Сергей.

Они молча спустились с холма. Сели в машину. Яркий представитель германского автопрома из города волков, завёлся с полпинка.

- Поехали. Помянем? - спросил Аркадий.

- Однозначно. Без вариантов. - ответил Сергей.

- Пока ты вчера колдовал над своим «Пассатом», я смотался в магаз и сгамстролил солянку, - продолжил Сергей.

- Во! Точно! Любимая фраза мой прабабушки Розы. Сгамстролить. - сказал Аркадий.

- Сейчас! Держи карман шире. Это любимая фраза моей прабабушки Кати. -ответил Сергей.

- Спорим, не подерёмся? – спросил Аркадий.

- На хрена нам с тобой драться? В холодильнике уже запотели со вчерашнего дня 3 поллитры водки собственного производства, солянка, котлеты. И мы, два мелированных дурака подерёмся? Уже не дети. Наши прабабушки -бабушки нас, там, наверху не поймут. - ответил Сергей.

- Это точно! Не поймут, - промолвил Аркадий. И они замолчали. Машина легко неслась по Крымской дороге. Шёл дождь. Движение на трассе по ЮБК (Южный берег Крыма) было относительно неинтенсивным. Каждый думал о своём. А фактически об одном и том же.

2.

…- Катя! Наши подрались между собой. Только, разняла, - сказала бабушка Роза (вообще-то прабабушка Аркаши), очень пышная дама с копной густых седых волос на голове. Было 9 мая 1970. Они только приехали с возложения венков к памятнику воинам 7 бригады морской пехоты. Был солнечный день. Уютный дворик внутри частного дома на Матюхе на улице Ивана Голубца. Матюха - район горы Матюшенко, до войны Рудольфова слобода - один из самых старых районов Севастополя.

- Только три часа назад их познакомили. Приехали домой и они уже подрались. - продолжила бабушка Роза.

- Нормально. Мальчики самоутверждаются. Подерутся-помирятся… - спокойно ответила бабушка Катя (собственно, прабабушка Сергея) стройная седая женщина, сидя на табуретке, покуривая «Беломорину» (пристрастилась на войне) и попивая, крепкий кофе с кардамоном и острым перцем.

- Роза! Не делай нервы и спокойно сядь пить кофе. Подрались. Сами разберутся. Потом, будут дружить - водой не разольёшь. - невозмутимо и спокойно продолжила Катя. Любимая прабабуля Сергея, она же Екатерина Петровна.

-Так, где вся молодёжь? Когда накроют стол? - зычным командным голосом продолжила она. Под словом «Молодёжь» подразумевались мамы Сергея и Аркадия, незабвенные, Людмила Петровна и Зоя Исааковна.

-Люда! Зоя! Мы будем сегодня садится или как? Девочки! Поторопитесь. Быстро что-нибудь сгамстолите и накрывайте. Роза! Не стой столбом. Сядь и пей кофе, - по командному и чёткому голосу прабабушки было ясно, что она хочет.

-Ба! Одну минуту. Дай дожарим султанку и всё. – ответила Люда.

-Хорошо. Тогда, мы с Розой спокойно пьём кофе. - сказала прабабушка Катя.

- Так! Эти двое за бортом! Сергей и Аркадий! Идите оба сюдой! - продолжила Екатерина Петровна.

- Мы здесь. - хором ответили Сергей и Аркадий, влетая с улицы через калитку в стене ограды, сложенной из природного камня. Кто помнит Севастополь 60-х и 80-х годов прошлого века, хорошо запомнил, аккуратно покрашенные дома и стены извёсткой к Пасхе и 9 мая. Тот неповторимый аромат сирени и красоты, радующей глаз от белизны домов и зелени по всему городу.

- Вы деда Соломона позвали? Кофе стынет.

- Да. Позвали. Скоро будет. – снова хором ответили Аркадий и Сергей.

- Ладно. Идите. По команде, со всеми садитесь за стол, - сказала прабабушка Катя и продолжила пить свой кофе, дымя беломориной.

- Есть. - ответили Сергей с Аркадием и их в мгновение сдуло со двора на улицу.

- Ладно. Давай мирится. - уже на улице, предложил Аркадий, поправляя воротник порванной рубашки. - Не хило ты меня кинул через бедро. Кто научил? - улыбнувшись, продолжил Аркадий.

- Папа! Кто же ещё. Ты тоже молодец! Неплохо мне засадил в глаз. Кажись, будит «фонарь»! - сказал Сергей.

- Похоже на то. «Фонарь» будет. Третий год занимаюсь боксом на «Спартаке» у «Победы». - гордо и уверенно сказал Аркадий.

- Понятно Ладно. Пройдёт! Давай поклянемся в дружбе! - ответил Сергей.

- Давай! - ответил Аркадий

- Мирись! Мирись! Мирись! И больше не дерись. Если будешь драться, я буду кусаться. - они оба одновременно произнесли это заклинание и пожали друг другу руки своими правыми мизинцами.

В тот день 9 мая 1970, они дали ещё одну клятву. Клятву друг другу простых Советских мальчишек. Раз их познакомили на день Победы у памятника морякам - морским пехотинцам, значит будут приходить к памятнику вдвоём каждый год. Они были из поколения, родившегося через 15 лет после самой страшной войны, выпавшей на долю их родных и близких. Великая Отечественная война! Севастопольская земля на которой они родились и росли, ещё не зарубцевала те страшные раны, которые оставила война. По утрам, с «Хрусталки» были видны развалины Константиновского равелина и потемневшие от пожара стены Михайловского равелина.

Шагая стайкой мальчишек купаться к морю, через развалины древнего Херсонеса, ещё был виден разбитый купол Владимирского собора, где по преданиям крестили Русь. У здания Покровского собора, ставшего архивом, была видна надпись «Проверено. Мин нет». Развалины 35 береговой батареи, на которую им строго настрого бабушки и мамы запрещали ходить. Музей Черноморского флота, за зданием на площадке которого стояли пушки и орудия, где они потом, часами пропадали, играя в войну… Все они был молчаливыми свидетелями героизма и славы защитников города военно- морской славы Советского Союза. Другими они не могли вырасти на этой святой земли, обильно политой кровью Советских людей.

-Даю, честное пионерское!

-Даю, честное пионерское! ...

-2

3.

Прошли годы. Уже нет той Великой страны, в которой они росли с верой в Коммунизм! Ушли их прабабушки, бабушки и мамы. Остались они - два друга с детства. Убелённые сединой, с морщинами на лицах и сверкающим задором в глазах. Осталась их клятва, данная в детстве на всю жизнь. Жизнь разбросала их обоих по просторам Родины. Один служил на Севере, второй на Дальнем Востоке. Один осел в Архангельске, другой - вернулся в родной город.

В Гурзуфе в квартире, купленной сыном Аркадия, в новом доме на Ленинградской, они собрали стол и сели вдвоём. Сергей разлил по рюмкам водочку своего домашнего изготовления.

- Давай, Серёга! С тебя первый тост! - сказал Аркадий.

- Даю! Аркаша! За день Победы нашего Советского народа в Великой Отечественной Войне! Пошёл шпиль!

Они выпили. Водка пошла хорошо, согревая тело и душу. Закусь редисочка, зелёный лучок пером, свежие огурчики с чёрным хлебушком порадовали вкусом желудок…

По телеку они прослушали праздничную речь Президента. Опять, в очередной 22 раз, Президент в своей речи забыл упомянуть имя Великого Человека - Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Советского Союза, под чьим руководством мы победили в этой страшной войне. Самой кровопролитной войне в Истории Человечества.

Цена этой Победы - 27 миллионов жизней нашего Великого Советского народа. Чего проще назвать имя - Генеральный Секретарь ЦК ВКП (б), Генералиссимус, Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Победы за номером 3 - Иосиф Виссарионович Сталин. Обидно, неприятно и непонятно. Называть город Сталина - Сталинград на один день, а потом, опять называть Волгоградом, тоже непонятно. Сделать из города, где сломали хребет гитлеровской сволочи, вторую Золушку из сказки братьев Гримм, тоже непонятно.

Весь Мир знает город Сталинград, Сталинградская битва. Во многих городах и столицах Европы есть улицы, бульвары в честь Сталинграда, а у нас всё на один день. Как в сказке про Золушку. Закрытый от взора зрителей Мавзолей не внушал особой радости и энтузиазма смотреть Парад, но надо.

Нагрузив дейдвуды своих желудков водочкой и снедью, они спели «Волховскую застольную», «На братских могилах», «Красные маки» и расползлись по каютам, в смысле ,комнатам. Через 4 часа они встанут продолжат до 2 ночи, тихо потягивая по рюмашке смотреть фильмы о войне…

20.05.2023

Дед Боровик и Боровичок