Найти в Дзене
Моя Италия

Перед стартом сезона 25/26. «Фиорентина» — главный инноватор

Интересный факт: «Фиорентина» прошлого сезона была одной из самых низко расположенных и выжидательных команд Серии А в игре без мяча. Под руководством Палладино «Виола» завершила чемпионат со вторым с конца показателем по количеству прессинга на чужой половине поля (хуже была только «Монца») и с самым низким показателем по числу контрпрессингов в той же зоне. Пришли: Симон Сом (чентрале, медиано, треквартиста), Якопо Фаццини (чентрале, треквартиста), Эман Коспо (центральный защитник), Роберто Пикколи (пунта), Эдин Джеко (пунта), Лука Леццерини (вратарь), Маттиа Вити (центральный защитник). Ушли: Риккардо Соттиль, Пьетро Терраччано, Оливер Кристенсен, Андреа Кольпани, Эдоардо Бове, Данило Катальди, Ясин Адли. Не так просто объяснить, что произошло с «Фиорентиной» между последним туром прошлого сезона и первым матчем только что начавшегося. Казалось, команда стоит в начале пути, который уже принес ей хороший сезон — шестое место в чемпионате и полуфинал Лиги конференций. Но вскоре все ру

Интересный факт: «Фиорентина» прошлого сезона была одной из самых низко расположенных и выжидательных команд Серии А в игре без мяча. Под руководством Палладино «Виола» завершила чемпионат со вторым с конца показателем по количеству прессинга на чужой половине поля (хуже была только «Монца») и с самым низким показателем по числу контрпрессингов в той же зоне.

Пришли: Симон Сом (чентрале, медиано, треквартиста), Якопо Фаццини (чентрале, треквартиста), Эман Коспо (центральный защитник), Роберто Пикколи (пунта), Эдин Джеко (пунта), Лука Леццерини (вратарь), Маттиа Вити (центральный защитник).

Ушли: Риккардо Соттиль, Пьетро Терраччано, Оливер Кристенсен, Андреа Кольпани, Эдоардо Бове, Данило Катальди, Ясин Адли.

Не так просто объяснить, что произошло с «Фиорентиной» между последним туром прошлого сезона и первым матчем только что начавшегося. Казалось, команда стоит в начале пути, который уже принес ей хороший сезон — шестое место в чемпионате и полуфинал Лиги конференций. Но вскоре все рухнуло. 30 мая Раффаэле Палладино, молодой тренер, на которого, как казалось, хотели сделать ставку для долгосрочного проекта, расторг контракт, который продлил всего чуть больше чем за три недели до этого, и до сих пор неясно, по какой причине.

Сначала говорили, что у него уже есть соглашение с «Аталантой», которая искала преемника Гасперини. Но затем бергамаски повернули в сторону Ивана Юрича, и сейчас трудно сказать, остался ли Палладино ни с чем или же причины были иными.

Таким образом, «Фиорентина» не воспользовалась правом выкупа Андреа Кольпани, хотя это казалось простой формальностью, связанной со структурой сделки (решение выглядит ещё более странным с финансовой точки зрения, учитывая, что фактически клуб заплатил четыре миллиона за сухую аренду). То же самое произошло и с Данило Катальди и Ясином Адли — самыми важными полузащитниками прошлого сезона, которых «Фиорентина» могла бы заполучить всего за 17 миллионов евро.

«Фиорентина» окончательно лишилась и Эдоардо Бове, в результате чего полузащита команды оказалась почти полностью перестроенной по сравнению с прошлым сезоном.

То, что «Фиорентина» так резко изменила курс на трансферном рынке, не так уж очевидно, как может показаться сегодня. Стоит немного напрячь память, чтобы вспомнить: ещё в начале 2025 года команда Палладино находилась всего в трёх очках от четвертого места, несмотря на то что ее самый яркий период остался позади несколько месяцев назад.

Именно уход Эдоардо Бове стал водоразделом в сезоне «Фиорентины» — и не только с эмоциональной точки зрения. Римский полузащитник был «изобретен» Палладино как ложный левый ала: благодаря своей энергии он обеспечивал баланс системы. После его сердечного приступа, который до сих пор не позволяет ему вернуться в футбол (хотя в последние дни появились слухи о возможном возобновлении карьеры в Бундеслиге), «Фиорентина» угодила в ужасную серию из семи поражений и двух ничьих в следующих 15 матчах, фактически похоронив свои шансы на борьбу за верхние строчки таблицы.

Вторая половина сезона оказалась менее яркой, чем первая, но Палладино всё же сумел найти новую схему, которая позволила довести корабль до гавани, — 3-5-2. Это решение нельзя назвать гениальной находкой для Серии А, но оно всё же придало определённую прочность команде, которая нередко в прошлом сезоне выглядела разобранной.

«Фиорентина» в 2025 году с новым модулем добивалась и громких результатов (например, 3:0 с «Ювентусом» или 1:0 с «Аталантой» Гасперини), но была уже лишь отдалённым подобием новым воплощением идей Палладино в «Монце» — с ротациями и изящными комбинациями на ограниченном пространстве. Именно этого футбола, как мне кажется, ждали и в руководстве «Виолы», когда годом ранее решили сделать ставку на этого тренера.

Конечно, маловероятно, что именно это стало причиной расставания с Палладино, но так или иначе, оказавшись перед необходимостью искать нового тренера, «Фиорентина» сделала крайне прагматичный выбор. Так, после переговоров, которые, возможно, затянулись дольше, чем ожидалось, в клуб пришел Стефано Пиоли — тренер, который не оставил в Италии воспоминания о зрелищном футболе, но который отлично знает Флоренцию. К тому же с момента его ухода из «Виолы» в послужном списке Пиоли появился ещё и скудетто. Cогласитесь, это немало.

Стефано Пиоли, похоже, решил начать с того хорошего, что оставил после себя Палладино. Он трёх явных лидеров (Де Хеа, Комуццо и Кина); оборона в три защитника в целом работала («Фиорентина» завершила сезон с шестой по надёжности защитой чемпионата) и позволила Додо и Госенсу в полной мере проявить свои атакующие качества (вдвоём они обеспечили 6 голов и 9 результативных передач).

Дэвид Де Геа
Дэвид Де Геа

То, как именно Пиоли собирается строить игру на этих основах, пока менее очевидно, и уходящее лето не сильно помогло прояснить ситуацию. Вратарский вопрос был снят: больше нет двусмысленности с «двумя первыми номерами» — хотя, надо сказать, в прошлом сезоне это было лишь видимостью, — и Терраччано свободно подписал новый контракт с «Миланом». Его место занял Лука Леццерини, воспитанник «Фиорентины». Вторым голкипером, однако, должен стать Томмазо Мартинелли, взятый из Примаверы и уже несколько лет находящийся в системе юношеских сборных Италии, от которого во Флоренции ждут многого.

И в обороне работа шла в основном точечная, с добавлением молодых талантов. Помимо подъёма из Примаверы Эдди Куадио, был подписан и Эман Коспо — швейцарец боснийского происхождения, который в последние годы воспитывался в академии «Барселоны». Каталонцы были очень впечатлены его выступлениями в Юношеской лиге УЕФА (в итоге выигранной в финале против «Трабзонспора») и готовили его для постепенного вхождения в первую команду. Однако желание самого игрока как можно скорее играть на профессиональном уровне помогло «Фиорентине» заключить с ним контракт. Посмотрим, удастся ли ему уже в этом сезоне набрать первые игровые минуты, как он сам надеется.

Ситуация в полузащите оказалась сложнее: по причинам, требовалось более серьёзное вмешательство. С трансферного рынка пришли два игрока, крайне разных по профилю. Симон Сом — динамичный медзала с умением контроллировать мяч, который отлично проявил себя в «Парме» в прошлом сезоне и, похоже, уже заслужил доверие Пиоли. А также Якопо Фаццини — лёгкий и техничный треквартиста, чьё место в системе «Фиорентины» пока не до конца понятно.

В первых двух официальных матчах Пиоли выбрал схему 3-4-2-1 с двумя треквартистами: Ндур должен был подключаться в штрафную, компенсируя движения навстречу мячу Гудмундссона слева. Однако после трудного первого тайма против «Кальяри» в дебютном туре чемпионата Пиоли вернулся к более классической схеме 3-5-2, убрав с поля Ндура и выпустив Мандрагору, и «Фиорентина» сразу же стала выглядеть более целостной.

Вероятный стартовый состав
Вероятный стартовый состав

Мандрагора, который продолжает оказывать на игру «Фиорентины» куда большее влияние, чем принято думать, забил красивый гол головой, ворвавшись между двумя центральными защитниками — то есть делая именно то, что теоретически должен был выполнять Ндур. Складывается впечатление, что с этого момента его будет крайне сложно убрать с поля, разве что поступит предложение, от которого невозможно отказаться.

Вопрос с полузащитой «Фиорентины» — это сложный пазл, переплетающийся и с тем, что клуб делает в атаке. Удержав Кина, «Фиорентина», похоже, выбрала его сменщика – Эдина Джеко, опередив «Болонью». Это серьёзные расходы на зарплату игрока, которого, возможно, рассматривали также как «старого мудреца», способного помочь Кину выйти на ещё более высокий уровень.

Роландо Мандрагора
Роландо Мандрагора

Казалось, это был осмысленный инвестиционный шаг: два игрока высокого уровня на одну позицию, в команде, которой предстоит провести около полусотни матчей в трёх разных турнирах. Но приход Роберто Пикколи за как минимум 25 миллионов евро снова смешал карты. Пикколи провёл очень сильный сезон в «Кальяри» — о чём говорит и сумма трансфера, — и долгое время его имя связывали с клубами верхнего эшелона Серии А. Трудно представить, что «Фиорентина» готова оставить ему лишь роль запасного. Значит ли это, что переход к схеме 3-5-2 станет окончательным? Или уверенность клуба в физическом состоянии Эдина Джеко была не столь прочной, как казалось?

В случае если Пикколи и Кин будут играть вместе в 3-5-2, возникнет целый ряд новых вопросов. Первый любит смещаться по всему фронту атаки, много работать с мячом и, главное, часто бить по воротам: только шесть игроков в Серии А нанесли больше ударов, чем Пикколи — и одним из них был сам Мойзе Кин (соответственно 97 и 104 удара). Учитывая, что «Кальяри» была одной из команд, наносящих меньше всего ударов в Серии А, вполне можно ожидать, что эти показатели вырастут ещё больше.

Роберто Пикколи
Роберто Пикколи

Возможно ли совместить двух нападающих, которые так сильно стягивают на себя игру? Насколько это оправдано? Оба, безусловно, смогут обеспечить надёжный вариант при игре в длинные передачи, что вполне вероятно при Стефано Пиоли. Пикколи в прошлом сезоне входил в число форвардов Серии А, чаще всего побеждавших в верховых дуэлях (3,17 за 90 минут — более чем вдвое больше, чем у Мойзе Кина, с его 1,40).

Схема 3-5-2 с двумя чистыми нападающими также лишила бы места в основе Альберта Гудмундссона — один из главных вопросов, доставшихся «Фиорентине» ещё с прошлого сезона. Исландский талант приехал во Флоренцию после двух ярких лет в «Дженоа», и ожидания от него были велики. Хотя нельзя сказать, что он совсем разочаровал (в итоге — 8 голов и 3 передачи), впечатление такое, что он так и не нашёл способ раскрыться полностью. Концовку сезона Гудмундссон провёл на подъеме, играя именно вторым нападающим в новой схеме 3-5-2, в команде, которая постепенно опускала баричентро всё ниже. Ждать ли нам его в новой роли левого медзалы? Можно ли такую смелую идею реально воплотить на поле, учитывая, что у команды уже проявились первые трещины в оборонительной линии? Если Пиоли решит эту задачу, то, возможно, это станет главной тактической новонкой нового сезона.

Это проблема, которая вписывается в более широкий тактический контекст. Уже в первых двух матчах сезона мы увидели «Фиорентину» с более высоким баричентро, гораздо более агрессивную по сравнению с прошлым годом. Но при сжатом игровом пространстве на чужой трети Альберту Гудмундссону будет куда сложнее демонстрировать те молниеносные прорывы с мячом, которые он показывал в реактивной «Дженоа» Джилардино.

Последние дни трансферного окна обещают быть хаотичными для «Фиорентины». В последние часы появилось сообщение, что «Аль-Хиляль» сделал предложение в 35 миллионов евро за Комуццо, и его продажа вновь могла бы перевернуть баланс внутри команды. При этом состав и так требует сокращения: «Фиорентина» переполнена игроками.

Наиболее вероятный результат: команда Пиоли с хорошими шансами поборется за место в еврокубках.

Подписки:

Открытый канал в Telegram

Открытый канал на Дзене

Премиум-канал в Telegram

Премиум-канал на Дзене

Всем, кто любит Италию, я говорю GRAZIE!